Идея о том, что человек познает себя так же, как других людей, нашла свое прямое воплощение в концепции самовосприятия Д.Бэма [152].
В основе этой концепции лежит идея о том, что человек познает самого себя, свои внутренние состояния, эмоции, установки путем сознания своего собственного поведения и условий, в которых оно осуществляется. В этом смысле наблюдение собственного поведения и познание себя принципиально не отличаются от наблюдения поведения другого человека и познания другого.6
6 Это положение явно перекликается с известной теорией эмоций В.Джемса, согласно которой человек не потому плачет, что ему грустно, а потому и грустит, что плачет [34].
В.П.Трусов, подробно проанализировавший как теорию Д.Бэма, так и релевантные ей экспериментальные данные, подчеркивает, что введенные Д.Бэмом и его последователями в психологический обиход данные ставят под сомнение однонаправленность привычной связи: установка - поведение. "Поступок часто не просто отражает и проявляет вовне наше внутреннее состояние, - пишет В.П.Трусов, - а выполняет иную функцию: проверка своей оценки этого состояния" [132, 85]. К обсуждению роли поступка в формировании самосознания мы еще вернемся в следующей главе.
В качестве общего вывода из этого раздела отметим следующее. Структура феноменального "Я" зависит от характера тех процессов самопознания, результатом которых она является. В свою очередь, процессы самопознания включены в более объемлющие процессы: в процессы общения человека с другими людьми, в процессы деятельности субъекта.
От того, как будут поняты эти процессы и каким, следовательно, предстанет в исследовании сам субъект, носитель самосознания, зависят и результаты анализа строения его представлений о себе, его "Я-образов", его отношения к самому себе.
ФЕНОМЕНЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений е окружающими и его общения с ними. Ниже мы кратко коснемся тех фактов и идей, в которых раскрывается эта активная функция самосознания, его роль в организации жизнедеятельности субъекта.
Хотя точка зрения о том, что самосознание как в его структурном,так и процессуальном аспектах не является эпифеноменом, но выполняет важные функции в деятельности человека, кажется самоочевидной, психологические исследования часто начинаются с сомнения в этом тезисе. Действительно, жизненный опыт и художественная литература дают немало примеров ситуаций, когда человек с высоким мнением о себе оказывается ничтожеством, представляющий себя смелым в реальной жизни оказывается трусом, а мучающийся угрызениями совести живет гораздо более нравственно, чем тот, кто не находит повода себя упрекнуть. Самосознание может быть ложным, фальшивым, оно может быть и запоздалой констатацией того, что уже проявилось в поступках человека, в его делах. Не случайно один из разделов посвященной самосознанию монографии И.С.Кона озаглавлен "Саморегуляция или самообман?" [57].
И.С.Кон, конечно же, доказывает, что саморегуляция - это не миф, не иллюзия. Однако уже опыты, выполненные в русле теории самовосприятия Д.Бэма, на которую мы ссылались выше, показывают, что человек действительно часто заключает о себе, о том, какой он есть, какие эмоции испытывает, что для него ценно, чему он верит на основе уже совершенных собственных поведенческих актов и ситуаций, в которых они были совершены. Эксперименты, исходящие из теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера [167], также показывают, что человек меняет свои установки и мнение о себе так, чтобы не противоречить собственному поведению.
Отметим, однако, что результаты этих исследований скорее свидетельствуют не о эпифеноменальности самосознания, а о том, что этот процесс находится в особом отношении к поступкам человека. Мы еще не раз вернемся к этому выводу.
Концепция "объективного самосознания" Р.Виклунда и С.Дьювеля [236] также является попыткой доказать то, что "не нуждается в доказательстве" - действенность самосознания. В основе их концепции лежат факты, основанные на использовании очень простой экспериментальной парадигмы. Испытуемых помещают в условия, при которых они могут физически видеть себя в зеркале. Оказалось, что. наличие зеркала, в котором испытуемый видит свое лицо, делает более эффективным выполнение таких, например, экспериментальных заданий, как переписывание фраз на иностранном языке [236]. В эксперименте К.Карвера было показано, что присутствие зеркала не только улучшает выполнение какой-то работы, но и делает испытуемых более последовательными в следовании своим моральным принципам.
