Использования средств массовой информации


эфире. Что это, как не потрясающий пример положительного использования средств массовой информации?

Более яркого примера я не знаю.
Поэтому можно сказать, что сегодня в нашем распоряжении есть могучие средства, способные изменить внутренние представления огромного количества людей, меняя тем самым их психологические состояния, а за ними и их поведение. Эффективно пользуясь нашими знаниями о тех спусковых механизмах, которые высвобождают определенное поведение человека, и современной технологией, передающей нужные представления миллионам людей, мы можем изменить будущее всего человечества.
Документальный фильм Взять на испуг является прекрасным примером использования СМИ для изменения внутренних представлений людей и опосредованно их поведения. Это рассказ о том, как группу трудных подростков привезли в одну из тюрем, где добровольцы из числа заключенных рассказывали им о жизни здесь, изменяя, таким образом, внутренние представления ребят о том, что такое места лишения свободы. Перед этим среди детей проводили опрос. Большинство из них были настоящими крутыми парнями, которые верили, что тюрьма - это своеобразная школа мужества.

Их внутренние представления и состояния радикально изменились, после того как они выслушали рассказ матерого убийцы о тюремной жизни с такими пикантными подробностями, которые способны были изменить физиологию любого человека! Последующие наблюдения за этими подростками показали, что и их поведение изменилось в лучшую сторону.

Телевидение смогло донести этот опыт до огромного числа подростков и взрослых, одновременно изменив их мысли и поступки.
Мы можем изменить поведение огромного числа людей, если дадим им яркие эффективные представления,
которые стыкуются с основными системами представлений людей, и если поместим эти представления в контексты, которые не противоречат их главным метапро-граммам. Изменив поведение масс, мы способны изменить ход истории.
Например, какие эмоции вызвал у большинства молодых американцев вопрос: С какими чувствами вы бы отправились на первую мировую войну? В высшей степени, положительные. Почему? Дело в том, что внутренние представления большинства молодых людей о той войне формировались песнями типа Долог путь до Тип-перари, плакатами, с которых Дядя Сэм призывал: Ты нужен мне.

Солдаты первой мировой войны, вероятно, представляли себя спасителями демократии и освободителями человечества. Такие виды внешних стимулов создавали у них позитивное состояние и желание ехать и сражаться. Поэтому было так много добровольцев. А что произошло, когда началась война во Вьетнаме?

Каковы были чувства большинства молодых людей, которых посылали на эту войну? Совсем другие, не правда ли?

Почему? Потому что на этот раз действовали совершенно другого типа внешние стимулы, которые атаковы-вали сознание огромного количества молодых людей, когда они включали телевизоры и смотрели программу Вечерние новости. Она полностью изменила их внутренние представления. Люди начали представлять войну совсем в другом свете.

Она уже была не где-то там далеко, она ворвалась в наши дома. Это уже не было славным маршем в защиту демократии.

Вместо этого мы видели какого-нибудь восемнадцатилетнего парня, очень похожего на нашего собственного сына или на соседского парнишку, который в муках умирал в далеких джунглях, захлебываясь кровью. В результате у очень многих молодых людей сформировались совершенно новые внутренние представления о том, что та-
кое эта война, - и в результате изменилось и их поведение. Я не хочу сейчас рассуждать о том, была ли та война справедливой или нет.

Я просто хочу сказать, что с изменением внутренних представлений людей изменилось их поведение, и именно средства массовой информации выработали механизм этих изменений.
Даже в наши дни можно заметить изменения в сознании и поведении людей, каких не отмечалось прежде. Например, что вы теперь думаете об инопланетянах, после того как посмотрели фильмы Инопланетянин, Звездный человек, Кокон, Близкий контакт третьей степени? До этого инопланетяне представлялись нам в виде безобразных кровожадных монстров, которые прилетят на Землю и проглотят нас и наши дома.



