Вся совокупность полученных в разных лабораториях и разными исследователями данных, свидетельствующих в пользу существования телепатии, велика, а число публикаций этих фактов просто огромно. Поэтому мы не видим особой необходимости развертывать здесь подробный обзор этих публикаций. По этим же соображениям здесь нецелесообразно приводить и подробную критику телепатических исследований. Целесообразно остановиться лишь на некоторых проблемах, возникающих при оценке канала дистанционной биоинформации, канала передачи информации вообще. Прежде всего этот канал не формальной, а содержательной информации.
Основным языком информационного контакта является в данном случае язык образов и смыслов. Анализ биоинформационных контактов в случае с растением свидетельствует о том же - передаваемая и принимаемая информация носит смысловой, семантический характер.
Эта содержательная (образная и семантическая) информация телепатических сообщений исключает использование для анализа телепатии и ясновидения того аппарата теории информации, который широко используется в настоящее время в теории связи и кибернетике. Здесь особенно следует помнить те предостережения, которые высказывал один из создателей теории информации К.Шеннон, по поводу неоправданно широкого использования этой теории в различных отраслях знаний. В специальных исследованиях было показано, что теория информации мало что может дать для понимания психической деятельности человека - процессов его восприятия и мышления. Основная трудность использования в данном случае аппарата теории информации состоит как раз в том, что психические конструкции человека, его модели окружающего мира носят содержательный и семантический, смысловой характер.
Всякая попытка дать, например, вероятностную характеристику содержательной деятельности, существующей в образах и системах отношений, существенно обедняет эту деятельность, лишает присущего ей качественного своеобразия. Критику теории информации, выявление слабостей этой теории как средства описания конкретных проявлений психики человека следует, например, представить себе телепатическое общение как передачу информации с помощью двоичного кода. Телепатический процесс и процесс ясновидения со своей внутренней стороны, по своему содержанию представляют собой тоже образное и семантическое проявление психической деятельности человека. Поэтому для научного понимания этих явлений необходим такой общенаучный подход, который учитывал бы содержание психической деятельности человека, образные и семантические компоненты этой деятельности.
Некоторой модификацией такого подхода является географическая, волновая концепция психики человека, которая была изложена выше, при характеристике предмета психологической науки и некоторых общих принципов работы человеческого мозга. С помощью такой волновой, но не электромагнитной теории можно дать принципиальное объяснение явлений телепатии и ясновидения. Действительно, если наши психологические образования (семантические системы, перцептивные структуры, состояния и т.д.) представляют собой некоторые модификации стоячих волн, а наша Вселенная, имеющая вид гиперсферы, есть голографическая пластинка огромных размеров, то каждое наше психологическое образование практически распределено по всему пространству этой гигантской гиперсферы. Это значит, что возможен резонансный процесс между теми волновыми структурами, которые связаны с функционированием мозга перципиента, i той психологической структурой, которая генерируется мозгом индуктора.
Что же касается расстояний, то в этой модели мира и психики человека они не играют никакой роли. Один человек способен улавливать биоинформации от другого человека не потому, что эта информация находится в пространстве, близком к мозгу индуктора, а лютому, что та или иная закодированная на волновом языке индуктора информация оказывается в пространстве мозга перципиента.
Быть может, такое голографическое построение, с точки зрения которого можно объяснить телепатию, не является лучшей теоретической моделью ее объяснения, о объяснение это в своей теоретической основе соответствует тем принципам, на фундаменте которых должны анализироваться явления такого рода.
Как известно, перципиент получает передаваемую ему информацию не в том виде, в каком она передается. Он трансформирует сообщение под углом зрения собственного психического состояния в данный момент, потребностей, мотивов и целей его деятельности.
Даже в том случае, когда перципиент дает точное описание передаваемого образа, этот образ в подавляющем большинстве случаев возникает у перципиента не сразу, а в ходе какого-то развернутого процесса. Иначе говоря, вначале образ обрисовывается с искажением и только последующие повторения описания свидетельствуют о формировании все более адекватного образа.
Такая деформация образов свидетельствует, по-видимому, о некотором рассогласовании между высшими регулирующими психологическими инстанциями перципиента и теми уровнями организации мозга, которые непосредственно осуществляют прием биоинформации. Такое рассогласование приводит к тому, что более глубокие слои, принимающие телепатическую информацию, передают принятый образ в более высокие мозговые инстанции не непосредственно, а через некоторые промежуточные звенья.
В результате и возникает процесс трансформации образа и включения его в систему личности.
Следовательно, процесс приема телепатической информации может включать в себя целый ряд звеньев перекодирования этой информации, причем многие из этих звеньев не осознаются принимающим эту информацию человеком. Отсюда частые неточности в рассказах перципиентов, фрагментарность этих рассказов, когда из всего передаваемого образа как бы выхватываются отдельные элементы или совокупности элементов.
Все это свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев канал биосвязи не может рассматриваться как надежный информационный канал даже тогда, когда сам факт приема информации не вызывает сомнений. Повышение надежности приема сообщений связано, по-видимому, с устранением звеньев перекодирования, с формированием некоторой прямой линии внутримозговой передачи телепатического сообщения.
Некоторые случаи телепатической связи, осуществляемой без помех и искажений, которые все же встречаются, говорят о том, что такого рода прямое получение информации в принципе возможно. Об этом свидетельствуют и многочисленные эксперименты с реакциями различных вегетативных систем организма на биоинформационную передачу. В этом случае при передаче содержание образного и семантического компонентов сообщения сводятся до минимума.
Например, эксперимент организуется так, чтобы зарегистрировать возможные изменения в работе сосудистой системы перципиента. Реакция этой системы регистрируется с помощью таких приборов, как плетизмограф и реограф.
В настоящее время накоплено достаточное количество данных, свидетельствующих о высоких совпадениях во времени между мысленным сигналом, посылаемым индуктором, и изменением сосудистой системы перципиента.
Аналогичные факты получены с помощью электроэнцефалографической методики. В этих простых случаях устраняются все звенья психологического перекодирования внутри мозга перципиента. Сам испытуемый субъективно обычно не воспринимает этот сигнал. Такой упрощенный эксперимент обладает, однако, своими отрицательными моментами.
Прежде всего отсутствием содержания и значимости сигнала. Получение биоканала связи, абсолютно надежного в практическом отношении, связано, с двумя обстоятельствами: подбором членов телепатической пары и организацией специальной тренировки.