Вот случай из моей жизни. Я тогда учился в старших классах, и учитель риторики однажды попросил меня остаться после уроков. Я удивился и спросил, в чем я провинился. Он сказал: Мистер Роббинс, я считаю, что вы прирожденный оратор, и я хочу подготовить вас к публичной дискуссии, которая состоится на следующей неделе.
Вы будете членом команды нашей школы. Я никогда не считал себя классным оратором, но он был очень серьезен и убедителен.
Я поверил ему. Это его обращение ко мне переменило всю
мою жизнь. Слова учителя определили мою карьеру.
Вроде бы незначительный эпизод, но он резко изменил мою жизнь.
Позиция лидера обязывает предвидеть результаты каждого из своих действий - и больших, и малых. Мне в жизни повезло: среди моих учителей были настоящие лидеры.
От них я усвоил многие ценности, которые определили мою жизнь. И я счастлив, что работаю в такой сфере деятельности, что могу вернуть им свой долг.
Надеюсь, эта книга тоже погасит часть моего долга.
Моим первым учителем был человек по имени Джим Рон. Он учил меня, что счастье и успех в жизни определяются не тем, что мы имеем, а тем, как мы этим распоряжаемся.
Он учил меня тому, что кажущееся нам пустяком может вызвать радикальные перемены в жизни. Он говорил мне, что нужно всегда быть человеком двух квотеров. Для примера он приводил чистильщика обуви.
Можно сказать, что чистильщик делает великое дело. Насвистывая и ловко орудуя своими щетками, он наводит глянец на ваших ботинках. Так вот, объяснял Джим, когда вы опускаете руку, в карман, чтобы расплатиться с ним, и у вас нет уверенности, давать квотер или два, всегда делайте выбор в пользу большей суммы.
Этим вы делаете лучше не только для него, но и для себя. Если вы дадите ему один квотер, то позднее в тот же день, глянув на свои сияющие башмаки, будете сожалеть о том, что пожадничали и дали всего квотер. Почему я поскупился, ведь он сделал такую прекрасную работу? А если вы дадите ему два квортера, то всякий раз, взглянув на свои ботинки, похвалите себя.
Почему бы не сделать это своим жизненным принципом? Что, если вы возьмете за правило всякий раз, проходя мимо собирающего пожертвования, опускать пару монет в кружку? Что, ее-
ли вы сделаете своим автоматическим обязательством покупать хоть что-нибудь на благотворительном базаре у бойскаутов? Что, если вы будете звонить своим друзьям время от времени, просто чтобы сказать: Я звоню не по какому-то важному делу. Я просто хочу, чтобы ты знал, что я тебя люблю и что у меня все в порядке? Что, если вы никогда не будете забывать посылать письма со словами благодарности всем, кто что-то для вас сделал? Что, если вы не будете жалеть времени, чтобы находить все новые и новые поводы радоваться жизни самому и делать приятное другим людям?
Все мы имеем определенные ресурсы времени. Вопрос только в том, как мы ими пользуемся. Живем ли мы по старинке или постоянно пытаемся сделать что-то уникальное и особенное? Все это как будто мелочи, но воздействие, которое они оказывают на нашу личность, очень сильно.
Они накладывают свой отпечаток на наши представления о том, кто мы есть, и, следовательно, на качество наших состояний и самой жизни. В своей жизни я придерживаюсь принципа двух квотеров и уже получил от этого немало пользы. Рекомендую его и вам. Я полагаю, в нем заключена глубочайшая жизненная философия, которая позволит вам значительно повысить качество своей жизни.
Возможно, вы его уже давно интуитивно применяете сами.
Химик, который может извлечь из своего сердца атомы сострадания, уважения, желания, терпения, удивления и снисхождения и соединить их вместе, получит молекулу, называемую любовью.
Халилъ Джибран
Моя последняя обязанность состоит в том, чтобы убедить вас поделиться этой информацией с другими по
двум причинам. Во-первых, обучая других, мы учимся сами.
Делясь своими идеями с другими, мы слышим их сами и еще раз напоминаем себе о том, что мы ценим и считаем важным в жизни. Во-вторых, получаем необыкновенную, необъяснимую радость, помогая изменить их жизнь к лучшему.
