(Максим еще с полминуты сидит с закрытыми глазами, потом открывает их и какое-то время вслушивается в себя, не останавливая взгляд ни на ком. Наконец, с сияющим лицом поворачивается к терапевту.)
Максим: Очень приятное ощущение….
Терапевт: Чем оно приятное? Что вы чувствовали?
Максим (с удовольствием глубоко вздыхает. После паузы начинает говорит тихо, но очень уверенно, как говорят о том, что хорошо знают.
Взгляд ясный, поверх голов): Ощущение тела...… Спокойствие, расслабленность и в то же время энергия...… Вот когда ныряешь глубоко метров на пять, на семь доплываешь до дна… потом переворачиваешься под водой, группируешься… потом расслабляешься… и отталкиваешься ногами от дна… сильно…. И если все правильно рассчитал, есть такой момент, когда у тебя еще достаточно воздуха… и ты как бы взлетаешь, все время ускоряясь, ото дна вверх…. Ты уже видишь свет, видишь воду снизу… .И ощущение невесомости, расслабленности, силы и движения одновременно. Это довольно трудно описать….
Для того, чтобы это испытать, нужна достаточная глубина.… И вот ты знаешь, что у тебя есть время...… ты движешься и видишь, как приближаешься к свету, к поверхности.
Сейчас было очень похожее ощущение, только оно было сильнее. Его нужно прочувствовать, сосредоточиться на нем, оно длится дольше.… Это очень приятное ощущение.… Я не наркоман, но пробовал разные наркотики… Это приятнее.… Да, вчера я все-таки не выдержал, попытался закурить. Сделал две затяжки.
На первой не понял, что происходит, на второй меня чуть не вырвало.
Я бросил сигарету. Мне почему-то показалось, что она ужасно невкусная… (Улыбается.) И все….
(Максим прощается и уходит.)
Терапевт: Нам всем знакомо ощущение ожидания. Часто оно для нас имеет приятный оттенок, иногда неприятный. Это такое чувство, когда мы хотим немного изменить время вокруг нас. Вот мы стоим на остановке, ждем транспорта, и в этом ощущении есть и неуютность, и неприкаянность, даже унизительность, потому что мы не знаем, когда придет транспорт, влезем ли мы в него.
Другой случай наши детские ожидания: Нового года, дня рождения, поездки, праздника, каникул.… В детстве мы защищены верой в свои ожидания.
Дети ближе находятся к магическому, потому что у них сильнее, чем у взрослых, развита способность перемоделировать мир, перекраивать и строить его на свой лад. Взрослые значительно дальше от той “субстанции”, в которой что-то может меняться. Они понимают, что попасть в катастрофу или стать объектом нападения легко, а вот преобразовать ситуацию или накопить силы для ее изменения довольно трудно.
У людей, которые во что-то глубоко верят (что бы это ни было), такое же, как у детей, доверчивое отношение к силе “иного мира” и тем самым к двойному плану мира реального. И для них любое событие тоже таит в себе новые возможности.
Состояние ожидания часто несет в себе возможность оперировать своими внутренними смутными предощущениями, придавать им вполне законченную форму, или по крайней мере прояснять их очертания. Ожидание это, в сущности, некое состояние готовности, когда то, что происходит “здесь и сейчас” кажется не таким, как хотелось бы.
Мы в этот момент хотим находиться в другой точке пространства, в другой точке времени, в других ощущениях.
Ожидание очень сильная часть нас самих. Эта сила направляет нас в будущее и сама по себе несет элементы надежды и осуществимости.
Если нам есть чего ждать, нам есть ради чего жить. Когда человек находится в крайне тяжелой для себя ситуации, у него прежде всего возникает ощущение, что ему нечего ждать. Он боится своего будущего будущее для него словно “пересечено”.
Поэтому в психотерапевтической работе бывает достаточно сформировать у человека ощущение (или даже предощущение) чего-то смутного, что может в нем родиться, развиться и куда-то его привести и он сам сможет додумать, дорисовать или достроить какие-то свои образы, связанные с этим ощущением. Часто как этап в работе это может быть очень полезным.
У меня очень сильный симптом запора.
С детства. Я набрался смелости выйти с этой интимной проблемой.
Терапевт: А что, вы такой упрямый человек?
