Врата сортировки


5-е занятие. Врата Сортировки. Если кратко...

1. Жизненные ориентиры человека можно поделить на 6 категорий. Это так называемые Врата Сортировки.
2. Врата Сортировки это: Люди (Кто?), Вещи/Действия (Что?), Ценности (Зачем?), Процесс (Как?), Время (Когда?), Место (Где?).
3. Врата Сортировки – это тоже фильтры восприятия.
4. Обычно у человека открыты 2-3 Врат Сортировки.
5. Если вы попадает во ВС партнера – то у вас разговор состоится, если не попадаете – то нет.
Вопросы. - Как различить, когда человек говорит, например, о друзьях – это ценности или люди? Или когда говорит об управлении машиной – это действия или ценности?
Здесь еще желательно смотреть и слушать не только те слова, которые говорит человек, но и КАК он их говорит. Если это ценности, то это О-О-О!!! Очень важно иметь ДРУЗЕЙ. Хорошо, когда в жизни есть ЛЮБОВЬ.

Эти слова будут выделяться, и выделяться сильно. И тема, скорее всего, о важности. А если друзья из ВС-люди, то человек, скорее всего, скажет что-то вроде: У меня много друзей. Вот, например, Коля Иванов. Такой классный парень...

А если бы это были ценности, то фраза бы была вроде: У меня много ДРУЗЕЙ. Ты же знаешь, как важно иметь ДРУЗЕЙ в наше время. Без них никуда. Это как бы другой уровень. Слова вроде бы почти те же, но ударения и интонации совершенно другие.

Поэтому следите не только за словами, но и за тем, как их человек произносит: если с выдохом и блеском в глазах – это ценности, если немного выделяя, но без выдоха и блеска – то что-то другое.
Врата Сортировки. Интересы человека достаточно удобно поделить на 6 категорий. Это так называемые Врата Сортировки - жизненные ориентиры человека – те вещи, которые для него важны. Человек с большим удо-вольствием будет их обсуждать, сразу становясь скучным, если вы выберете что-то другое. Правда, совершенно не обязательно, что при совпадении ВС собеседник будет с вами согласен.

Это только лишь означает, что вы, скорее всего, сможете поговорить и найдете об-щую тему для разговора – но при этом можете спорить до хрипоты.
Правда, у человека обычно более представлены 2-3 ВС, например (Люди и Процесс; Вещи, Ценности и Время).
Люди. Кто? Два кирпича лежат на краю крыши и разговаривают:
- Жаль, погода сегодня нелетная.
- Ничего, главное - чтобы человек хороший попался!
Для него важны люди, кто и с кем. И в первую очередь он выясняет кто и говорит в основном о людях. Если его куда-то приглашают, то наиболее важный для него вопрос: – Кто там будет?
Профессии связанные с общением обычно предполагают ВС люди или ценности. Например, учитель с ВС люди будет интересоваться именно людьми, а с ВС ценности – достижением неких идеалов или воплощением идей. И поведение этих учителей будет сильно отличаться.
Вещи и Действия. Что? – За сколько бы ты пробежал стометровку?
– Долларов за сто, наверное, попробовал бы.

Эти люди обращают много внимания на вещи и предметы. Если его спросить, на что он в первую очередь обратил внимание он начнет описывать обстановку, одежду, цвет обоев или расположение мебели. Кроме того сюда будут относиться овеществленные процессы -– действия.

Слова которые их описывают называются номинализациями:любовь, счастье, дружба, вера, надежда...




Если человек ВС процесс на вопрос: – А что там будет? – ответит: разговаривать, общаться, есть, то человек действий ответит: разговор, общение, еда.
Скорее всего в речи будет много существительных, номинализаций и мало глаголов и вообще описаний процессов или последовательности действий..
Ценности. Зачем? – Доктор, я жить буду?
– А смысл?

Для него важны ценностные представления о мире, ценности. При разговоре он обращает внимание в первую очередь на них и говорит больше с этих позиций. Он пытается определить причину или смысл действия.

Вопрос а зачем все это нужно? проходит сквозь все его рассуждения.
Возможно будет употреблять много номинализаций: любовь, счастье, дружба, вера, надежда... Но в отличие от ВС вещи он будет говорить о том как это важно и ценно.
Процесс. Как? – Подсудимый, все было так, как описал прокурор?
– Нет, но его метод тоже заслуживает внимания.


Для него очень важно как что либо делать. И в первую очередь он обращает внимание на то, чем мы будем заниматься и как решать данную задачу.В речи это может быть представлено, как некая последовательность событий: за летом приходит осень, за осенью зима.


