Самогипноз


МЕТАФОРЫ В ЭРИКСОНОВСКОМ ГИПНОЗЕ
Для бессознательного характерен язык образов, звуков, ощущений, язык целостных картин и событий. Бессознательное умеет улавливать все происходящее целиком, не пытаясь дробить, делить.

Предполагается, что функцией сознания является контроль, анализ, выяснение причин, следствий. Функцией бессознательного, наоборот, является синтез, целостное восприятие окружающего мира. Поэтому метафоры, которые являются законченными историями с многозначным сюжетом, играют важную роль в эриксоновской терапии.

Метафорой называется вид косвенного внушения, в котором иносказательно дается подобие проблемы человека, пути и способы ее разрешения.
Популярная идея о разности функций двух полушарий головного мозга помогает описать взаимодействие сознания и бессознательного. У правшей левое полушарие является доминантным, и оно считается прибежищем сознания.

Оно обладает логической функцией, отвечает за повседневную жизнь человека, за его поступки, убеждения, ценности и многое другое.
Правое полушарие является недоминантным, и его считают зоной бессознательного. Оно характерно своей образностью, ассоциативными связями, иногда отмечается детский характер его.

Полушарие охотно воспринимает мир целиком. Это свойство действительно похоже на взгляд ребенка, который открыт всему миру и у которого нет ограничивающих шор.
За счет создания целостной истории метафора попадает непосредственно в правое полушарие, где встречается с бессознательным, для которого она создавалась. Метафора мно-
гозначна, поскольку никогда нельзя определить, сколько значений вкладывается в одну терапевтическую историю. Пациент находит в ней тот смысл, то значение, которое близко ему и которое психотерапевт, может быть, даже не вкладывал в нее. Создание метафор, безусловно, является искусством, однако существуют принципы их создания, каждый психотерапевт может иметь свои заготовки и излюбленные подходы. Однако следует сказать, что любая заготовка в конкретном случае должна быть изменена, дополнена, метафора создается непосредственно для данного человека. Как бы часто психотерапевт не использовал свою заготовку, каждый раз у него будет получаться новая история.

Метафоры играют роль психологических субстратов, с помощью которых мы зондируем бессознательное пациента, пытаемся дать ему необходимые идеи и пробудить его ресурсы.
В эриксоновском гипнозе можно использовать несколько видов метафор.
Мтафоры сравнения
В ходе беседы, гипнотического транса, обсуждения домашнего задания мы сравниваем сегодняшнее состояние клиента с предыдущим, сравниваем его понятия с чем-то, что он может дать нам в качестве образца. Мы можем соотнести его состояние с тем, что было раньше в его жизни, можем сравнивать его с будущим самочувствием, как он может себе представить, с каким-то явлением природы, с человеком, животным, растением. Подобная метафора сравнения может затем служить источником для создания терапевтической метафоры.

Возможно, человеку проще сказать, что он ощущает себя сейчас как сломанный росток, и это будет значить гораздо больше, нежели чем он описал бы свое состояние в терминах ощущений.
Метафоры сравнений могут являться лингвистическим приемом, употребляемым терапевтом для облегчения самочувствия и самоощущения пациента. Используя приемы рефрейминга - находя элементы положительного смысла в заботах человека, придумывая возможные жизненные события, где его недостат-
ки превратятся в достоинства, психотерапевт начинает незаметную работу по разрыхлению проблемного состояния.
Встроенная метафора (двойная, тройная спираль)
Встроенная метафора часто используется в эриксоновском гипнозе. Она может использоваться как с метафорой сравнения, так и с терапевтической метафорой, сочетаясь с ней и дополняя ее.

Когда речь идет о встроенной метафоре, фактически мы говорим о форме подачи метафорического материала. Встроенная метафора состоит из нескольких ступеней, обычно из двух или трех.

Она представляет собой историю-матрешку, когда один сюжет вкладывается в другой, а тот - в третий.
Обычно первым этапом встроенной метафоры является метафора изменений. Предположим, мы обращаем внимание субъекта на явление природы, например, на зиму, когда деревья спят за окном, их стволы покрыты белым снегом.



Белым снегом покрыты дороги, ветви, листьев давно уже нет... Примерно на середине повествования, хотя точное деление метафоры на ровные половины вовсе не обязательно, мы прерываем первый рассказ и начинаем повествование другой метафоры.


I I
II
Желательно делать перерыв достаточно заметным, чтобы отделить содержание одной метафоры от другой. В этот момент частицы внимания пациента начинают стараться сохранить элементы первой метафоры и затем пытаются зафиксировать то, что мы будем говорить во второй метафоре.

