Таким образом, "социализированные" шимпанзе способны узнавать себя в зеркале, а шимпанзе, выросшие в одиночестве, - нет. Сторонники концепции Дж.Мида рассматривают результаты этого эксперимента и как доказательство существования самосознания у шимпанзе (но лишь у них, так как на других приматах получены отрицательные результаты), и как доказательство гипотезы о природе самосознания как принятии точки зрения других на себя [234]. На самом деле фактом является только то, что шимпанзе узнает себя в зеркале. При этом вовсе необязательно предполагать, что это узнавание есть следствие усвоения точки зрения других обезьян. Шимпанзе не имели опыта восприятия себя в зеркале, кроме как в экспериментальном периоде. Однако шимпанзе, выросшие с другими, имели, конечно, опыт восприятия других обезьян.
Этот опыт восприятия своих сородичей они могли перенести на себя, использовав девятидневный период зеркальной самоэкспозиции. В таком случае эксперимент доказывает не то, что обезьяна усваивает взгляд на себя другой обезьяны, а то, что в подходящих условиях (наличие зеркала) обезьяна может перенести свой опыт восприятия других обезьян на себя. Такое объяснение выглядит более правдоподобным. Однако, какая бы точка зрения ни была правильной, можно заключить, что непосредственное общение с себе подобными является условием узнавания себя обезьяной.
Но это как раз и означает, что аспекты общения, порождающие феномен узнавания себя в зеркале, т.е. способность отнестись к себе как к объекту - наиболее эволюционно древние и примитивные, а "генерализованный другой" в таком случае может быть генерализован и на основе биологически инстинктивного пласта взаимодействия. Применительно к интерпретаторам этого эксперимента оказывается полностью справедливой критика интеракционизма, высказанная, в частности Г.М.Андреевой, упрекающей интеракционизм в отрыве общения от деятельности [7, 131].
Формирование самосознания и детско-родительские отношения
Еще один смысл феномена принятия точки зрения другого, как уже говорилось, относится уже не к прямому усвоению точки зрения, а к возникновению способности оценить себя, сформировать отношение к себе, опираясь на отношение других людей. Этот тезис предполагает анализ того, что именно в содержании, структуре и функциях самосознания усваивается ребенком и как он это делает.
Существуе обширная литература, посвященная этим вопросам, при этом многие исследования проводились независимо от идей, высказанных Мидом и в несколько ином контексте, в частности в контексте анализа влияния родительского поведения на поведение и формирование личности ребенка. Так, уже в 1899 г. Оппенгейм [цит. по: 26, 208] отмечал, что избыточная любовь и чрезмерное внимание могут привести к патологическому самонаблюдению и ипохондрии у ребенка. Отечественные педагоги и медики, такие, как И.М.Балинский, П.Ф.Лесгафт, В.М.Бехтерев, формулировали сходные выводы. А.Адлер указывал, что сверхразрешающее, сверхзаботливое и сверхизнеживающее поведение родителей имеет непосредственное отношение к возникновению неврозов у детей [148]. Идеи о влиянии родительского поведения и установок на поведение и развитие ребенка можно найти и в еще более ранних работах.
Так, в изданном в Санкт-Петербурге руководстве "О надзирателях при воспитании" можно найти многое из того, что позднее было подвергнуто специальному анализу [93]. В "Материнской сверхпротекции" Д.Леви на основе клинического анализа случаев показывает, что материнское сверхопекающее поведение результирует в низкую толерантность к фрустрации и связанные с этим аномалии чувств и эмоций [198]. В педагогике А.С.Макаренко был одним из тех, кто попытался систематизировать представления о родительских позициях, он называл их "родительским авторитетом".
Он выделил несколько типов ложного родительского авторитета: авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа. Истинными являются авторитеты любви, доброты, уважения [83].
Одна из наиболее ранних систематических классификаций родительских установок (позиций), отражающая также влияние родительской позиции на развитие ребенка, предложена в 1937 г. [О.Коннер, цит по: 216], приведена ниже.
