По критериям терапевтической метафоры можно разобрать различные сказки вне зависимости от того, являются ли они народными или принадлежащими перу писателя. Наверное, единственное условие - это всегда сказки с добрым хорошим концом.
Например, героиня сказки Шарля Перро Золушка является доброй, отзывчивой, работящей девушкой, у которой есть доброе сердце, умеющее любить, умелые руки, способные творить чудеса, звонкий голос, который может петь песни, и чистый завораживающий взгляд.
.11!
Вокруг нее есть разные люди: и добрый, но безвольный отец, и принц, и его отец-король, мачеха Золушки, ее сводные сестры. Это разные характеры, которые вращаются вокруг главной героини, взаимодействуют с ней, создают различные ситуации.
Это и желание Золушки помочь своим сестрам, которое может обратиться против нее, и жалость, обращенная на отца, и желание, большое бессознательное желание попасть на бал, и обида на то, что вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
Общение с разными окружающими ее персонажами помогает Золушке и горевать, и радоваться, и стремиться и создает различные обучающие ситуации, которые приводят ее сначала на бал. Празднество, которое могло бы стать победой и триумфом, на самом деле оборачивается еще одной обучающей ситуацией, потому что трансформация Золушки здесь имеет ограниченный срок времени. Жизнь показывает ей, что она может научиться быть такой, и она начинает неистово верить в то, что ее счастье придет. С этого момента Золушка меняется.
Может быть, внешне она остается прежней, но она начинает беречь вторую хрустальную туфельку как символ самой значимой в ее жизни обучающей ситуации, как символ новой жизни. Затем цепочка добрых и злых поступков других людей и ее участие в них приводят Золушку к окончательной победе, которую знаменует появление на ее ножке снова хрустальной туфельки. За ней следует триумф.
Триумф, когда Золушка становится невестой принца, ей кланяются придворные и простые люди, даже мачеха и ее дочки становятся ее подчиненными. Вся сказка расписана по классической модели и нигде не возникает ощущения незавершенности, недосказанности, задержки.
Можно разобрать и другие сказки, но дело не в этом.
Как быстро можно создать терапевтическую метафору? Обычно для создания качественной терапевтической метафоры нужна подготовка. При этом время для подготовки - это, как правило, время между сеансами, когда информацию о пациенте, собранную нами в течение нескольких бесед, мы наконец суммируем для того, чтобы выстроить для себя его картину жизни, которая может начинаться еще до рождения, с жизни
его родителей, которая может переплетаться различными жизненными коллизиями с другими людьми. К сегодняшнему дню субъект имеет ту проблему, которую он предъявил нам, а возможно, гораздо большую, потому что очень часто За предъявленной проблемой стоит много других, более глобальных и существенных.
Мы можем сделать себе набросок, который основывается на предварительных заготовках для терапевтических метафор, а может быть, наш пациент сам дал заготовку для себя, сравнив себя с одиноким деревом, у которого молния расщепила крону, или с чем-то подобным. В таком случае более правильным будет оттолкнуться именно от метафоры клиента.
И мы, идя по элементам терапевтической метафоры, создаем и портреты героя, и его окружения, думаем, как можно метафорически представить жизнь человека, трансформируя ее в обучающие ситуации терапевтической метафоры. А самое главное, предполагаем, какие внушения необходимы для того, чтобы привести нашего героя к победе и к триумфу.
Определяем, нужно ли делать метафору законченной или имеет смысл поставить многоточие.
Мы должны предполагать, что все то, что создано нами между сеансами, имеет только предварительный характер. Когда клиент вновь придет к нам и расскажет свою историю, а может, сделает конкретный запрос, нам, скорее всего, придется трансформировать метафору, модифицировать ее с той точки зрения и под того человека, который пришел к нам в этот раз, поскольку клиент к нам каждый раз будет приходить немного новым.
Окончательный вариант терапеJтическая метафора сможет приобрести только на сеансе.
Как правило, терапевтическая метафора дается на фоне транса, возможно, неглубокого, поскольку для нее вовсе не обязателен глубокий транс. В ряде случаев она может даваться совсем на уровне бытового интереса в том самом виде гипноза, который называется гипнозом без гипноза.
Такова, например, группа историй, которые мы уже упоминали - мой друг Джо, названные так по метафоре, созданной Эриксоном. В ней он рассказывал пациенту о своем друге Джо, которого на самом деле не было. Этот Джо был похож на пациента, и семья Джо
была похожа на семью субъекта, была похожа его жизнь и многое другое. А самое главное, у Джо была сходная забота, которая беспокоила его, решение которой он пытался найти, перепробовав много способов, и в конце концов после совета психотерапевта или по собственному наитию он нашел способ решения, который привел к избавлению от мучившей его проблемы.
Подобная терапевтическая метафора проводится, как правило, при полном сознании клиента, фокусирование внимания достигается за счет интереса клиента к данной проблеме, поскольку он начинает слышать историю человека, похожего на него. Особым интересом и достигается готовность принять внушение, встроенное в эту метафору, а также додумать ее результат, если метафора завершается только намеком на хороший результат.
Достаточно часто терапевтическая метафора может входить в состав встроенной метафоры. Она является основной, то есть центральной метафорой. Напомню, часто терапевтическая метафора бывает достаточно мощной, объемной, и какие-то элементы ее все-таки сознанием запоминаются.
Мы говорили, что для того, чтобы облегчить работу бессознательного, бывает важно в момент выхода пациента из транса не дать возможности сознанию успеть запомнить то, что было в трансе, отвлекая его на разрешение каких-то других вопросов, может быть, совершенно несущественных.
Терапевтическая метафора обязательно должна быть красиво построена. Большое значение здесь имеет идеалистичность ситуации, которая стимулирует желание достичь этого идеала, которая привлекательна и зовуща.
Возможно, что в терапевтической метафоре внутренний ребенок пациента видит продолжение своих детских сказок, которые он давно перестал слышать. И это обращение к детскому характеру бессознательного также дает стимул для пробуждения внутренних сил, не затертых взрослой жизнью, не испачканных и не использованных.