Он сделал очень важное и трудное признание и ожидает, что теперь его будут спрашивать про запоры. Но я спрашиваю его про упрямство.
Ясно, что упрямство и запоры это вещи связанные. Часто так бывает.
Проблема сейчас как бы фиксируется и немного переносится в другой, психологический пласт, в котором она отчасти и будет решаться.
Виктор: Да.
Терапевт: В чем ваше упрямство еще заключается?
Виктор: Вообще, я это связываю с детством, мы жили в своем доме, туалет был на улице, в школе то же самое, и мне часто приходилось терпеть. Когда делали обследование, у меня оказалась атония с гипертонусом. По сути дела, я не испытываю никаких неудобств; могу неделю не ходить в туалет.
Я этим не мучаюсь...
Что касается упрямства, то да.
Обратите внимание, что клиент отвечает на вопрос про упрямство: начинает рассказывать про кишечник и сообщает, что у него атония с гипертонусом. Если сделать перенос на вопрос о характере, то атония на этом уровне безволие, а с другой стороны, гипертонус это повышенная энергичность, настойчивость, упрямство.
И они сосуществуют вместе: один раздел кишечника атоничен, а другой наоборот, имеет гипертонус. И когда он собирается что-нибудь делать или с кем-нибудь общаться, то, с одной стороны, ему это безразлично, а с другой стороны, становится упрямым, настойчивым.
Эта его проблема атонии и гипертонуса будет далее муссироваться на разных уровнях.
Терапевт: Расскажите немножко про свое упрямство.
Виктор: Если все говорят “да”, я буду говорить “нет”, чего бы мне это ни стоило.
Терапевт: А если все будут говорить “нет”?
Виктор: Я могу сказать “да”. Я могу быть гибким, очень гибким, но иногда такое находит, что могу пойти даже против системы, из-за чего имел неприятности.
Пошел против всего курса, на котором учился. Если бы я сказал как все, я бы остался, а так меня отчислили.
Терапевт: А что за проблемы, связанные с обучением, с длительным курсом?
Виктор: У меня трудности с пошаговостью процесса, у меня слишком большая склонность к обобщению... Тренер объясняет: нужно делать упражнение это за этим, мне нужно понимать и записывать, но мне очень трудно.
Терапевт: Как бы вам хотелось?
Виктор: Быть более последовательным, процессуальным, немного более занудливым что ли.
Терапевт: Вы хотите быть философом?
Виктор: Да. С одной стороны это мой ресурс, многим даже кажется странным, что я такие вещи могу сопоставлять и обобщать... Я потом после семинаров себя очень плохо чувствую.
Потом догоняю то, что на семинаре не сделал, но мне это дается с трудом.
Терапевт: А что вы делаете на семинаре?
Виктор: Стараюсь слушать, открывать сенсорные каналы.
Терапевт: А что с вами происходит? Вы куда-то улетаете?
Виктор: Улетаю. Становлюсь бессмысленным, бестолковым...
Терапевт: Хорошее определение для философа.
Виктор: А потом, через два-три месяца, вспоминаю все, что было на семинаре, уже во время практической работы с пациентами, с клиентами.
Терапевт: Когда вы чувствуете себя бессмысленным, потерянным, вы что, вспоминаете какие-то эпизоды или романы сочиняете? Что происходит с вами?
Виктор: Просто чувствую, что я тупой.
Терапевт: И что вы делаете? Вы подпрыгиваете на месте, входите выходите из комнаты?
Виктор: Отпускаю себя: я понял, что дергаться бесполезно, сиди, что войдет, то и войдет. Жалко времени и денег.
Терапевт: Но вы сидите на месте?
Виктор: Я веду себя спокойно, сдержанно, и беру то, что дается. Видимо, мне нужно больше времени, чтобы понять.
Это подобно амнезии... Я не улавливаю смысла слов.
Клиент демонстрирует проблему рассеянного ребенка. Ребенка, у которого рассеянное внимание и который, когда его приучают учиться, не может сосредоточиться и удержать свое внимание до какого-то нужного момента.
Он все время отвлекается. Это суть проблемы.
Он сильно преувеличивает проблему , описывая свою рассеянность следующими словами: тупость, странность, никчемность и ненужность никому...