В трех мирах


Лена: Мне кажется, что хватило бы. Это как раз тот вариант, который нужен.
Терапевт: А в трех мирах?
Лена: Зачем? Есть свой мир и тот, куда хочется.
Терапевт: Есть мир, в котором вы думаете или мечтаете о чем угодно. Ушли в мечты, и в этом мире живете, строите замки, разрушаете их.
Это ваш мир, никто в него не вхож. Вы себя в нем ласкаете, успокаиваете, возбуждаете. Это ваш мир, ваш замок.
Это мир?
Лена: Да, это мир.
Терапевт: Второй мир, в котором вы живете  мир вашего реального дома. Это ведь тоже мир?
Лена: Да.
Терапевт: Третий мир  в котором ничего не существует. Вы там  прах и пепел, пена. Все люди равны. Ничего там нет.

Вы знаете, что просто плавно существуете, растворившись где-то.
Других нет, вас нет, вам спокойно или неспокойно, нет забот, нет начала и конца, прошлого и будущего. Но все-таки что-то есть. Это ведь тоже мир. (Лена кивает.) Это третий мир.
Четвертый мир  мир сконструированный, но тем не менее реальный. Это не дом, это мир, в котором может жить другой принц, чужие дети.
Это мир, куда вы уходите в гости. Он может быть интересен, из него можно уйти когда угодно, как из мира мечты. Он имеет немного от мечты, немножко  реального дома, немножко  как в том мире, где ничего нет.

Это ведь тоже мир? (Лена смотрит “в себя”, кивает.) Это четвертый мир.
Как же вам жить в этих четырех мирах, чтобы приносить какие-то вещи из них, смешивать, иногда терять, иногда находить. Чтобы не было такого: в один мир входите, вдруг дверь щелкает и выйти уже не удается. А раз есть такой страх, то быть в мире, где находишься, уже не совсем полноценно.
В этом будет заключаться неполноценность? (Лена наклонила голову и трет рукой подбородок.) Может, необходимость независимости заключается в том, чтобы то уходить в один мир и там находиться, устроить его для себя как норку, то из этого мира возвращаться в другой мир и там тоже жить сколько угодно, а затем, когда захочется, переходить в третий мир... Может, в этом независимость и заключается?
Лена: Дело в том, что у меня есть еще, скажем, пятый мир, где много-много шипов, куда я попадаю...
Терапевт: А что это за пятый мир? Это мир, где люди на вас смотрят и видят вас не такой?
Лена: Да, да. (Прижала палец к губам.)
Терапевт: Вы как морская звезда...
Лена: Мне в этих четырех мирах как бы хорошо, я плавно перетекаю из одного мира в другой, а вот в пятом у меня прокручивается... (Изображает пальцами вращательное движение.) В нем я себя чувствую себя жутко незащищенной, мне хочется бежать из него в какой-то из четырех других.
Терапевт: Может, тогда нужен шестой мир, в котором люди, что бы вы ни сделали, улыбались и восхищались вами. Люди смотрели бы на вас как на образец, как на манекенщицу.


Лена: Можно и такое, но дело в том, что пятый мир все равно останется... (Смотрит в одну точку.)
Терапевт: А может, в этом пятом мире за какой-то мембраной находятся и пятый и шестой мир вместе. И как в кривом зеркале: вам кажется, что все смотрят на вас и вы не такая, а на самом деле  все наоборот, как в кривом зеркале.
Вас кто-то заколдовал  все делаете так, вами восхищаются, у вас есть особое свойство задавать ритм, стиль, задавать тон...
Лена: Это какой-то перегиб. Я же понимаю, что так не может быть.
Терапевт: Но может быть, вы могли остаться в этом пятом мире на средней грани, когда на одной стороне Зазеркалья вы делаете что-то не совсем так, а иногда даже очень так.
Лена: В этом случае мне бы захотелось убежать в шестой мир и там сидеть.
Терапевт: А чем плохо? Может быть, это и есть ваш настоящий мир?
Лена: Так не может быть.
Терапевт: Почему?
Лена: Я же не могу всегда все делать правильно. (Слегка улыбается.)
Терапевт: Вы рассуждаете как девочка-отличница, которая поставила кляксу на странице и говорит: “Как же я эту кляксу исправлю? Что бы я потом на этой странице ни написала, все равно это будет страница с кляксой.
Я всегда делаю на странице хоть маленькую, но кляксу, потому что совершенства в мире нет”. А вам в ответ ваша добрая фея: “Знаешь, ты поставила кляксу, а на другой странице ты для симметрии тоже поставь кляксу, а вокруг них будет узор и ты его нарисуешь, как на нотном листе.