В этом эксперименте студентов, предварительно разделенных на две группы по их отношению к физическому наказанию, ставили затем в ситуацию, в которой они должны были играть роль учителей, оучающих своих "учеников" (на самом деле подставных лиц, находящихся в сговоре с экспериментатором) философии с помощью электрошока: "неуспевающих" надо было наказывать электроударом. Оказалось, что наиболее последовательными были те студенты, которые могли видеть свое изображение в зеркале [цит. по: 237, 43]. В другом исследовании молодым женщинам, также разделенным на группы по их отношению к порнографической литературе, предлагали затем просмотреть журналы с порнографическими изображениями и по специальному опроснику оценить степень "отвращения" к ним. Оказалось, что корреляция высказанных до опыта убеждений и отвращения к порнографии у тех женщин, которые могли видеть себя в зеркале, равнялась 0,74, а у тех, кто не видел себя в зеркале, - 0,20 (Gibbon F., 1978, цит. по: 237, 44).
Исследования также показали, что не только присутствие зеркала обладает подобным эффектом, но прослушивание собственного голоса, записанного на магнитофон, присутствие в помещении фотокамеры.
Результаты этих экспериментов интерпретируются следующим образом. Человек не часто прибегает к самосознанию, во-первых, потому, что многие поведенческие акты регулируются автоматически, во-вторых, потому, что человек часто бывает неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание "включается" лишь тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил, стандартов и поведения, и лишь при условии внимания к самому себе.
Зеркало, введенное в экспериментальную ситуацию, усиливает внимание к самому себе и тем самым запускает самосознание. Самосознание в целом трактуется как культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом.
В рамках концепции "объективного самосознания" последнее рассматривается как сличение совершенного поведения или поведения, требуемого ситуацией с представлениями о себе. При этом сами эти представления берутся не дифференциально, как "Я-образ" в целом, вобравший в себя социальные ценности. В рамках этих представлений "Я-образ" выступает в роли, аналогичной роли схемы тела при построении движений. В зависимости от характера человеческой деятельности различные аспекты "Я-концепции" выступают в качестве регулирующего начала. Этот вопрос интересно ставится в философско-этических исследованиях, в которых обсуждаются и дифференцируются понятия долга, ответственности, стыда, чести достоинства, совести [36; 50; 114; 131].
Так, О.Г.Дробницкий выделяет личностные категории морального сознания, подчеркивая их обращенность не к любому человеку (как это происходит, например, применительно к понятиям добра и справедливости), но именно к определенному лицу или более широкому субъекту-классу, нации.
"Далее, - пишет О.Г.Дробницкий, - в этих категориях деятельное лицо представлено не просто как объект оценки и потенциальный исполнитель нравственного долженствования, но и как субъект-автор этого требования к себе, дающий ему "внутреннее" основание, самостоятельно мотивирующий свои действия, превращающий, скажем, дело справедливости в собственную жизненную цель" [36, 59-60].
В категории долга фиксируется превращение моральной нормы в установку и позицию субъекта - преобразующую формулу "все должны..." в убеждение "Я должен...". При этом субъект принимает на себя обязанность конкретизировать представление о долге "применительно к каждый раз особым обстоятельствам", сознает необходимость "самому предъявлять к себе данное требование", и мыслит объект своей нравственной обязанности - "долг перед родиной", "долг перед другом" [36, 60-61]. В категории ответственности, "очерчиваются границы морального долга (до каких пределов я отвечаю за содеянное или несовершенное, происшедшее по причине моего действия или воздержания от него)... в зависимости от реальной способности данного человека осуществлять свой долг в наличных обстоятельствах (включая внешние факторы и его "субъективную дееспособность"7) [36, 62].
Сознание собственной ответственности является условием переживания собственной заслуги или вины.
7 Теория каузальной атрибуции [185; 189], проанализированная в отечественной литературе Г.М.Андреевой [6] и В.П.Трусовым [132], рассматривает на экспериментально-психологическом уровне вопрос об "обыденном восприятии" другого человека как ответственного за те или иные события и фактически за совершение или несовершение действий, При этом учитываются такие аспекты поведения как намерение, усилие, возможность, способность.