Таким образом, их решения затрудняются вследствие конфликта между первоначальным стремлением и страхом, вызванным последствиями этого стремления и связанным с системой наказаний и дрессурой. Схематично это можно выразить таким образом: сила и глубина сомнений и колебаний зависит от соотношения инстинктивных потребностей и страхов за их реализацию в детстве. Медлительность личностей с навязчивым разви тием, их двойственность и мучительная нерешительность станут еще более понятными, когда мы усво им, что у этих людей сохраняется самообладание и спокойствие только при принятии окончательного и категоричного решения, которое является "абсолют но правильным", иначе за ним последует наказание.
В связи с этим они растягивают процесс решения про блем, так как принуждены находить единственно пра вильное их решение; в противном же случае их охва тывает страх.
Лица с навязчивым развитием личности придают каждому своему действию осмысленность: их свой ство во всем сомневаться носит рефлекторный харак тер и возрастает до такой степени, что каждая мысль этих людей сопровождается противоположной по со держанию. Если импульсы и противоимпульсы быст ро сменяют друг друга, может возникнуть ситуация, когда они встречаются (т. е. возникают одновременно).
В таких случаях наступает пауза, во время которой сменяющие друг друга стремления - "да - нет - да и т. д." - соматизируются (переходят из сферы пси хического в сферу телесного) и сопровождаются дро жанием или заиканием, означающим состояние "чего-то хочу, но не могу" или "хочу высказаться, но не могу". В конечном счете, оба противоположных им пульса возникают одномоментно и вызывают тоталь ную блокаду деятельности и кататоническое застыва ние, когда человек одновременно говорит и не говорит, закрывает и не закрывает (дверь), т. е. приводят к полному параличу деятельности.
Конечной сту пенью такого развития является состояние, когда раздражитель и импульс больше не воспринимаются и не поступают в сознание, так как в целях рефлекторной защиты импульс обесценивается при самом его возникновении.
Люди с навязчивым развитием личности уже в раннем детстве понимают, что окружающий мир требует от них поступать лишь определенным образом и что многое из того, что они делали бы охотно, запрещено. Так возникает представление о том, что они должны думать и действовать абсолютно правильно, откуда вытекает их стремление к совершенству.
Это стремление возводится в принцип; им подходят лишь такие жизненные условия, когда все происходит в соответствии с их представлениями о долге, потому что, как они не устают повторять, "не может быть того, чего быть не должно".
Однако даже у детей, которые растут в хаотичной среде, могут развиться навязчивые процессы, которые носят реактивный и компенсаторный характер: они не находят в окружающем мире никаких надежных ориентиров, никакой поддержки, свобода их страшит, так как в ней содержится возможность произвола. Они ищут внутренней поддержки и опоры, потому что не могут найти ее вовне.
Таким образом, они пытаются распространить вовне развитый внутренний порядок и принципиальность и следят за его соблюдением в целях безопасности.
Все это принимает навязчивые формы, так как окружение всегда несет в себе угрозу и требует все больших усилий для поддержания порядка. - Примеры навязчивых переживаний Вот образец навязчивых симптомов, представляющих основу уже существующей, но еще незаметной и незначительно выраженной обсессивной личностной структуры.
Молодой человек, воспитанный в духе бюргерских принципов, после бала провожал домой соученицу по курсам бальных танцев. Девушка ему очень нравилась, и по дороге у него возникло желание взять ее за руку и поцеловать.
Он испугался смелости своей фантазии и одновременно испытал страх перед тем, что она будет считать его неловким и неуклюжим. В результате он стал считать деревья, встречавшиеся на пути, переключив шись с опасных импульсов на нечто нейтральное.
Та кой возникший однократно выход из положения при вел к тому, что в ситуациях, когда у него появлялся страх или чувство вины вследствие инстинктивных же ланий, возникал навязчивый счет, отвлекавший мо лодого человека от реализации этих желаний.
