Исследования психокинеза


А в другом опыте, когда Н.С. подержала руку над водой, то вода стала кислой на вкус. Эффект был тот же, когда банку с водой закрыли крышкой и Н.С. просто подержала ее в руках, эффект подтвердился и лакмусовой бумажкой. Регистрируя процесс с помощью рН-метра, мы зафиксировали на самописце, что 1 литр воды постепенно изменяется от 7 (нейтральная среда) до 2 - 2,5 (кислая). Когда банку с водой прикрыли, скорость окисления резко упала.

Опыты показали, что отрицать существование потока частиц невозможно. Но для исследования и других способностей Н.С. решили провести в ИРЭ АН СССР опыты, исключающие действие излучаемых частиц. Для этого изготовили плексигласовый куб без одной грани. Внутрь куба поместили картонную гильзу от охотничьего патрона.

Так как картонная гильза является немагнитным предметом, да еще и защищенным плексигласовым колпаком, то мы получили чистое психокинетическое движение гильзы. Кстати, давление Н.С. в момент опыта было 230 на 20.
В 1978 году Гостелерадио Японии сняло фильм об умении Н.С. читать затылком. Но я думаю, что Н.С. продемонстрировала обычные телепатические способности по считыванию информации прямо из мозга.
А теперь несколько слов об исследованиях психокинеза современными русскими учеными А.П.Дубровым и В.П.Пушкиным у феноменальных демонстраторов В.Д.Шевчук, Б.В.Ермолаева; Н.С.Кулагиной и др.
1. Опыты с В.Д.Шевчук. Обязательным условием эксперимента яляется предупреждение В.Д.Шевчук за сутки до начала опыта.

Характерно, что уже сообщение о том, что на завтра намечается опыт с подвешиванием предмета, вызывает изменение психологического состояния В.Д.Шевчук. Она сосредоточивается на будущем эксперименте, и при этом наблюдается повышенная психологическая напряженность, которую В.Д.Шевчук объясняет ожиданием отрицательных последствий, которые обычно наступают после подвешивания.

Самочувствие В.Д.Шевчук и ее поведение позволяют предположить, что время от сообщения об эксперименте и до начала опыта заполнено подготовкой, своеобразной настройкой на выполнение сложной и неспецифической деятельности, вызывающей необходимость в переходе на иную систему психологической саморегуляции.
Общее напряжение, связанное с перестройкой регуля-торных процессов, достигает своей наивысшей точки к моменту начала опыта. К этому моменту становится особенно заметным общее моторное напряжение В.Д.Шевчук.

Характерно, что, несмотря на большое напряжение до попыток подвешивания предмета, несмотря на отрицательные последствия этих подвешиваний, само проведение запланированного эксперимента является необходимым условием восстановления нормального состояния В.Д.Шевчук, выхода ее из стресса. Бывали случаи, когда экспериментатор, наблюдая ее напряженное состояние перед началом опыта, предлагал отменить или отложить опыт. Однако, как правило, каждый раз такое предложение не принималось и осуществлялись попытки успешного завершения эксперимента.

Если же такие попытки оказывались неудачными, выход организма из стрессового состояния происходил болезненнее и медленнее, чем после удачно проведенных экспериментов. И это несмотря на то, что в этих удачных экспериментах В.Д.Шевчук, казалось бы, должна была затрачивать больше энергии, чем в неудачных.
Схема эксперимента определялась тем явлением, которое ранее, до начала систематических исследований, наблюдалось у В.Д.Шевчук. Явление это состояло в следующем.

Удлиненный предмет брался в руки за конец. В.Д.Шевчук садилась на стул, и свободный конец предмета опускался на пол (в качестве опоры в одном из экспериментов применялся лист стекла).

Через некоторое время В.Д.Шевчук медленно разводила руками, и свободный конец мысленного под острым углом предмета оставался висеть в воздухе. В некоторых случаях удавалось наблюдать зазор между опорой и нижним концом предмета (в этих случаях предмет целиком оказывался в воздухе).

При отрыве рук обычно наблюдались слабые колебательные затухающие движения предмета, которые не совпадали с движением рук.
В проведенных экспериментах В.Д.Шевчук работала с деревянными линейками (от 40 см до одного метра), деревянной палочкой, с полосками папиросной бумаги, металлической спицей, сосудом с подкрашенной жидкостью, сосудом с сыпучим материалом. Самой В.Д.Шевчук был призведен опыт с тонкой полоской бумаги, которая заняла в пространстве то же положение, что и подвешенные жесткие предметы.


