В античные времена было два великих оратора: Цицерон и Демосфен. Хотя жили они в разное время и в разных государствах, но им обоим приходилось призывать сограждан к оружию.
Когда Цицерон заканчивал свою речь, люди устраивали ему овацию стоя и долго хвалили за блестящую речь. А вот Демосфена никто не хвалил и не восхищался его красноречием. Когда он заканчивал свою речь, люди говорили: Пора в поход, и отправлялись на битву.
Вот в чем разница между искусством выражать свои мысли и искусством убеждать. Надеюсь, что в моей книге больше второго. Если вы только прочтете ее и воскликнете: Да, прекрасная книга, в ней столько полезных вещей,
но при этом ничего не измените в своей жизни, значит, мы с вами зря потратили время. Но если она хоть на какое-то время станет вашей настольной книгой, если вы будетM пользоваться ею как руководством к действию, изменяя в себе с помощью методик то, что вы считаете нужным изменить, - тогда время не потрачено даром.
Я призываю вас сделать из своей жизни подлинный шедевр. Я призываю вас вступить в ряды тех, кто живет в согласии с принципами, ими проповедуемыми. Чьи дела красноречивее их слов.
Такие люди - модели совершенства, о подражании которым грезит весь остальной мир. Присоединяйтесь к уникальной команде людей, объединяющей тех, кто действует, добиваясь результатов, которые делают их жизнь именно такой, какой они хотят ее видеть, а не тех, кто только хочет лучшей жизни, но не может ее добиться ни для себя, ни для других. Меня всегда вдохновлял пример людей первого типа, и я с детства люблю слушать рассказы о них.
Однажды, возможно, я расскажу другим и о вас. Если моя книга поможет вам продвинуться в этом направлении, я буду считать себя счастливым человеком.
А пока я благодарю вас, мой читатель, за интерес к проблемам развития личности, за то, что позволили поделиться с вами принципами, следуя которым я смог изменить свою жизнь. Пусть ваши неустанные поиски моделей человеческого совершенства будут плодотворными!
Пусть ваши цели по совершенствованию собственной жизни реализуются и побудят вас идти к новым целям, чтобы вы не только оставались верны своим мечтам, но не переставали мечтать и впредь! Чтобы вы не только радовались, что живете на этой благодатной земле и наслаждаетесь ее плодами, но и стремились сделать ее еще более пригодной для счастливой жизни! Чтобы вы не только брали от жизни все, что она может
вам дать, но чтобы и вы всегда были готовы поделиться с другими, были щедры на любовь и нежность!
А в завершение разрешите мне процитировать старинное ирландское благословение: До тех пор пока мы не встретимся снова, пусть дорога ласково изгибается, знакомясь с тобой, пусть ветер дует тебе только в спину, пусть солнце ласкает твое чело своим теплом, пусть дожди не дают твоим полям засохнуть, поливая их своей благодатной влагой, и пусть Бог бережно держит тебя на своей доброй ладони!* Будьте счастливы, и да благословит вас Бог.
* Ирландское благословение, авторское право принадлежит с 1967 г. компании Боллинг инк., г. Боулдер, штат Колорадо, США.
Глоссарий
Введение зацепок - процесс, посредством которого любое представление (внутреннее или внешнее) привязывается и служит как бы спусковым крючком для соответствующей последовательности других представлений или реакций. Зацепки могут внедряться непроизвольно или вводиться намеренно.
Примером зацепки, вызывающей определенный набор реакций, является ваше поведение, когда вы слышите свое имя, произнесенное близким вам человеком.
Взаимопонимание (согласие, контакт) -явление, когда люди разделяют конкретные модели поведения или обмениваются ими. Это обычно происходит естественным путем и бессознательно в процессе обучения.
Взаимопонимания можно достигать сознательно и намеренно при помощи отражения и согласования, что облегчает и улучшает общение.
Внутреннее представление - конфигурация информации, которую мы создаем и накапливаем в своей памяти в виде образов, звуков, чувств, запахов и вкусовых ощущений. Чтобы вспомнить дом, в котором вы родились и выросли, вы создаете в своем сознании внутреннее представление о нем.
Это означает, что вы сумели калибровать оттенки его философии.
Коммуникация (связь) - процесс передачи информации посредством языка, знаков, символов и поведения. Она может быть направленной, то есть момент, которым вы заканчиваете общение, отличается от того, с чего оно началось, как это имеет место при переговорах, лечении или торговых операциях.
Конгруэнтность/неконгруэнтность - ситуация, в которой сообщение, которое передает говорящий, одинаково или подобно во всех своих выходных каналах, то есть слова, сообщения передают то же самое значение, что и интонация голоса, а жесты передают то же значение, что и эти два канала. В этом случае выходные каналы синхронизированы (.совмещены). Неконгруэнт-
ность означает конфликт сообщений, передаваемых по различным каналам. Например, сказать Да, я уверен в этом! слабым, неуверенным голосом.
