Терапевтические метафоры


ной рассаде. Вы, может быть, удивитесь. С чего бы нам говорить о помидоре? Семечко помидора сажают в землю и с надеждой ожидают, что из него вырастет растение и даст плод, который принесет удовлетворение.

Семечко впитывает влагу, и это не очень трудно, потому что этому помогают дожди, несущие мир и покой... (Епскзоп, 1966) (цит. по Дж. Зейгу).
Он давал внушение на надежду, покой и т. д. Тема была интересной, время, которое провел пациент, слушая эту метафору, пролетело незаметно, что позволило Эриксону быть достаточно свободным в проведении суггестии и дать все внушения, которые он считал нужными. Эта работа принесла неожиданно значимый эффект для пациента, и пациент поверил в силу психотерапии, возможности обезболивания, гипнотерапевта, который беседовал с ним.

Понятно, что в случае неверия пациента в силы психотерапевта ни о каком гипнотическом наведении обычно речь идти не может, и в данном случае Эриксон избрал единственно правильную стратегию внушения наяву с использованием техники вставленных сообщений.
Для создания подобного внушения, психотерапевту важно решить две принципиально важные задачи. Первое, он должен выделить тему для основной беседы, опираясь на потребности и интересы пациента. Рассказ должен обеспечить безусловный интерес пациента.

При этом возможен как монолог, так и диалог, поскольку участие субъекта не возбраняется, и может быть даже полезным, т. к. показывает его интерес к данному вопросу. Второе, что необходимо для данной техники, следует определить, какие внушения, с точки зрения психотерапевта, будут способны помочь при данной проблеме.

Количество внушений не ограничено, лучше дать их больше, нежели меньше, потому что внушения непонятные, неадекватные будут отсеяны и отнесены к словам, которыми психотерапевт хотел украсить свой рассказ, а важные нужные внушения будут восприняты и реализованы как команды, движущие бессознательным.
Важным навыком для психотерапевта является достаточно умелое выделение основной темы рассказа. Специалист должен уметь завоевать доверие пациента с тем, чтобы он на-
I,
чал говорить с ним не о своей проблеме, а о своей жизни, причем открыто и откровенно. Терапевт должен быстро реагировать на возможные слова и реплики пациента, умея как поддержать основную канву разговора, так и быстро найти необходимое внушение в ответ на изменяющуюся ситуацию.

Подобный подход требует достаточного опыта в наведении обычных трансов и навыка владеть языком, пользуясь многозначностью слов, умения менять высоту голоса, делать паузы и способности соединить два рассказа, при этом главный сюжет растворяется в большем.
Атмосфера доверия и сотрудничества с пациентом, которую создает терапевт, помогает бессознательным ресурсам пациента раскрыться со всей их мощью. Терапевт должен стать для своего пациента собеседником, другом, но ни в коем случае не врачом.

Беседа на интересующую тему повышает восприимчивость пациента ко всему, сказанному терапевтом, открывает в нем состояние принятия, снимает цензорные контролирующие функции, увеличивает доверие. Техника вставленных сообщений показывает доверие терапевта своему пациенту, восприятие его как личности, уважение к его интересам и потребностям. Использование собственных слов, выражений пациента, его опыта позволяет приблизиться к его пониманию проблемы, произвести более качественное присоединение и, соответственно, более качественное ведение.

Использование в этой технике выявленных мыслительных стратегий, поведенческих реакций, предъявленных субъектом, способствует более тонкому воздействию на уровне психологических установок личности.
Терапевтические метафоры
Терапевтические метафоры - наиболее тщательно структурированный и в то же время творчески активный способ метафор, используемых для гипносуггестивной психотерапии. Терапевтические метафоры должны быть индивидуальными для каждого клиента, поскольку в них многое зависит от жизни, мыслей и действий пациента. Терапевтические метафоры об-
ладают многими свойствами описанных выше метафор и строятся по своим, достаточно простым законам.


Основным правилом построения терапевтической метафоры является ее изоморфность (подобие) ситуации пациента. Это подобие не описанной пациентом проблемы, а более широкое понимание, включающее и прошлое пациента, его жизнь, его семью, работу, дороги, которые привели его к сегодняшнему дню, и будущее пациента, которое он, может быть, даже стесняется предполагать или не разрешает себе этого.
Метафора, как и большинство техник эриксоновской гипнотерапии, подразумевает также два основных этапа - присоединение и ведение. Однако эти компоненты достаточно условны, поскольку каждая структура терапевтической метафоры в какой-то момент начинает жить своей собственной жизнью и из присоединения переходит в ведение, трансформируясь и уходя из попыток классификации.
Стержневой элемент терапевтической метафоры - герой. Он должен быть в чем-то похож на нашего пациента, возрастом, семьей, работой, может быть, цветом волос или глаз, но, скорее всего, своей жизнью.