И вот ты напишешь прекрасное музыкальное произведение благодаря этой кляксе, которая стала для тебя стимулом”. А вы ей возражаете: “Раз клякса  значит, это не совершенство, раз это не совершенство, то не хочу, чтобы это вообще существовало”.
А она вам: “Подумаешь, клякса. Неважно, зато ты целое полотно разворачиваешь, а клякса  как бы твоя подпись”.
Лена: Мне хочется сопротивляться. Во-первых, за первую кляксу подзатыльник получишь, потом еще и за вторую, которая тебе как бы для симметрии нужна.
А потом кляксы  это не поступок, это ошибка. Делать вторую ошибку, чтобы получить... (Пожимает плечами.)
Терапевт: Чем отличается поступок от ошибки?
Лена (затрудняется ответить): Это ошибочный поступок...
Терапевт: Вопрос о том, насколько вы гибки относительно среды, подкидывающей вам ошибки. Люди так устроены, что зачастую на кляксу внимания не обращают. Подумаешь, клякса.

Вы сумеете любую кляксу использовать, если, конечно, будете двигаться быстрее и более плавно, чем заставляет вас окружающая среда. Если вы будете сидеть на стуле и вас любой шорох будет приковывать к месту, как будто вас на иголку, как бабочку, посадили, тогда, конечно, другое дело  тогда все будет плохо.
Вас такой вариант больше устраивает?
Лена (все время сидит, глядя в одну точку): Нет, у меня такой вариант уже есть. Больше не надо.
Терапевт: Что мы будем делать? Чего мы хотим? (Лена очень долго молчит, слегка улыбаясь.) Вы, по-моему, уже где-то в седьмом мире находитесь.
Как вам наш разговор?
Лена: У меня такое ощущение, что после такого разговора можно уже и наведение не делать. Подумать сначала.
Терапевт: Как вы сейчас себя чувствуете?
Лена (смотрит “в себя”): Как в том мире, куда ничего не доносится, только я и мои мысли. Но это пока, а когда я все это обдумаю...
Терапевт: А зачем это обдумывать?
Лена: Не знаю, я боюсь, что из меня это состояние вытечет. (Улыбается.)
Терапевт: Как вытечет, так и обратно втечет. Как песочные часы: высыпались, перевернули, опять потекли.
Так и вы... Ну что, будем сейчас спать?
Силы есть?
Лена: У меня силы есть.
Терапевт: Мы все возьмем обязательство быть такими стойкими, как вы. Закрывайте глаза, садитесь удобно. (Лена закрывает глаза, складывает руки на коленях.) Давайте мы сейчас прислушаемся к звукам вокруг... как будто это особый звуковой ковер... в котором вы иногда видите отдельные всплески цвета... очень спокойных оттенков... И вслушиваетесь в тишину... в паузы между звуками...
И одновременно очень тонко слышите отдельные звуки, удаляющиеся голоса... какой-то далекий гул, шорохи... собственное дыхание... И кажется, что иногда... вы слышите совсем не существующие звуки, трепет собственных век...
Веки трепещут, как трепещет от ветра белье, повешенное на веревке... И вам может нравиться свобода ваших век, прижатые глаза... Ветер дает упругость... и одновременно мягко гладит, напоминает об энергии...
Если вы вспомните свой шарф... коричневые и зеленые оттенки... желтое, черное... Может быть, вы представите, что у вас появляется... как из детской сказки... ковер-самолет, большой и плотный, большой шарф, расстеленный во все стороны... на который можно сесть или лечь... которым можно обмотаться...
Она говорила о том, что ей хотелось бы видеть себя со стороны, и здесь начинается мотив полета, легкости, видения со стороны, покачивания, перехода... Шарф близок к телу, тесно прилегает, его можно теребить. Частичка себя.
И вот из прозрачного шарфика получается нечто плотное, фактурное, то, на что можно опереться. На ковре есть узоры. Узоры рифмуются с бликами, крапинками при закрытых глазах.
Реальные звуки мерцают, уходят, блекнут  это тоже ассоциация с узором ковра... Клиентка немножко черно-белая, субдепрессивная, построенная на контрастах.
А ковер  это введение к теме цвета, к теме блеска.
Он становиться коконом со многими слоями, пещерой... Его можно разворачивать и сворачивать...
Кажется, он сам трепетно разворачивается от вашего дыхания...
Мотив кокона, пещеры, убежища  это из ее словаря. Фактурные образы тепла, детства, уюта.
И даже мысли, когда вы сидите на этом ковре-самолете... Он может уносить вас в любые земли... И ощущение полета и легкости, и одновременно ощущение прикрепленности к нему...

Как будто вы сами обретаете легкость... и ваше тело слегка вытягивается во всех суставах...
Голени и бедра... Запястья и предплечья... начинают изящно вращаться в суставах, как вращается пропеллер, как вращаются колеса велосипеда...
Надуваться, как паруса на этом ковре-самолете... Вы чувствуете себя то растворяющейся на его фоне... незаметно исчезающей...
А то яркой и красивой птицей, которая по праву свила свое гнездо... в этом большом коконе... летящем, куда она захочет...
В ковер можно по-детски завернуться  так он превращается в гнездо. Гнездо имеет смысл убежища: спряталась, чур меня, в домик, в уют, в состояние защищенности, в кокон. Но если хочешь, можешь полететь, расправить крылья, лететь далеко, чувствовать себя свободно.
Гнездо и свободный полет  одна контрастная пара. Другая, с ней связанная  нечто незаметное, распластанное, спрятанное, маленькое с одной стороны и расправленное, яркое, красивое, большое  с другой.



Содержание раздела