Тип позиции |
Характерные словесные выражения |
Способ поведения с ребенком |
Влияние на развитие ребенка |
Приятие и любовь |
"Ребенок - центр моих интересов" |
Нежность, занятия с ребенком |
Чувство безопасности, нормальное развитие личности |
Явное отвержение |
"Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться" |
Невнимательность, жестокость, избегание контактов |
Агрессивность, преступность и эмоциональная недоразвитость личности |
Излишняя требовательность |
"Не хочу ребенка такого, какой он есть" |
Критика, отсутствие похвал, придирчивость |
Фрустрация, неуверенность в себе |
Чрезмерная опека |
"Все сделаю для ребенка, посвящу ему себя" |
Чрезмерные поблажки или ограничения свободы |
Инфантилизм, особенно в социальных отношениях, неспособность к самостоятельности |
Таблица 1. Типология родительских позиций (Коннер, 1937) [цит. по: 216]
В современной отечественной литературе влияние поведения родителей и их отношения к детям на формирование личности ребенка и его поведение исследовалось в основном применительно к проблеме происхождения и развития неврозов у детей [30; 39; 42; 115]. Зарубежные исследования родительских позиций (установок) и родительского поведения интенсифицировались в 60-х и 70-ых годах благодаря как расширению клинических наблюдений, так и в связи с появлением математических методов, в частности факторного анализа, позволяющих систематизировать родительское поведение. С помощью факторного анализа исследовались сообщения матерей о своем поведении, оценки поведения родителей экспертами, сообщения детей о поведении родителей [224; 226; 227].
В результате такие формы родительского поведения, как "позитивная оценка ребенка", "эмоциональная вовлеченность", "навязчивость", "использование страха как средства контроля", "игнорирование" и другие, оказалось возможным выразить в виде "круговой модели" в декартовой системе координат с осями: "любовь-враждебность" и "автономия - контроль" [225]. Сходные модели были построены на основе клинических наблюдений [217]. Позднее была построена "сферическая" модель, основанная на выделении уже трех измерений [228]. К этим измерениям относится "принятие-отвержение", предполагающее на позитивном полюсе принятие ребенка в целом, принятие его индивидуальности, позитивную вовлеченность родителей в заботы ребенка, центрацию на ребенке, а на негативном - враждебное отвержение ребенка.2 Второе измерение - "психологический контроль" - характеризуется контролем через вызывание в ребенке чувства вины, контролем через вызывание тревоги и "враждебным контролем".
Третье измерение - "слабый контроль - жесткий контроль" - относится к "дисциплинарному" аспекту взаимоотношений детей и родителей и характеризуется противопоставлением слабой дисциплины и автономии контролю. Каждое конкретное поведение родителей интерпретируется как на основе близости с тем или иным поведением в рамках общего фактора, так и соседством на сферической поверхности с третьим видом поведения. Так, например, смысл контроля с помощью выхода из взаимоотношений проясняется как с помощью того факта, что на сферической поверхности он лежит между враждебным контролем и враждебным отталкиванием, так и с помощью того, что это поведение располагается на участке сферы, близком к "отвержению".
2 Характеристика измерений дается на основе шкал, получивших значимые нагрузки но этому фактору.
Л.Беньямин сделала следующий шаг в анализе проблемы влияния поведения и отношений родителей на поведение ребенка. Разработанная ею и хорошо экспериментально обоснованная модель взаимоотношений в диаде "родитель ребенок" позволяет не только характеризовать поведение родителей и поведение ребенка, но и учитывать тип их взаимоотношений [153]. Согласно этой модели связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна: ребенок может реагировать на одно и то же поведение родителей по крайней мере двумя способами.
Так, он может отвечать на родительское поведение "дополнительно", т.е. инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование, но он может отвечать на родительское поведение и "защитно" - например, в ответ на отвержение ребенок может пытаться вести себя с родителями так, как будто те любят его и внимательны к нему, и тем самым как бы приглашать родителей изменить их поведение по отношению к нему. Наконец, следуя логике этой модели, можно предполагать, что ребенок, вырастая, начинает вести себя по отношению к другим людям так же, как родители вели себя по отношению к нему. В исследовании Беньямин специально рассматривается также вопрос о соотношении самосознания ребенка (как формы саморегуляции) и отношения родителей к ребенку: эта связь раскрывается как интроекция (перенесение вовнутрь) родительского отношения и способов управления поведением ребенка.
Так, например, пристыживание ребенка превращается в самосознании в тенденцию к самообвинению, доминирование родителей в отношениях с ним преобразуется в тенденцию быть "хозяином самого себя", жестокое саморуководство.