Модели движения зрачков глаз - конкретный набор приемов доступа, позволяющий по положению и движению зрачков глаз собеседника определять его внутренние представления. Знание того, какой внутренний процесс проявляется через конкретное выражение или движение глаз, помогает понять и выявить стратегию поведения.
Моделирование - процесс выявления совокупности внутренних представлений и моделей поведения, позволяющих достичь желаемого результата. После того как компоненты стратегии, языка, веры и поведения детализированы, ему можно легче обучить другого.
Модель - описание того, как что-то работает (но не возможных причин того, почему это может или не может работать). Когда мы говорим чья-то модель внешнего мира, мы понимаем под этим весь комплекс верований человека, внутренних процессов и моделей поведения, который позволяет ему вести определенный образ жизни.
Модель является способом организации опыта.
Обобщение - процесс познания, посредством которого элементы внутреннего опыта человека отделяются от исходного опыта и становятся самостоятельным классом. Это может быть полезно во многих случаях. Например, ребенок приобрел опыт, когда притронулся к горячей плите и получил небольшой ожог.
Он может обобщить этот опыт следующим образом: Плита горячая или Нельзя касаться включенной плиты! Но
в некоторых случаях обобщение может нежелательным образом ограничивать внутреннюю модель мира человека.
Описание, основанное на чувствах - использование слов, передающих информацию, которую можно непосредственно наблюдать или проверить с помощью пяти органов чувств. Это разница между двумя выражениями: Губы ее напрягаются, показываются кончики зубов, уголки губ поднимаются выше уровня общей линии рта и Она - счастлива.
Опыт, основанный на чувствах - опыт, который обрабатывается на уровне того, что можно увидеть, услышать, почувствовать, понюхать и(или) ощутить на вкус.
Оттенки чувств - дополнительная классификация элементов внешнего опыта: изображение имеет яркость, протяженность, глубину, резкость. Звуки имеют громкость, источник происхождения, тональность и т. д.
Поведение - вид деяZельности человека. В это понятие входят более выраженные модели поведения, такие как жесты или бросание мяча, а также менее заметные, например мыслительная деятельность, движения зрачков глаз, ритм дыхания и т. д.
Подстраивание (подгонка) - подражание элементам поведения другого человека: жестам, выражениям лица, манере речи, интонации голоса и т. д. Умело выполненное, оно позволяет установить контакт с собеседником.
Приемы доступа - модели поведения, которые воздействуют на работу нашей нервной системы таким об-
разом, что мы получаем к какой-то одной системе представлений более быстрый и легкий доступ, чем к другим. Например, замедление ритма дыхания или скорости речи может облегчить переход в кинестетический режим, а наклон головы, как если бы мы держали у уха телефонную трубку, может направить нас в слуховой режим и т. д.
Пристроиться (идти в ногу) - установление и поддержание контакта в течение некоторого промежутка времени в процессе взаимодействия с собеседником. Можно идти в ногу как в области веры или идей, так и моделей поведения.
Синтаксис - взаимосвязанная и упорядоченная система; способ организации, последовательность, в которой события (внутренние или внешние) могут быть соединены вместе. В языке это понятие порядка, в котором слова образуют грамматически правильные предложения.
Системы представлений - порядок кодирования чувственной информации в нашем сознании. Включают визуальную, аудитивную и кинестетическую системы, обоняние и вкус.
Они позволяют нам воспринимать и запоминать, а также сортировать и использовать информацию. Различия, которые мы делаем между разными людьми (внутренние и внешние), приходят к нам через эти системы.
Состояние - сумма всех нервных процессов, происходящих в человеке в определенный момент времени. Состояние является своеобразным фильтром, влияющим на итоговый результат нашего представления любого опыта, который мы имеем на тот момент.
Стирание - удаление из памяти чего-то оставшегося от прошлого опыта. Один из процессов познания, который защищает нас от переизбытка чувственной информации.
Но некоторые вещи, которые мы считаем важными и полезными для дальнейшего использования, сохраняются.
Стратегия - укоренившаяся последовательность представлений, которые мы используем для руководства собственным поведением. Стратегия обычно включает каждую из систем чувственного представления (визуальную, аудитивную, кинестетическую) в определенном порядке.
Мы можем обнаружить ее в себе и в других, когда прислушиваемся к словам, которые выбираем, когда наблюдаем за моделями поведения глаз и задаем вопросы о форме и последовательности внутренних представлений.
Чувственная острота - процесс совершенствования нашей способности делать различия между визуальной, аудитивной, кинестетической системами, обонянием и вкусом. Это дает нам более полное, более богатое чувственное представление об опыте и способность создавать детальные, основанные на чувствах описания, являющиеся результатом взаимодействия с внешним миром.
Экология - обеспокоенность по поводу единения или модели взаимоотношений между живым существом и окружающей его средой. В НЛП мы также используем этот термин в отношении внутренней экологии - модели соотношения ценностей, стратегий и поведения, которую человек использует в отношениях с самим собой.