Полина: Нет, есть. По три коготка на каждой. (Изображает руками лапы.)
Терапевт: А змейка внутри, чтобы ползать, плавать в огне.
Полина: Хвост и две лапки, ручек не надо крылышки есть. (Задумалась, оперлась головой на руку.)
Терапевт: Да. Главное, чтобы было комбинировано...
Полина (перебивает): А голова пускай будет от царевны.
Терапевт: Во-первых, если ты не человек, то от тебя не ожидают ничего человеческого. Если ты не ящер, от тебя не ожидают ничего, что можно ждать от ящера, если ты весь птица, от тебя не ожидают ничего птичьего.
Поэтому взять с тебя нечего.
Полина: Точно.
Терапевт: Как только к тебе приходят и говорят: “Сделай нам по щучьему велению, ящерица...” А ты говоришь: “А я не ящерица”. Приходят и говорят: “Вот, царевна, сделай то-то и то-то...” А ты говоришь: “А я не царевна”.
Полина: А никто не станет приходить, потому что...
Терапевт: Тем самым решена проблема с людьми. Тем самым голова просто для красоты.
Толку уже от нее никакого.
Полина: Хорошо. (Подперла рукой подбородок.)
Терапевт: Голова эта от принцессы. По крайней мере, от царевны.
Можно грустить о том, что не полностью царевна. Уже есть о чем поплакать.
Во-первых, нет прошлого, куда делось неизвестно. Во-вторых, нет будущего, у всех, говорят, есть, а у меня нет. В-третьих, можно поплакать о том, что нет человеческого тела.
Осталось черт знает что.
Полина (говорит одновременно с терапевтом): Много предлогов, чтобы поплакать. Во всяком случае, можешь хоть объяснить...
Терапевт: Для того голова и оставлена думать не о чем, оставлена, чтобы плакать. Подставка для слез.
Фонтан.
Полина: Да.
Терапевт: Такая вот монументальная фигура: ящерица, красивая птица, а сверху голова, и из нее брызжет фонтан.
Полина (все время кивает): Хорошо, мне нравится фонтан.
У кого такой длинный хвост?
У игуанодона, по-моему... Я их не видела в жизни.
Книжки про ящеров я искала по личной инициативе. Сказки, конечно, раньше. Причем я себе птицу представляю не как в сказке, а как на северных досках они вырезаны.
И царевна, скорее, деревянная. Не то что в детстве.
В детстве царевны были с золотыми волосами. И хвост сейчас тоже стал деревянным, кольцами. (Пожимает плечами.)
Тема чудесного и тема частей подготовлены. Она с этим согласилась. И для нее это интересно.
Быть ящером, птицей и царевной одновременно как раз и значит то, что можно никем из них не быть.
И ей это нравится. Это и способ уйти, когда хочется, и появиться обратно. Сейчас она в каком-то смысле начала играть, вспоминать какие-то эпизоды из детства.
Это тоже способ подготовки к регрессии.
Терапевт: Ну что, сейчас будем транс делать?
Полина: Давайте.
Терапевт: Когда впадаешь в транс, наступает вечный сон. Надо сделать такой транс, чтобы он был хорош для каждой части.
Один транс для царевны, другой для ящерицы, третий транс для птицы. Чтобы она иногда распускала крылья, иногда собирала...
Полина: И чтобы у каждой был свой отпуск. Чтобы они иногда собирались все вместе, и всем было хорошо.
И каждый волосок на голове мягко укладывается... Вы помните, как водоросли в воде... шевелятся... плывут...
Они взвешены... совершенно спокойны... взвешены... совершенно спокойны... И так же волосы на голове живут своей жизнью... Это удивительное ощущение, что разные части тела и лица лежат рядом друг с другом... очень плавно и спокойно...
И постепенно хочется почувствовать, как все тело... как водоросль в теплой воде... распускается...
И откуда-то доносящиеся... звуки... неожиданно превращаются в мелодию... И кажется, что вы... созерцаете звезды... И на всем теле... на животе, и груди... и на бедрах... открываются маленькие глаза... которые воспринимают свет...