Но при этом не надо путать с ВС время. Для ВС процесс важна последовательность действий, событий, а для ВС время – когда это происходило. И если в первом случае будет всегда присутствовать некая последовательность – людей, событий, вещей, то во втором случае акцент будет именно на времени событий: – 1845 год, прошлой весной, позавчера, месяц назад.
Время. Когда? Точное вологодское время - вот-вот восемь.

Для него очень важно время. Он ориентируется на время и хорошо в нем разбирается, для него важно когда это было, во сколько, какой день недели, часы минуты. И если его приглашают куда-либо он спросит: – Когда начнется и когда закончится?
– Это было во Вторник. Нет в среду... Хотя возможно и во вторник, но самое главное, что это было в половине пятого!
Место. Где? Разговор в психбольнице.
Психиатр: – Ну у вас и мысли!
Пациент: – Так у вас и место...

Место, в котором будет что-либо происходить, его местоположение. Скорее всего этот человек с большим удовольствием будет рассказывать о местах в которых бывал или собирается быть. Или где он находился в какой-то момент времени.

Его может интересовать где он сядет или в каком месте будут собираться на вечеринку.
Учтите, что предпочитаемых ВС может быть несколько – обычно 2-3. И при том в различных ситуациях это может меняться.
ВС образуют пары противоположностей:
Люди – Вещи.
Ценности – Процесс.
Место – Время.
Ценностные ориентиры из одной пары одновременно встречаются довольно редко.
ВС – это не столько сами ценности, сколько способ их представления. Об одной и той же вещи можно говорить, зачем она нужна, что с ней делать и кому, собственно, она понадобилась. Совпадение по ВС не означает совпадение взглядов, а всего лишь общие точки.

Коммунист с Демократом могут спорить до хрипоты, но точки зрения у них разные, а ВС одинаковые.
Одинаковые ВС означают только что вы вообще будете говорить на данную тему, что она для вас важна, но не означают совпадение мнений.
Хочу обратить ваше внимание на некоторые вещи, которые касаются Врат Сортировки. Например, если у кого-то во ВС Люди, то они могут поддерживать любой разговор, просто когда тема будет не их они будут становиться скучными и неинтересными.
Для работы с людьми во ВС обязательно должны быть либо Люди, либо Ценности, но при этом будут очень сильно отличаться учителя ориентированные на людей и на ценности: одних будут интересовать ученики, а вторых – воплощение своих идей. И вести себя они будут соответственно совершенно по-разному. Не могу сказать что одно лучше или хуже, но различия обязательно будут.

Я думаю вы сможете вспомнить как учителей первого типа, так и второго.
Если какие-то ВС очень важны для человека, то иногда его поведение может казаться весьма забавным. Например, для меня достаточно важны Ценности (впрочем, и Люди тоже) и если мы обсуждаем какую-то идею или тему вопрос зачем? требует для меня обязательного ответа. При чем не совсем важно, чтобы это совпадало обязательно с моими представлениями об этом, просто иногда я совершенно не способен продолжать разговор, пока не выясню этот вопрос. Ответили, даже полную ерунду – все нормально.

Я успокаиваюсь и мы можем обсуждать дальше. Особенно весело когда у кого-то из компании ВС Процесс. Это все!

Он не понимает чего я хочу от него, а я – чего от меня. Вернее, теперь то я уже немного понимаю, а вот раньше было достаточно много проблем.
Еще одна забавная вещь. У меня есть знакомый, который исключительно снимает виды природы – людей же практически нет, если только они случайно туда не попали. Я же как раз наоборот – очень люблю делать портреты и практически отсутствуют фотографии, где нет людей.

Если и есть какие-то виды – то там обязательно кто-то присутствует.
Вообще говоря, ВС один из важнейших фильтров. И хотя большинство людей в определенной степени умеет подстраиваться, ВС могут накладывать очень жесткие рамки. Человек как бы может что-то изменить в себе, но только в пределах своих Врат Сортировки.

Именно поэтому весьма полезно научиться обращать внимание не только на привычные темы, но и на другие тоже. При этом будет неким образом расширяться восприятие и вы сможете обнаружить в жизни достаточно много неизвестных вам вещей, на которые вы раньше совершенно не обращали внимания.

