И получается, что любой сбой в протекании силы по Жиле нашего предприятия это всегда человек.
Либо это человек, который не пропускает сквозь себя ток силы, либо человек, которого не хватает для тока силы. Что делать?
Для начала понять, что при таком подходе Отладка предприятия становится исключительно «отладкой людей». Это значит, Следовательно, вторая задача Отладки восстанавливать способность работать самого предприятия.
А для этого нужно получить от работников описание остающихся помех. Будет описание задачи, препятствующей работе предприятия, появится возможность эту задачу решить и восстановить работу.
И какими могут решения? Скорее всего, либо придется прописать имеющийся образ рабочего места так, чтобы он стал понятен, либо дописать еще один образ, то есть создать дополнительное рабочее место или должностную обязанность. Именно отсутствие четко и определенно названной должностной обязанности в ведении определенного работника и создает разрывы в жиле.
Представьте или вспомните из своего опыта: работа есть, работу кто-то должен делать. Но никому не приказано, никто не знает, чья это обязанность. И что тогда? Ничего, кроме вопроса:
А почему я?! А работа стоит, и все без денег.
Уберите саму возможность для подобных вопросов, издайте приказ, которым эта работа вменяется в чьи-то обязанности. И тогда ответ прост: Приказано! Такова должностная обязанность.
Возможность для межличностных игр в справедливость или независимость пропадает, когда дело выходит на уровень выживания и жизненной силы.
Это никак не устраняет необходимости точно определять объемы работ, отводимых работникам. Возможно, что создание дополнительной должностной обязанности окажется созданием рабочего места для помощника кого-то из работников. Но пусть об этом думает Управляющий.
Заранее тут все равно ничего не скажешь.
Итак, повторю: для того, чтобы научиться отлаживать предприятие, надо научиться видеть предприятие как Жилу, по которой идет ток силы. И состоит эта жила из последовательности мест, проводящих ее, проталкивающих, точно клапаны.
Помеха на одном из мест означает, что есть затор или разрыв Жилы. Но в предприятии нет никакой жилы, и даже места это нечто воображаемое, это образы действия, которые оживают лишь воплощенные в соответствующих людей. Значит, вопрос в людях.
Следовательно, если на каком-то месте затор, этот клапан не справляется с идущим сквозь него потоком необработанной силы. Нужно создать дополнительный клапан дать помощника тому работнику, который занимает место.
Место от этого станет шире, дороже, но зато будет мощнее и тоньше приспосабливаться к потоку.
Это и является сутью Отладки предприятия встроить дополнительные клапаны-места всюду, где случаются заторы и имеющиеся места не справляются.
Для того, чтобы отладка прошла действительно хорошо, надо всегда держать в памяти, что в сторону покупателя по предприятию течет несъедобная, неусваиваемая человеком сила. Где-то там в конце этого тока она должна обернуться и потечь к нам съедобной и усваиваемой. Где?
Предприятия это своего рода большие желудки общества, которые эту силу перерабатывают и переваривают, выдавая съедобной.
«Съедобной» сила становится, воплотившись в деньги. А это происходит уже у покупателя.
Это значит, что Покупатель или Заказчик для Управляющего являются частью предприятия! Именно той, которая превращает товар в деньги.
И если все мы в состоянии думать о том, как заработать больше для себя и близких, то есть своего предприятия, то хороший Управляющий постоянно думает о том, как с помощью своего предприятия заработать как можно больше Заказчику или Покупателю.
Чем больше ты принесешь денег Заказчику, тем легче и больше он заплатит тебе и твоим людям. Но это отдельный разговор.
Отладка предприятия в каком-то смысле может длиться вечно, потому что жизнь вечно меняется, и надо к ней приспосабливаться и приспосабливать предприятие. И тем не менее, можно выделить Отладку как вполне самостоятельный и определенный во времени период работ, сопоставимый с творением предприятия.
И часто проще заменить сумасшедшего работника на другого, пока тот лечится.
Для людей же, психотехникой не владеющих, определить больного можно только сравнением с другими работниками на сходных местах. Если твой работник работает плохо, и дело не делается, а ты знаешь, что где-то, кто-то справляется с такой же работой, задайся вопросом: а этот, который справляется, случайно не одержимый? Не помешанный на этой работе?
И если ответ будет: нет, нормальный человек, значит, твой работник нуждается в лечении, а ты в новом работнике.
Если же в отношении того, кто справляется, появится ощущение, что он несколько помешан на своем деле, за счет чего и справляется, прими, что справиться с этой работой можно одному человеку плюс небольшое помешательство. Иначе говоря, твоему работнику нужно давать помощника.
Итак, отладка предприятия идет до тех пор, пока ты не почувствуешь, что на сегодняшний день ширина твоей жилы достаточна. И у всех работников или только одна должностная обязанность, или же несколько, но они довольны компенсацией и работают с удовольствием.
После этого отладка будет идти только как приспособление предприятия к меняющимся внешним условиям.
Основным орудием отладки предприятия для Управляющего оказывается прикладная психология и психотехники. На том предприятии, которое может себе позволить содержать штат психотехников, их количество подбирается само по мере работы и определяется просто достаточностью для отладки всех участков.
Можно считать, что Управляющий на предприятии является главой отдела психотехников или главным психотехником.
Сами психотехники должны быть закреплены за определенными службами и постоянно докладывать Управляющему о состоянии дел в их службах.
Естественно получается, что устройство службы психотехников должно соответствовать устройству всего предприятия. И тут особо важно, чтобы в устройство службы психотехников, как и в устройство предприятия, входил Отдел заказчиков. Об этом я хочу сказать особо.
Обычно подобные отделы называют отделами по работе с заказчиками. От этого стоит отказаться, потому что за этим названием стоит уже вполне сложившийся образ определенного отношения к заказчикам и определенных действий, которые надо делать.
Психотехники, подобно Управляющему, должны работать с заказчиками, как с работниками своего предприятия.
Это значит, что психотехники должны постоянно смотреть на заказчика как на человека, который должен им и всему предприятию выдать зарплату, а значит, должен зарабатывать как можно больше.
Что для этого нужно?
1. Нужно понимать как заказчик зарабатывает деньги.