В ней, например, мы будем говорить о доме, который стоит среди снежного леса, и о часах на его стене, о стрелках, которые идут, одна догоняет другую. Самая важная стрелка, маленькая, движется медленно, а стрелка менее важная, минутная, большая, движется намного быстрее, но, несмотря на это, за каждым ее движе-
нием стоит намного меньшее, чем за движением часовой стрелки... Мы продолжаем эту метафору до того момента, пока не дадим необходимое внушение, связывая каким-то образом стрелки этих часов с жизнью пациента.
В двойной спирали вторая метафора будет основной, и затем, когда мы ее завершим, мы снова вернемся к зиме. К зиме, которая царствует за окном, когда одинокие снежинки могут кружиться в призрачном лунном свете, падая вниз и образуя белый пушистый ковер, который укрывает землю, который сохраняет в ней все те зерна, что упали в нее. Он сохраняет их до того момента, когда придет весна и солнце пригреет и растопит снег, растопит лед. И снег и лед, которые, с одной стороны, мешали семенам, а с другой стороны, сохраняли их, теперь послужат питательной водой, которая напоит землю, и семена прорастут...

И так мы продолжаем, создавая метафору изменений и завершая первую метафору.
Психика человека обладает удивительным свойством - из многих компонентов создать единое целое. Элементы первой метафоры, которую мы специально разделили, она соединяет, а то, что было между двумя частями, то есть вторая метафора, уходит от контроля сознания на уровень бессознательного, помогая ему работать именно с главной метафорой, закрывая его от наблюдения сознания как снег закрывает зерна.
Подобным образом строится и трехкомпонентная метафора, когда есть не две матрешки, а три, встроенные одна в другую. Сначала рассказывается первая история, она договаривается примерно до середины, затем начинается вторая, которая также обрывается примерно на середине, затем полностью рассказывается третья история, затем завершается вторая, и самой последней заканчивается первая метафора.
I
I
II
II
III
II
Средняя метафора является основной, и, разумеется, она находится под двойным покровом защиты, что еще вернее отправляет ее на рассмотрение только бессознательному, закрывая от сознания.
Метафора - важный компонент гипнотического внушения, и умение создавать такие метафоры является значимым навыком психотерапевта. У него могут быть припасены готовые метафоры и идеи, очень важно скомпоновать их так, чтобы они, с одной стороны, отражали жизнь пациента, а с другой стороны, вносили необходимые внушения, советы, дополнения, рекомендации.
Метафора не может готовиться заранее, поскольку человек приходит к нам каждый раз в особом эмоциональном сосоянии, со специфическим на данный сеанс запросом. Есть общая канва, которую представляет собой жизнь пациента, ясны общие мотивы, приведшие его к нам.

Но для гипнотерапевта важно уметь быстро отреагировать, создав как красивую, легко и хорошо воспринимаемую метафору, так и встроив в нее те внушения, которые в данный момент могут являться важными для пациента.
При переходе от одной части метафоры к другой происходит автоматическое углубление транса, поскольку внимание сознания разделяется, однако в эти моменты можно дать еще и внушение на углубление транса. При завершении встроенной метафоры, несмотря на то, что сама ее идея предполагает амнезию, желательно дополнительно дать установку на амнезию для облегчения передачи метафорического материала на раздумья бессознательному.
В работе с метафорой не следует опасаться того, что пациент отследит канву метафоры, усвоит ее, запомнит. Бессознательное пациента, которое внимательно следит за метафорой, если она задела его, заинтересовала, будет вести себя совершенно по-другому, нежели сознание.

Происходящее в метафоре является для бессознательного такой же реальностью, как и те воспоминания, которые записаны в нем. Оно соотносит услышанное и увиденное в пробужденных метафорой образах с тем, что уже есть в его закромах, кладовых, и как бы встраивает ус-
лышанную метафору в свой внутренний личный опыт, дополняя его, встраивая терапевтическую историю в свою внутреннюю мозаику как недостающий в ней элемент.
Поскольку метафора воспринимается в трансе, реальность ее для бессознательного значительно увеличивается. Если исходить из предположения, что бессознательное клиента похоже на ребенка, можно вспомнить, каким образом дети воспринимают, сказки.

Для них сказочный мир является частью реальности. Они только и ждут, чтобы вырасти и превратиться в принцев, принцесс.

Метафора, возможно, порождает такие же ассоциации, когда пациент ждет сигнала, чтобы реализовать то, что она дает ему. Собственная психотерапия и является подобным сигналом для субъекта, своего рода инициацией, символом, что он достаточно зрел для новой жизни.



Содержание раздела