Внутреннее представление. Достаточно забавно, как предпочитаемые Врата Сортировки отражаются во внутреннем представлении. Мы немного поработали с этим на группе, правда не на этой.
Когда были сильные ВС Люди, у человека на картинке все предметы были серыми и блеклыми, зато образы людей были яркими и красочными.
Девушка с ВС Ценности постоянно имела некие образы своих ценностей, с которыми постоянно соотносила то, что происходит вокруг. При этом для нее были более важны именно значения происходящих событий – внутри она как бы видела именно картинки обозначающие смысл, а образы происходящего вокруг были размытыми и тусклыми.
Еще одна девушка с ВС Процесс практически не видела неподвижных людей – они были просто фоном, но когда начиналось какое-то действие, образы становились яркими, четкими и объемными, а звуки громкими. При этом неподвижные картинки у нее всегда были плохо различимыми и мутными, а обращала она внимание только на внутреннее кино. Она, к стати, не любила рассматривать фотографии.
Мужчина с ВС Время события в виде неподвижных фотографий представлялись расположенными на неких отрезках, длина которых соответствовала продолжительности этих событий. И он все время пытался неким образом выстроить их в ряд так, чтобы не было накладок – то есть временных пересечений.
Вы сами можете немного поэкспериментировать с внутренним представлением. Попробуйте определить, как это устроено внутри вас – потому что если это есть в языке и поведении, это обязательно должно быть представлено в виде некого процесса внутри. Естественно, это будет касаться не столько содержания, сколько описания (я имею в виду субмодальное описание) Упражнения.

1. Развитие ВС.
2. Сбор Информации.
3. Вживание в ВС.
4. Калибровка и подстройка.
5. Работа с карточками. Упражнение 1. Развитие ВС. Об одной и той же теме можно говорить в разных ВС. Например, про автомобили можно говорить:
Кто ездит на автомобилях, какие люди.
Что такое автомобиль, насколько важно управление и своевременная замена деталей.
Насколько важно иметь автомобиль в наше время, сколько преимуществ он дает.
Как приятно прокатиться на собственной машине, порулить, посигналить, покатать знакомых...
Самое важное, что, имея машину, можно побывать в сотне разных мест. И гараж рядом с домом...
Машина помогает попадать в расписание. В 7.30 ты выходишь из дому, в 7.45 уже едешь, и без пяти восемь ты на работе. И так с понедельника до пятницы.

А вот в субботу...
Выберите тему, например:
1) автомобили;
2) женщины;
3) мужчины;
4) домашние животные;
5) компьютеры;
6) Интернет;
7) путешествия;
8) работа;
9) отпуск;
10) и т.д.
и попробуйте рассказать об этом со всех шести ВС.
Не менее 7 тем.
Упражнение 2. Сбор информации. Один из способов создания представления о теме (предмете и т.п.) – рассмотреть со всех ВС. Например, можно ответить на вопросы:
1. Что это такое?
2. Как это делается?
3. Зачем это надо / почему?
4. Кто / с кем / для кого?
5. Когда?
6. Где?
Это может касаться как темы, так и идеи, вещи, задания и т.д. Выберите тему, например:
1) лучший пылесос;
2) отдых в эти выходные;
3) любовь;
4) кинофильм Матрица;
5) сайт ...;
и ответьте на все 6 вопросов.
Пример: описание группы Мастерство Коммуникации.
Не менее 3 тем.
Упражнение 3. Вживание в ВС. Выберите ВС и в течении всего дня старайтесь все рассматривать именно с точки зрения этих ВС (только следите внимательно, чтобы это вам никак не повредило). На следующий день возьмите другие ВС. И так все шесть ВС.

Упражнение 4. Калибровка. Внимательно слушая человека (можно по радио или телевизору), отмечайте его ВС. Помните, что ВС определяются:
1) темой, на которую человек говорит;
2) стилем изложения (структурой речи).
Не менее 7 человек.
Упражнение 4. Калибровка и подстройка. При разговоре калибруйте ВС собеседника. Когда вы решат, что определили ВС собеседника, то пробуйте сначала отстроится и задать вопрос из других ВС:
– Ты знаешь, на прошлом занятии я познакомился с такими интересными людьми!
– А где все это происходило?

А потом опять вернуться в ВС собеседника. И посмотреть за реакцией – вербальной и невербальной. Так нужно поступить по 3 раза – 3 раза отстроится и 3 раза подстроиться (не подряд).
Заканчивать нужно подстройкой!
Не менее 5 человек.
Упражнение 5. Работа с карточками.

В тройках: Оператор, Клиент, Режиссер. Режиссер из-за спины Оператора показывает Клиенту карточки ВС. Задача Оператора - все время быть подстроенным.




Содержание раздела