Теперь о Начальстве еще раз, но подробнее. И самое главное о том, как Начальник может создать Начала. Где в нас заложена эта психологическая первооснова творчества.
Начальник слово привычное. Но если попросить рассказать, что такое начальник, станет немножко страшно, потому что в русском языке в качестве прямого обращения оно употребляется чаще всего в тюрьме. В быту мы говорим о начальстве или о начальниках, но не обращаемся так к человеку.
Для нас естественно обратиться: Товарищ директор! Или: Господин управляющий! Но не: Товарищ начальник!
Тут уж лучше: Гражданин начальник!
Начальники как бы всегда где-то далеко или высоко от русского человека. До Бога высоко, до царя далеко и где-то там же Начальство. До него не достучаться и прорваться к нему простому человеку непросто и даже страшно.
Забудем пока о том, что начальство действительно неохотно нисходит до простых людей. Приглядимся к языку. Как по-вашему, такое смысловое наполнение появилось у слова «начальник» только в советское время?
А при царе было иначе? А во времена Ивана Грозного или первых киевских князей?
Я опускаюсь в те далекие эпические времена с вполне определенным умыслом. Слово Начальник возникает в том значении, которое мы в нем сейчас ощущаем, именно в то время, когда рождается эпос старины, былины, иначе говоря, мифологические рассказы о Творении Мира. А Мир всегда творится кем-то из Богов-творцов, 'Демиургов, кто закладывает Начала Мира.
Что такое Начала Мира? Это его Первообразы. А это значит, что Бог-творец и строит Мир, творя образы, в которые может войти жизнь.
Он его придумывает и рассказывает. Вначале Мира всегда Слово, как считает наша культура. По сути же несказанный образ.
Образ-Начало.
То же самое должен сделать и Начальник с предприятием. Он не должен ни руководить, ни управлять. Он должен лишь придумать образ жизнеспособного Предприятия.
А сделать его жизнеспособным, значит, придумать все его составляющие, которые называются отделами и рабочими местами. По сути, они тоже являются мирами, вкладывающимися в большой мир, как в матрешку, и для них тоже требуется придумать образы. Как?
Это Разговор. И для него стоит сделать отступление и понять кое-что в народной психологии. Кое-что о творении образов.
И в первую очередь, о том, как рождается наш Образ мира.
После того, как приходит понимание, что Образ мира это основа нашего Разума, становится ясно, что он, как психологическое явление, лежит в основе всех наших действий. Он же является основой нашего мышления, потому что все остальные образы или вырастают из него, или к нему приживляются.
При этом мы должны разделить основу Образа мира, которая создается в детстве из образов простейших взаимодействий с окружающими, от той его части, которую мы добавляем впоследствии в виде готовых образов, которые называются Знаниями. Знания географии, знания астрономии, знания физики, иначе говоря, знания, казалось бы, о том, как устроен наш мир, у большинства людей не имеют почти никакого отношения к психологическому Образу мира, хотя и называются этим словом во многих научных сочинениях. С психологической точки зрения эти знания надо бы назвать представлениями обустройстве мира. Представления эти, которые дает наука, всегда хранятся в самом поверхностном слое памяти и хранятся вполне осознанно, помнятся. Часто даже с усилием помнятся.
Мы стараемся их не забыть, чтобы блеснуть умом и знаниями.
Легко принялось это выражение: блеснуть знаниями? Конечно, ведь оно естественно. И естественно не для языка, а глубже, для нашего мышления. Блеснуть знаниями, значит, быть высоко оцененным, то есть оцененным как способный занять более высокое место в обществе. Вот и смысл обладания знаниями.
Они не прибавляют способности думать, они просто наша плата за право занять соответствующее место в обществе.
Обратите внимание на выражение «плата за право занять место». Раз нам нужно показать обладание большим количеством знаний, чтобы занять достойное место, значит, мы ими за это место платим. Это очевидно.
Но не так очевидно, что мы платим и за обретение знаний. Хотя это знает всякий, просто потому, что за учебу платят. И деньгами, и не деньгами. А чем? Если ты учишься в обычной бесплатной шкоде, то платишь ли ты чем-нибудь за обучение?
Не родители, а именно ты?
