В работах советских авторов выделяется тип так называемых эмоционально-отчужденных семей. Часть из них - это "безразличные друг к другу сожители, не замечающие друг друга" (эмоционально-разделенные семьи). В других - "невмешательство в личные дела (вплоть до неосведомленности) и эмоциональное дистанцирование возведены в принцип, несмотря на наличие внутренней потребности и заботу о благополучии друг друга" (ригидные рационалистические семьи) [26, 240]. С точки зрения формирования самосознания недифференцированность семейной структуры создает трудности в самоопределении ребенка, в формировании его "Я", наоборот, жесткость границ между подсистемами препятствует формированию семейной идентичности у ребенка, чувства принадлежности к семейному "Мы". Так, создаваемая родителями система внутрисемейных отношений вместо того, чтобы предполагать, "вписывать" в себя ребенка, может, наоборот, исключать его из этих отношений. Интересные данные в этом отношении получены Ю.М.Антоняном и Е.Г.Самовичевым, которые изучали лиц, задержанных за бродяжничество и не имеющих определенного места жительства и места работы [11]. Для всех обследованных лиц оказалась характерной неблагополучная семейная ситуация, для всех вариантов которой типичным было "отсутствие внутрисемейных эмоциональных идентификаций, т.е. отсутствие семьи как психологической структуры, в которой каждый из ее членов получал бы определенное место и роль". Последнее затрудняло формирование чувства собственной определенности, "чувства "Я", т.е. самоидентичности".
Разрыв с семьей у обследованных наступал чаще всего в пубертате, "совершался сравнительно легко и носил характер "ухода от..." и почти совсем не переживался как стремление к чему-то определенному". В свою очередь, приобретая собственный семейный статус, эти люди не делали его составной частью своей самоидентичности. Оказалось также, что "некоторые из них были способны легко оставлять своих детей родственникам, знакомым или даже просто случайным встречный, никогда больше не возвращались к ним и не проявляли интереса к их судьбе".
Напротив, слишком тесные связи между детьми и родителями, чаще всего матерью, которые в литературе называют симбиотическими, приводят к недоразвитию чувства психологической и социальной отделенности, препятствуют развитию самостоятельности ребенка [42; 52].
В литературе описаны и другие формы нарушения внутрисемейных отношений, придающие семейному общению характер нездорового гомеостаза и деформирующие становление самосознания. Наиболее известны две формы таких отношений: псевдовзаимность и псевдовраждебность [239]. В обоих случаях речь идет о семейных плеядах, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных реагировании и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному росту и психологическому отделению членов семьи [231]. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях их члены, наоборот, выражают лишь враждебные чувства и отвергают нежные.
Ленинградские авторы для первого типа семей используют термины "псевдосолидарные" [26], или "псевдосотрудничающие" [87]. В таких семьях ригидность ролевой структуры и высокая степень взаимозависимости, которые нарушают адаптацию семьи к меняющимся условиям жизни, все же сохраняются даже "за счет мистификации действительности и формирования иррациональных суждений при отсутствии истинного взаимопонимания" [26, 241].
Психологическая структура семьи и общий характер взаимоотношений закрепляются в поведении ребенка и отношении к нему, создавая то, что обозначается как психологическая роль. Психологическая роль - это закрепленные в сознании конкретных участников общения характеристики того или иного человека, выводимые из его поведения. Так, например, "козел отпущения" - это психологическая роль, приписываемая человеку, который чаще других оказывается, а точнее, избирается виновником различных недоразумений и неудач. Психологические роли, в отличие от социальных, не являются объективным детерминатором взаимоотношений, напротив, они являются специфическим субъективным выражением сложившихся взаимоотношений. В нормальной семье ребенок не имеет жестко закрепленных психологических ролей, однако если эти взаимоотношения нарушаются, то такие роли часто создаются.
Ребенок может оказаться "камнем преткновения", т.е. предметом постоянных конфликтов и ссор родителей по поводу его воспитания, или "единственной радостью" семейной жизни, т.е. единственным обоснованием сохранения семейных отношений, или "Золушкой", т.е. существом, на фоне которого подчеркиваются достоинства другого ребенка. Психологическая роль также определяет самоиндентичность ребенка.