При этом героем не обязательно должен быть человек. Им может быть и природное явление, дерево, животное, сказочный персонаж и многое другое.
С одной стороны, герой должен быть похож на субъекта гипнотического воздействия, с другой стороны, желательно, чтобы это сходство не было явным, чтобы пациент сразу не понял, что история рассказывается про него и служит, таким образом, абсолютно конкретным идеям внушения. Тогда он будет ждать эти фразы внушения, с интересом их обнаруживать, и главная задача психотерапевтической метафоры - дать работу бессознательному не будет выполнена.


У героя могут быть похожие проблемы, сходный жизненный путь, взгляды на будущее и многое другое. Герой обычно является позитивным субъектом, поскольку человеку свойственно себя сравнивать именно с положительными персонажами, отрицательные черты его отталкивают.
Он живет среди других людей, зверей, растений и так далее, то есть у героя есть окружение. В окружении могут быть и
положительные персонажи, и отрицательные. Оно также соответствует критериям изоморфности, то есть оо подобно окружению клиента.

Однако, если говорить, что должно быть более подобно - герой или окружение, то, безусловно, более подобен должен быть герой. У окружающих главного персонажа людей и предметов также есть своя история, они разными путями входили в жизнь героя или герой входил в их жизнь.

Они могут любить друг друга, ссориться, мириться, горевать, злиться и делать многое другое.
От взаимодействия ролей в метафоре начинаются обучающие ситуации. Они должны быть в значительной доле своей также узнаваемы. На основании их герой учится жить, приспосабливаться к окружающей действительности, учится ее менять. Обучение проходит на двух уровнях. С одной стороны, эти обучающие ситуации (и здесь уже начинается ведение) приводят к бессознательным процессам, которые зарождаются в герое, протекают в нем, ширятся и крепнут.

С другой стороны, эти обучающие ситуации складываются в цепочку внешних событий, которые меняют внешнюю жизнь героя, играют роль внешнего стимула изменений.
Внешняя и внутренняя жизнь достаточно гармонично начинают трансформироваться. При этом вначале трансформация идет внутри героя, и она незаметна окружающим, которые могут в большей своей части быть негативно настроены по отношению к герою, хотя у него могут быть и союзники, которые помогают ему.

В какой-то момент объем внутренних изменений оказывается настолько велик, что он приводит к качественному изменению, внешней трансформации героя, когда эти изменения уже невозможно сдерживать внутри и они, наконец, прорываются наружу, кардинально меняя облик, поведение, состояние героя.
Он осознает и оценивает свое изменение, он радуется ему, возможно даже пугается, но в конце концов принимает. Это победа, обязательный элемент терапевтических метафор.

Произошедшее качественное изменение показывает невозможность возврата к прежней жизни.
Однако за ощущением собственной силы, за ощущением победы может еще не стоять окончательное завершение мета-
фор. Как правило, для человека особенно важно признание этих изменений его окружением.

И для этого в терапевтическую метафору может вводиться еще один компонент - триумф. Триумфом в Древнем Риме встречали победителей.

Когда полководец одерживал победу на границах империи, это была его победа, она была одержана далеко от столицы, но когда победоносные войска возвращались в Рим, им устраивали пышную встречу, где полководца и войска чествовали жители Рима, и это было публичным признанием их заслуг перед империей.
Для нашего пациента очень важен триумф в жизни. Субъект приходит не с проблемами из-за отсутствия у него каких-либо качеств, а из-за своей неадаптивности в окружающем мире, в социальной среде.

И очень важным элементом внушения является демонстрация, как предложенные изменения помогают герою в его социальной среде, как он становится в ней триумфатором. Это наиболее привлекательная часть терапевтической метафоры, и на ней метафора заканчивается.
Иногда бывает удобнее закончить метафору даже раньше, дав намек на положительное разрешение жизненной ситуации героя, но не разрешив ее конкретными указаниями. Это позволяет завершить метафору на какой-то особенной звенящей ноте, позволяющей задуматься, поискать собственный путь решения, будучи убежденным в правильности и в обязательности этого решения.

Подобный прием предназначен для стимулирования осознания клиентом путей собственной жизни, для ускорения внутреннего бессознательного поиска возможных решений сходной проблемы.



Содержание раздела