То обстоятельство, что каждый опыт связан с большими психологическими нагрузками и требует длительного времени для возвращения в нормальное состояние (от нескольких дней до месяца и более), вызывало необходимость в жестком ограничении количества опытов. Всего за время систематической работы наблюдалось более полусотни удачных экспериментов. Каждый из таких экспериментов регистрировался в присутствии нескольких свидетелей. При этом оказалось, что легче проходили эксперименты в присутствии знакомых людей, с которыми В.Д.Шевчук имеет регулярное общение и которые вызывают у нее положительные эмоции.

Появление незнакомых людей порождает дополнительное напряжение, иногда приводящее к неудаче опытов.
С точки зрения рассматриваемой в настоящей статье проблемы особый интерес представляет очевидная связь возникновения психокинетического эффекта с психологическими состояниями В.Д.Шевчук до и во время эксперимента. Роль психологии выступает в данном случае в двух планах. С одной стороны, во всей полноте обнаруживается роль эмоционально-энергетической функции психики. Функция эта проявляется в психологическом напряжении, в разрядке после опыта.

С другой стороны, анализ поведения В.Д.Шевчук во время эксперимента позволяет обнаружить роль модели (образа) объекта в психокинетическом взаимодействии.
Процесс построения модели объекта выступил в следующих фактах. Знакомые объекты подвешиваются легче, чем незнакомые. В начале опыта имеет место период своеобразного установления контакта с объектом. В этот период В.Д.Шевчук, находясь в измененном, особенно напряженном психическом состоянии, обращается с объектом как с живым существом.

Если новый объект дается В.Д.Шевчук заранее, то это оказывает положительное влияние на проведение эксперимента. Из наблюдений за экспериментами и из высказываний В.Д.Шевчук можно сделать вывод о том, что изменение веса объектов, по крайней мере, тех объектов, с которыми она работала не влияет на успешность опыта. Таким образом, в ходе эксперимента В.Д.Шевчук, как и Б.В.Ермолаев, ориентируется именно на форму объекта, на его структуру. Сопоставление поведения в психокинетических экспериментах Б.В.Ермолаева с особенностями поведения в аналогичных экспериментах В.Д.Шевчук позволяет констатировать общность психологического компонента психокинеза в одном и в другом случае. Как Ермолаеву, так и Шевчук, прежде чем начать опыт, необходима определенная настройка и подготовка.

Их поведение свидетельствует о том, что в обоих случаях имеет место измененное психическое состояние, связанное с переходом на некоторую деятельность с неспецифической, непривычной для них системой.


В этих случаях деятельность, предшествующая эксперименту и непосредственно связанная с подвешиванием предметов, осуществлялась на фоне большого эмоционального напряжения. Это напряжение, по-видимому, порождалось снижением уровня регуляторных процессов, возникшим при переходе к неспецифической деятельности, неуверенностью в исходе эксперимента, а также значительными энергетическими затратами, связанными с подвешиванием предметов.

И у одного, и у другого человека, обладающего способностью к психокинезу, после опытов наблюдалось более или менее длительное отрицательное последствие.
В обоих случаях требовался определенный период восстановления сил, после которого возвращалось нормальное состояние. Таким образом, значение энергетического компонента представляется очевидным.

Однако анализ приведенных здесь случаев показывает, что энергетический компонент представляет собой лишь один из компонентов психокинеза Второй компонент сзязан с содержательной психической деятельностью, с построением модели (образа) того объекта, который предстоит подвешивать. Роль построения и функционирования такого рода модели обнаруживается и в стремлении В.Д.Шевчук работать с привычными объектами, и в выраженной направленности Б.В.Ермолаева на объект при подготовке к подвешиванию, в уговаривании этого объекта.
Рассмотренные особенности поведения двух людей, обладающих способностью к психокинезу, позволяют, следовательно, говорить о двухкомпонентной структуре той психологической реальности, которая лежит в основе этого явления - энергетической и образной.
Приведенные случаи психокинеза и характерные для него особенности поведения позволяют вновь вернуться к той общей гипотезе, которая была высказана вначале: гипотезе о форме как существующей в природе объективной реальности, о модели или образе как генерируемой мозгом специфической разновидности формы, о принципиальной возможности взаимодействия различных разновидностей форм. Приведенные здесь факты могут рассматриваться как подтверждение развиваемой в настоящей работе гипотезы.

В связи с этой гипотезой подвешивание предметов выступает как результат взаимодействия продуцируемого человеком образа объекта как проявления формы самого воспринимаемого объекта.



Содержание раздела