А сейчас мы чаще представляем их в виде добродушных маленьких существ, прячущихся в детских шкафчиках, катающихся на велосипедах вместе с нашими детьми. Или в виде славных парней, которые оставили вашему дедушке бассейн, чтобы ему было где охладиться в жару. Если бы вы были инопланетянином, желающим установить добрые контакты с землянами, разве вы бы хотели, чтобы перед этим они посмотрели Вторжение похитителей трупов, а не фильмы Стивена Спилберга? Если бы я был инопланетянином, то, прежде, чем отправиться на Землю, подбросил бы туда несколько фильмов, повествующих о том, какой я славный парень, чтобы, посмотрев их, люди приняли меня с распростертыми объятиями.

Я бы послал на Землю лучшего агента по связям с общественностью, чтобы он изменил массовое сознание землян о том, что я собой представляю. Возможно, Стивен Спилберг является именно таким посланником какой-то далекой планеты?
Или что вы думаете о войне, посмотрев фильм Рэм-бо? Этот фильм представляет уничтожение людей с помощью огнемета как веселое и необыкновенно инте-
ресное развлечение, не правда ли? Разве он не заставляет нас примириться с самой идеей войны? Конечно, один фильм не в состоянии изменить менталитет и поведение нации. И заметьте, как ловко Сильвестр Сталлоне смещает акцент с самого убийства людей на тему преодоления человеком своей ограниченности через адскую работу над собой и самодисциплину. Его герои всегда побеждают, несмотря на чудовищное неравенство сил.

Но, в любом случае, просматривая фильмы с участием Сталлоне, мы не можем не почувствовать влияния, которое оказывает и на него массовая культура. Нам важно чувствовать, какой заряд постоянно получает наше сознание и поддерживает ли это нас в достижении наших собственных целей.


Подумайте, что бы произошло, если бы удалось изменить внутренние представления о войне у населения земного шара? Что, если бы та же самая энергия и технология, которые в наше время работают на то, чтобы огромные массы людей стремились схлестнуться в битве, стали бы эффективно использоваться для того, чтобы выравнивать наши системы ценностей и объединять всех людей? Как вы думаете, такое возможно?

Я верю, что возможно. Поймите меня правильно. Я не говорю, что все это элементарно просто: снял несколько фильмов, показал их всем - и весь мир немедленно переменится. Я хочу только сказать, что механизмы перемен в массовом сознании так же доступны нам, как и средства массового уничтожения.

Я хочу сказать, что нам необходимо сознательно относиться к тому, что мы видим, слышим и ощущаем, - и не только индивидуально, но и коллективно. Если мы добьемся того, чего хотим, в масштабах нашей личности, семьи, города, страны и мира, жизнь на планете станет значительно разумнее.
Все то, что мы постоянно видим, слышим и чувствуем как члены человеческого общества, имеет тенденцию ин-
тернализироваться в массовом сознании. Эти представления влияют на поведение людей как внутри определенной культуры, так и в глобальном масштабе.

Таким образом, если мы хотим создать для всего мира нормальную жизнь, мы должны постоянно планировать и корректировать массовое сознание, создавая в нем такие представления, которые способствовали бы нашему общему процветанию на земле.
Мы можем прожить свою жизнь одним из двух способов. Можем уподобиться собакам Павлова, реагировавшим на любые сообщения и стимулы, посылаемые им.

Можем упиваться идеей войны, пускать слюни при одном упоминании риса Анкл Бене, с благодарностью принимая любую гадость, поступающую в нашу кровь через капельницу СМИ. Кто-то однажды назвал рекламу наукой брать под арест человеческий разум, пока вы не внесете за него выкуп.

Некоторые из нас так и живут с арестованным разумом.
Другой способ человеческого существования представляется мне более элегантным. Вы можете попытаться жить собственным умом, выбирая для себя такие модели поведения и внутренние представления, которые будут способствовать совершенствованию и вас самих, и мира.

Вы можете научиться чувствовать, когда ваше сознание пытаются запрограммировать или манипулировать им. Вы можете научиться сами определять, когда ваше поведение отражает ваши жизненные ценности, а когда нет, - и по своей модели включать одни метапрограммы и выключать другие.



Содержание раздела