Вовлеченность в реальные взаимоотношения оказывается также основой формирования половой идентичности ребенка.
Обычно различают процесс формирования психологического пола и половую идентификацию.
Формирование психологического пола (половая типизация) - это реальное овладение атрибутами поведения, особенностями эмоциональных реакций, установками, связанными с мужской или женской половой ролью. Исследования показывают, что "ни хромосомный набор, ни внутренние органы деторождения, ни внешние гениталии не имеют решающего значения для формирования половой роли человека" [204]. Оказывается, что если при рождении ребенка его пол определяется неправильно и последующее воспитание строится из предпосылки этого неверно определенного пола, то "переделать" психологический пол, т.е. добиться соответствия психологического и биологического пола психологическими методами (не прибегая к хирургическому и гормональному вмешательству) можно лишь в первые два года, после этого периода такие попытки ведут к серьезным нарушениям в развитии ребенка [176].
В отличие от половой принадлежности половая идентичность (половое самосознание) - это мнение индивида о себе самом как представителе определенного пола в сравнении с половым эталоном. Если наиболее сензитивный период формирования половой принадлежности - это возраст до 3-4 лет, то сензитивный период формирования половой идентичности - от 6 до 10 лет [204].
Считается, что отцы в большей мере, чем матери, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка, и следовательно, играют большую роль в формировании половой идентичности. Матери относятся к своим сыновьям и дочерям в равной степени заботливо, как к детям вообще, безотносительно к их половой принадлежности [173], хотя и в подростковый период мужественность отца и женственность матери, по-видимому, одинаково важны для формирования половой идентичности у ребенка того же пола.
Особое значение имеет ошибочная родительская тактика в отношении половых качеств своих детей. Малмквист, останавливаясь на ошибках отца в отношении к дочери, указывает на вредность для развития половой идентификации как поощрения мальчишеского поведения в дочерях, так и "открыто обольстительного" поведения. Оптимальным является, если отец, начиная с предподросткового возраста, демонстрирует к дочери уважение как к маленькой женщине [204].
Еще один аспект формирования самосознания как результата вовлечения ребенка в реальные взаимоотношения и деятельность взрослых относятся к формированию системы ценностей ребенка и определению себя относительно этой системы. Многие из этих ценностей, в частности такие, как труд, та или иная профессия, брак, дети, закладываются в семье. В многочисленных отечественных исследованиях хорошо продемонстрирован тот факт, что негативные мораль и ценности родителей оказывают прямое влияние на формирование социальных ценUостей ребенка [102]. Так, "большинство подростков, зарегистрированных в детских комнатах милиции, - выходцы из семей, в которых пьянство и аморальные поступки, постоянные ссоры и драки - обыденное, привычное явление. Пример родителей в таких семьях - основная причина того, что дети становятся на путь правонарушений и преступлений", причем "нередки случаи не только попустительства, но и прямого поощрения родителями курения, пьянства, нарушений правопорядка и преступлений детей" [130].
Негативное влияние на формирование системы ценностей подростка, в частности несовершеннолетних правонарушителей, семья оказывает и в том случае, если "нет явных криминогенных факторов, например аморального влияния со стороны взрослых членов семьи - алкоголизма, тунеядства и т.д.", но налицо "потребительский стиль воспитания", "бездуховность", "мещанские, стяжательские интересы" [22].
Родители также являются одним из основных детерминаторов выбора профессии и ценности той или иной профессии [38; 45; 67; 111], они оказывают сильное влияние на желательность детей в собственных семьях их детей и на желательное число детей [110], на ценность тех или иных человеческих качеств [60], ценность тех или иных жизненных целей.
Идентификация
Различные формы влияния на формирование самосознания ребенка не могли бы быть эффективными, если бы не существовало встречного процесса, с помощью которого ребенок сам уподоблял бы себя взрослым.