У этого молодого человека имеется более длительная предыстория навязчивых расстройств.
Его мать рано овдовела и сама страдала достаточно вы раженными навязчивыми расстройствами. После смер ти мужа она старалась сохранить все в квартире таким же, каким оно было при его жизни, хотела, чтобы все повторялось так же, как при его жизни, и даже во вре мя обеда ставила на прежнем месте его столовый прибор.
Его письменный стол и книги содержались точно в том же порядке, какой был при его жизни.
Все это обо сновывалось следующим образом: "Когда он вернется, то найдет все таким же, каким оставил". В доме возник ла атмосфера музея, где свято чтятся традиции, согласно которым любые, даже единожды выраженные отцом, воззрения и высказывания расценивались как неопро вержимая истина.
В связи с этим авторитет отца казался сыну непоколебимым и совершенным, однако одно временно это затрудняло его отношения с женщина ми: мать внушила ему, что женщины настолько пре красны и нежны, что мужчины по сравнению с ними выглядят неотесанными мужланами, которые не пони мают, как надо общаться с женщинами, и только один отец был среди них исключением: он был рядом с ма терью на протяжении многих лет; не будучи назойли вым и надоедливым, он бьы полон внимания и уваже ния к ней; он "носил ее на руках".
Для молодого человека было очевидно, что если он встретит женщину, кото рая ему понравится, то должен будет соответствовать тому недосягаемому идеалу мужа, который создала его мать.
Иногда в критических для него ситуациях возникало "нарушение сознания" в виде внезапно наступавшего кратковременного абсанса, который всегда бьы эффективным выходом из критического положения.
В других случаях он испытывал внезапно наступавшую усталость. Короче говоря, он использовал различные возможности, которые насильственным образом облегчали невыносимую для него ситуацию соблазна и помогали избежать конфликта или предотвратить его.
Господин Б. страдал от невроза, наступавшего в конце недели. Как только приходила суббота, он испытывал неопределенный и непонятный страх и угнетенное со стояние с безотчетным чувством вины, а недовольство и такие соматические симптомы, как усталость, разби тость, головная боль, доводили его до изнеможения.
Подобное самочувствие длилось все воскресенье и с удивительной регулярностью прекращалось после по лудня в понедельник.
В результате длительной психотерапевтической работы бьыо получено следующее описание основ его заболевания.
Родители господина Б. составляли исключительно пло хую семью. Самым драматичным было то, что в конце почти каждой недели они имели обыкновение напи ваться допьяна.
При этом они устраивали шумные сце ны со скандалами и рукоприкладством, во время кото рых мальчик и его маленькая сестра испытывали страх и чувство протеста.
Они боялись, что вспыльчивый отец во время опьянения, протекавшего с буйством и угро зами, может причинить матери увечье или даже убить ее. К страху присоединялись обида и ненависть к отцу, которые усиливались от того, что пьяный отец компро метировал своего сына, делая ему бестактные замеча ния, внезапно сменявшиеся сентиментальностью При этом ребенок испытывал отвращение, но не мог укло ниться от отцовских поцелуев. Когда в воскресенье ве чером мальчик ложился спать, он слышал, как родите ли спорили, предъявляли друг другу претензии, угрожали разводом и т. д. Рано утром в понедельник отец уходил на работу, мать отсыпалась после загула, и дети должны были сами готовить себе завтрак перед тем, как идти в школу, не повидав родителей.
В школе г-н Б. чувствовал себя еще неважно: его преследовал страх, что, пока он спал, между родителями произошло что-то такое, чего он боялся, и, быть может, мать выпол нила свою угрозу и ушла из дома К тому же он испы тывал глубокое чувство вины и горечь из-за того, что происходило в его семье; он не мог, как его сверстни ки, рассказать о хорошо и весело проведенном уик-энде Он пытался прекращать такие разговоры с товарищами или уклонялся от них, чтобы не сделать очевидной свою ущербность.