Летом 1984 года в нашем теперь уже традиционном летнем лагере для школьников со мной произошел случай, которого я никогда не забуду. Я уже рассказывал об этих лагерях. В течение двенадцати дней дети обучаются по интенсивной программе всему, о чем я рассказываю в этой книге.
В конце курса каждому из слушателей вручается медаль наподобие олимпийской с надписью: Ты способен на чудеса. В тот год мы закончили эту волнующую церемонию, в два часа ночи.
Я вернулся к себе в комнату, валясь с ног от усталости, зная, что выспаться не придется, поскольку мне надо вставать в шесть утра, чтобы успеть на самолет и лететь на другое важное мероприятие. Около трех ночи я уже готов был лечь, как вдруг услышал стук в дверь.
Я подумал: Бог мой, кто бы это мог быть?
Я открыл дверь и увидел подростка. Он сказал: Мистер Роббинс, мне нужна ваша помощь.
Я спросил, не сможет ли он позвонить мне в Сан-Диего на следующей неделе, ведь уже ночь, а утром вставать рано. Но тут я услышал, что за его спиной кто-то плачет.
Я спросил, в чем дело, и он ответил, что его подружка не хочет возвращаться домой. Я попросил их зайти в комнату, чтобы я мог успокоить ее, применив нашу методику: смена контекста и т. д. Но парень меня не слушал.
Она не хочет возвращаться, потому что ее старший брат вот уже семь лет достает ее своими сексуальными домогательствами.
Я усадил их обоих и, используя методы, изложенные в этой книге, изменил внутренние представления де-
вушки, сформированные прошлым негативным опытом, таким образом, что они больше не вызывали в ней боли. После этого я перевел ее в самое продуктивное состояние и связал его с новыми, измененными внутренними представлениями так, чтобы одна мысль о брате или его образ немедленно приводили ее в продуктивное состояние, в котором она была бы способна дать отпор.
Доведя ее рефлексы до автоматизма, я посоветовал прямо из своей комнаты позвонить брату. Она решительно набрала номер, и, когда на другом конце подняли трубку, назвала брата по имени: Слушай, братец! - сказала она тоном, которого, наверное, он от нее никогда прежде не слышал. - Я хочу, чтобы ты знал, что я возвращаюсь домой. Однако помни, что, если ты еще хотя бы раз вздумаешь притронуться ко мне, ты до конца дней своих будешь каяться в тюремной камере. Это я тебе обещаю.
Ты мой брат, и я люблю тебя как брата. Но я больше не потерплю такого со мной обращения.
Заруби себе это на носу. Пока.
Девочка положила трубку. Она чувствовала себя уверенной и сильной как никогда прежде. Мальчик, что привел ее ко мне, не мог найти слов, чтобы выразить свою благодарность. В глазах его стояли слезы.
Я ему сказал, что лучшая награда учителю - новое поведение его учеников. Нет, я должен хоть как-то вас отблагодарить, - возразил он. Мальчик снял с себя медаль, которой я сам несколько часов назад наградил его, и повесил мне на шею. Когда я рассказал об этом своей жене Бекки, она растрогалась до слез. Она сказала: Невероятно!
Жизнь этой девочки уже никогда не будет такой, как раньше. Спасибо, дорогая, - сказал я. - Но все это - дело техники. Всякий владеющий данной методикой мог помочь ей.
На это она возразила: Да, Тони, любой мог бы. Но помог-то ты.
Если бы ты только мог научиться любить, не было бы на свете человека могущественнее тебя.
Эмметт Фоке
В этом и заключается главная идея книги. Станьте деятельным. Берите на себя ответственность. Предпринимайте решительные действия.
Используйте все, чему научила вас эта книга, и прямо сейчас. И, главное, не только ради самого себя, но и ради других. Польза от таких действий больше, чем вы даже можете вообразить. Слишком много развелось любителей поговорить о том, как стать сильным, но большинство из них почему-то не добиваются желаемых результатов.
Мало только говорить. Надо обязательно воплощать слово в дело. Вот для чего нужно человеку его безграничное могущество. Оно нужно ему для того, чтобы совершать необходимые действия и совершенствовать себя. Джулиус Ирвинг выразил свою жизненную философию так: Я требую от себя большего, чем от меня ожидают.
По-моему, такое отношение к себе достойно восхищения и моделирования.