Посмотрите по тому, что имеем в итоге, а в итоге мы имеем сознание, заполненное знаниями. Значит, чтобы поместить в свою память знания и умения их использовать, нужно, самое малое, отдать весь этот объем сознания, который они заполнят. Отдать или связать в определенные образы, которые неизменны. И теперь ты больше не хозяин этому сознанию. Это твое сознание, но владеет им общество, которое требует от своих членов хранить в себе его признаки как культуру.
А ты вечно таскаешь в себе эту гирю, и крылья тебе больше не нужны... Носильщик культуры, вахана, ездовое животное бога по имени Общество...
И даже переходя в новые возрастные состояния, а это значит, в новые слои Образа мира, мы перетаскиваем свои знания и представления с собой, как груз, как полезные орудия, потому что они возможность показать свою умность, а отнюдь не то, что обеспечивает возможность жить в этом мире. Образ мира это так же важно для жизни, как воздух. Поэтому мы его перестаем замечать и помнить уже в раннем детстве.
Он само естество нашего Разума и Мышления.
Как я уже говорил ранее, основная часть Образа мира, или, точнее, самый первый Образ мира назывался у мазыков Материк. Так или иначе, но Материк присутствует не только во всех наших действиях и мыслях, но и во всех остальных Образах мира, которые развиваются с возрастом. А с возрастом у нас действительно развивается и наслаивается один на другой несколько Образов мира.
При этом более молодые части Образа мира не отменяют и не уничтожают ранние части. Они к ним добавляются. Развитие Материка идет всю жизнь, как и любой другой части Разума.
Но полноценно он развивается только в детстве до 2-3 лет, когда дитё учится ходить, бегать, прыгать, плавать, избегать мороза, жары и когда оно познает весь окружающий мир прямо границами собственного тела. Кстати, тем самым познавая и свое тело, и себя. Образ мира в это время выстраивается как Образ Дома.
Это общеизвестная психологическая истина, что девять десятых или больше нашего человеческого познания мы совершаем в самом раннем возрасте. И записывается это все как раз в Материк. В старших возрастах делаются лишь небольшие дополнения Материка.
Скажем, когда вы осваиваете музыкальные инструменты или учитесь фехтовать или бороться.
Каждый возраст имеет свои психологические ценности и по разному осознает себя. Такие возраста назывались у мазыков Вежами. Вежа детства исходит из самоощущения себя маленьким божком, наделяющим всех окружающих блаженством.
Вскоре эта блаженная вежа полубожественности меняется на первую человеческую вежу. Но познание и самопознание пока еще идут не ослабевая, потому что года в три дитё становится ребенком и начинает познавать не Мир-Природу, а мир людей. Пока еще не Общество. Образ мира превращается в это время в Образ Двора или Улицы.
Это начинается после того, как дитё под давлением окружающих принимает решение учиться «на человека» и учится учиться.
О том, как происходит ученичество, надо бы рассказать подробнее, потому что, по сути, в это время у человека закладывается дополнительный слой Образа мира, который можно было бы назвать «Миром Разума». В нем уложены образы разумных взаимодействий с другими Разумами. Но это слишком большой разговор, чтобы отвлекаться на него сейчас.
Вообще-то, ни одно дитё не хочет принимать решения учиться «на человека», потому что оно означает отказ от божественности. Кое-кто удерживается, оставаясь на всю жизнь идиотом. Остальные ломаются под давлением общества и решают стать людьми, то есть соответствовать требованиям окружающих людей. После принятия этого решения дитё-неразумное уходит, и появляется ребенок.
Признаком разумности видится то, что с ребенком, в отличие от дитяти, можно договориться. На самом деле он становится осознанно управляемым, послушным. Разумность эта, как ее понимают взрослые, если приглядеться, есть всего лишь способность понимать и соблюдать договоры.
Истинная разумность при этом не интересует родителей, потому что они уже так устали от маленького засранца, что готовы отдать все, что угодно, лишь бы он стал более удобным для жизни.
Это напоминает сказки о возвращающемся домой из долгих странствий хозяине, которого ловит каким-то образом неведомая сила и требует отдать то, чего он в доме не знает. Ради возвращения свободы и уюта, как вы помните, он отдает родившегося в его отсутствие сына. А если приглядеться символически, то какую-то часть человеческой сущности себя или своего ребенка, без которой нельзя стать царем и волшебником.
Вот так и мы со своими детьми за покой и удобство жизни платим способностью думать, получая в обмен послушание.