Открываются уши, которые воспринимают звук...
И вдруг становится легко оттого, что все тело... каждой своей частью... может слышать и видеть, и осязать, может слышать и видеть, и осязать...
Здесь образ перехода от фигуры к фону, потому что кожа начинает принимать на себя функцию очень чувствующей, отбирающей, не жесткой стены, а скорее глаз, рук, ушей.
Сразу становится понятно... если раньше так много нагрузки... падало на глаза и на уши... что хотелось отстраниться... уйти за какую-то стену... и отдохнуть, то теперь, когда все тело начинает чувствовать и дышать... Все тело начинает открывать глаза... и уши... и это напряжение... куда-то спадает... как будто все тело превращается в единый большой-большой глаз... который открывается и закрывается... в такт дыханию в одно большое ухо... И так интересно слышать бедра... и видеть ягодицы... и чувствовать себя в этом новом теле... И на каждую частицу... приходится совсем немного...
Всего лишь достаточно немного разной энергии... чтобы не заснуть окончательно...
И голова освобождена... не нужно ни о чем думать... видеть и слышать... Как будто бы всем телом... воспринимается все, что происходит вокруг... И это ощущение водоросли... в теплой, дружественной воде... когда волны слегка покачивают... слегка покачивают...
И как водоросль... ногам надо стать головой... а рукам начать новое движение... спиной можно видеть...
Удивительное ощущение... когда все органы чувств становятся как будто бы вместе, как у очень маленького существа в начале рождения...
В каком-то смысле здесь проходят оппозиции: все или ничего, везде или нигде, большое или маленькое, и эти оппозиции снимаются прямым противопоставлением. И она как бы растворяется из напряженного порядка в хаосе, а из хаоса рвется в какой-то неожиданный новый порядок, из этого нового порядка может родиться порядок, который похож на старый, но в котором меньше напряженности.
И так приятно, что больше не нужно ничего различать, и звуки переходят в картинки, а картинки в ощущения... И ощущения покачивания от любого звука, или картинки, или прикосновения... Целое-целое ощущение...
И как водоросль... Нет внутренности и наружи... равномерное покачивание... равномерное укачивание... равномерное и спокойное... в такт приливу и отливу... (Полина слегка качнула головой.) И когда возникают толчки... огромная океаническая масса смягчает их... смягчает... И все тело... становится единым... и видит сны... и в этих снах... тело превращается в разных животных и зверей... легко играет в них... и поэтому легко снимает какие-то забытые привычки... от прошлых превращений...
И вы глотаете... и чувствуете веки... и нарастающее тепло в ладонях... и кончики пальцев... Слегка горят суставы... около кистей... около ног...
Горят спокойно и легко... горят спокойно и легко... И расслабление и покой... расслабление и покой... И все тело такое единое... и спокойное...
И тело видит сны... и маленькими движениями... которые не отличаются от покоя... превращается то в ящерицу... с ее единым телом... и ловкими лапками... и, главное, полным бездумьем... бездумьем и покоем...
И тело превращается в птицу... И в каждом превращении... совершенно отсутствует усилие... потому что так же, как естественно дышать... не думая об этом... так же естественно птице... распускать свой хвост... распускать свои крылья... и парить... или смотреть сверху вниз... без всякого усилия... совершенно не думая... Превращаться в ящерицу... и тоже куда-то идти... быстро-быстро... легко-легко... спокойно-спокойно...
Или превращаться в кошку... легко и спокойно...
Любые воспоминания... как будто падающие капли... неожиданно превращаются... во что-то светлое... Любые воспоминания легко превращаются в струи текущей воды... И когда хочется отдохнуть... тело превращается в фонтан...
Очень красивый... И только прохладные струи... оживляют и напоминают... о том, что разные части тела... живут разной жизнью... видят разные сны...
И когда вы захотите, когда вы захотите, тело опять видит сны... и превращается то в птицу... красивую птицу... то в ящерицу... то в человека... И как замечательно... что можно видеть сны... несколько раз в день... как будто расколдовываясь... после долгого-долгого времени... когда вы боялись своих снов...