Феномены субъективного уподобления идифференциации


Так же как и относительно схемы тела, можно утверждать, что действует не человеческий образ самого себя, не его феноменальное "Я", а субъект, наделенный феноменальным "Я", с помощью этого феноменального "Я". Сходство схемы тела и феноменального "Я" - это сходство их функций. Они различны в той мере, в какой человек как биологический организм отличается от человека как социального существа. Ясно, что феноменальное "Я" возникает не сразу, не автоматически с рождением человека, а в сложном процессе развития самого субъекта.

Процесс развития самого субъекта, рассмотренный под углом зрения возникновения его феноменального "Я", обладающего важными функциями в деятельности субъекта, и есть процесс развития его самосознания. Вышеизложенное представляется чем-то простым и само собой разумеющимся. Действительно, различение "Я" как субъекта активности и как объекта самопознания традиционно для философского мышления и усвоено психологией. В психологический обиход это различение,было введено У.Джемсом в виде различения "чистого Я" (познающего) и эмпирического. "Я" (познаваемого) [34].

Однако в самом этом различении кроются по крайней мере две проблемы. Одна из них - это относительность самого различения, о чем писал уже Джемс. С его точки зрения, эмпирическое и чистое "Я" - две стороны самосознания, а не две особые сущности, и следует с самого начала признать их тождество. (Иначе мы возвращаемся к представлению о гомункулюсе - маленьком человечке, сидящем в мозгу.) И.С.Кон, недавно вновь обратившийся к этой проблеме, пишет о растущем понимании относительности различий между действующим и рефлексивным "Я" как об одной из главных тенденций в современных исследованиях [56, 26].

Вторая проблема состоит в том, как понимать действующее "Я" как субъекта мысли, чувства, короче - как субъекта психических процессов или как субъекта жизнедеятельности, происходящей в предметном мире. У.Джемс, следуя идеалистической философской традиции, постулировал первое, однако в конкретном описании эмпирического "Я" фактически вышел за пределы сознания [33, 60] и обратился к анализу активности реального социального субъекта и к тем формам этой активности, которые порождают его самосознание, его эмпирическое "Я". (Конечно, в качестве "модели" такого субъекта он представлял типичного члена современного ему буржуазного общества.)
Ниже мы не будем пользоваться термином "действующее Я", употребляя вместо него термин "субъект" или "человек", а если речь идет о той или иной специфической активности субъекта - то "организм", "индивид" или "личность".
Феномены самосознания, таким образом, могут касаться того, как в процессе развития активности субъекта возникает и в дальнейшем развивается самосознание, как структурируется феноменальное "Я", как самосознание используется в активности субъекта и влияет на нее.
Имея в виду социального субъекта, можно условно выделить три группы феноменов: 1) феномены субъективного уподобления и дифференциации; 2) феномены самопознания и структурации феноменального "Я"; 3) феномены, в которых проявляются функции самосознания в деятельности, общении и развитии индивида.
ФЕНОМЕНЫ СУБЪЕКТИВНОГО УПОДОБЛЕНИЯ ИДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
Связь возникновения и развития самосознания человека с его вхождением в человеческую культуру, в общение и деятельность людей служила и служит отправной точкой для развития конкретных представлений о самосознании у многих ученых самых различных методологических и философских ориентации, как отечественных, так и зарубежных. Смысл этих общих представлений сводится к тому, что ребенок становится полноправным представителем человеческой общности, только овладев в той или иной мере человеческой культурой ценностями, нормами, способами действования и общения, эталонами и способами оценивания и самооценивания. Это овладение (присвоение, усвоение, интериоризация, интроекция, социализация) касается также и способов и форм самосознания. Культура первоначально не выступает для ребенка абстрактно, она проявляется для него в конкретном общении, в живой совместной деятельности, в виде образцов поведения других людей, их стремлений и ценностей, их отношений между собой и к ребенку, их действий; она существует также в фильмах, книгах, других формах культуры. Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребенок в то же время приобщается к культуре вообще.



Однако разные люди несут в себе разные взгляды, ценности, способы жизни, поэтому, приобщаясь к одним, он одновременно и дифференцируется от других людей.
Эти идеи (хотя и не только они) лежали в основе развитой Л.С.Выготским культурно-исторической теории развития человека, при этом рассматривался прежде всего вопрос о том, как с помощью культурных средств (знака) ребенок овладевает своим поведением и своими психическими процессами. Эти же представления так или иначе использовались А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурией, С.Л.Рубинштейном, Б.Г.Ананьевым, В.Н.Мясищевым и многими другими советскими психологами. Свое отражение эти представления получили и в большинстве влиятельных на Западе концепций: во фрейдизме (развитие супер-эго и роль отношений в семье), бихевиоризме (оперантное обусловливание), интеракционизме (усвоение и интеграция точек зрения других людей).

Не касаясь критики буржуазных теорий, которой посвящена обширная марксистская литература [7; 54; 70], остановимся лишь на тех феноменах, которые имеют непосредственное отношение к самосознанию и выделение которых основано на признании кратко очерченных выше представлений.
Принятие точки зрения другого на себя
Говоря об этом феномене, часто смешивают две различные способности. Во-первых, приобретение субъектом способности в буквальном смысле представлять (видеть) себя, точнее, свою внешность так, как видят его другие. Во-вторых, способность оценивать себя по образцам, меркам других людей.
Научное обсуждение этих феноменов имеет несколько традиций. Одна из этих традиций связана с именами Ч.Кули, У.Джемса и в особенности Дж.Мида, автора теории символического интеракционизма [206]. Мид отталкивается как раз от той идеи, что с самого своего рождения, а иногда и до него, человек становится объектом отношений другого человека, прежде всего родителей. Отношение к ребенку предшествует его самоотношению, сознание его другими предшествует его самосознанию.

Мид предположил, что самосознание человека - это преобразованная и перенесенная во внутрь точка зрения других по поводу субъекта. Преобразованная точка зрения других выступает как "генерализованный другой", воплощение усвоенных человеком социальных норм. Переход социальных норм во внутрь, согласно Миду, происходит в процессе непосредственного общения и в рамках совместной деятельности с другими людьми. В процессе этого общения ребенок усваивает значимые для него точки зрения других людей (родителей, учителей, братьев, сестер) и, присваивая их, формирует свое самосознание.

Таким образом, самосознание человека выступает как присвоенное им сознание его другими.
Известно, что ребенок не сразу узнает себя в зеркале, и момент такого узнавания часто интерпретируется как свидетельство зарождения самосознания. Узнать себя в зеркале - это значит выработать в себе способность отождествлять свою внешность, видимую другими, с самим собой, т.е. такое узнавание так или иначе предполагает усвоение иной точки зрения, внешней по отношению к субъекту (опять виртуальная точка зрения). Эта способность у взрослого человека становится автоматической.

Об этом свидетельствует, в частности, эксперимент, в котором испытуемым предлагалось поместить на лоб изображение буквы Е. Хотя и никаких инструкций о том, как располагать букву на лбу, не давалось, испытуемые располагали ее так, чтобы мыслимый наблюдатель, стоящий к ним лицом, мог бы ее правильно прочесть [237]. В то же время есть основания полагать, что усвоение точки зрения на самого себя глазами внешнего наблюдателя - феномен, обязанный своим происхождением самым общим и, если можно так выразиться, примитивным формам общения. Об этом свидетельствует эксперимент Г.Гэллапа с шимпанзе [171].

Гэллап, исходивший как раз из представлений интеракционизма, воспитывал две группы шимпанзе в различных условиях - одних в условиях общения друг с другом, других в условиях "социальной изоляции", т.е. без общения с другими обезьянами. Затем шимпанзе из каждой группы помещали в изолированные боксы на 9 дней, каждый бокс был оборудован зеркалом. На десятый день шимпанзе с помощью анестезии усыпляли, и пока те находились под наркозом, им красили не раздражающей и не пахнущей красной краской бровь и ухо.

После этого их вновь помещали в бокс, предварительно забрав оттуда зеркало, и измеряли число спонтанных дотрагиваний до окрашенных краской частей лица. Число этих спонтанных дотрагиваний оказалось очень незначительным и одинаковым у "одиноких" и "социализированных" шимпанзе. Затем вновь поместили зеркала в боксы и подсчитали число спонтанных дотрагиваний.

Картина резко изменилась: "социализированные" шимпанзе трогали окрашенные части лица очень часто, а число дотрагиваний у шимпанзе-одиночек так и не изменилось.





Содержание раздела