В настоящее время принято говорить не об эриксоновском гипнозе как таковом, а об эриксоновском подходе к гипнозу. Милтон Эриксон в свое время настаивал на том, чтобы его ученики не буквально следовали тому, что он делал, а, наоборот, чтобы недирективный гипноз каждый развивал по-своему.
Он родился в начале века в 1901 г. в небольшом городке на западе Соединенных Штатов, детство провел большей частью на ферме, и очень многие истории, которые он потом рассказывал, как примеры общения и обучения, касались именно этого фермерского детства. Мальчик перенес тяжелую форму полиомиелита, врачи не давали ему никаких шансов для выживания. Он вспоминал в своей автобиографии, что доктор осмотрел его и потом что-то долго говорил матери.
Мальчик услышал, доктор сомневался, что он доживет до восхода солнца. И его это поразило: Как же так, я больше не увижу восхода солнца? Он попросил мать передвинуть его кровать так, чтобы было видно окно, и ждал момента, когда солнце взойдет, связывая с восходом надежды на жизнь.
Он сам боролся с болезнью. Эриксон поборол болезнь, но еще долгие месяцы был полностью обездвижен, парализован. Явления паралича постепенно отступали. Мальчик учился заново подниматься, ходить, держать ложку для того, чтобы есть, то есть всему тому, чему учится маленький ребенок в несколько месяцев, может быть, в год. Он писал, что: Я делал то же самое, что делала моя маленькая сестренка, которой был год.
Я наблюдал, как она встает, как она подтягивает ножки, чтобы опереться на них, и делал то же самое. Может быть, именно с трудного выздоровления и началась особая наблюдательность Эриксона, которая фактически стала основой его психотерапии. По-
тому что у этого мальчика, который оставался полностью недвижимым, оставались живыми только глаза и уши. Ему ничего не оставалось делать, как наблюдать и слушать. Эриксон выздоровел, поступил в медицинский колледж, хотя начинал ходить туда еще с палочкой. Но молодой организм сделал свое дело, и он практически полностью выздоровел.
После окончания медицинского колледжа он специализировался в психиатрии и стал практиковать как гипнотерапевт. Это было рискованным занятием для времени, когда гипноз считался порочным методом. После окончания колледжа он даже не упоминал о своих занятиях, справедливо опасаясь, что может быть лишен лицензии на врачебную деятельность. Однако времена менялис, и медленно стараниями энтузиастов гипноз выходил из психотерапевтического подполья. Появились глубокие теоретические работы, увеличивалось число специалистов практиков.
На этом фоне восходила звезда М. Эриксона. Он широко использовал различные виды наведения транса, различные виды гипнотической работы. Он участвовал в создании Американского общества клинического гипноза, под его руководством начал выходить Журнал клинического гипноза. Имея большую психотерапевтическую практику, он много времени посвящал своим ученикам, в которых он видел дальнейшее развитие гипноза.
В 54-летнем возрасте Эриксон перенес повторный приступ полиомиелита, последние годы своей жизни он был прикован к инвалидному креслу, в котором он передвигался, он практически уже не выезжал за пределы города, в котором жил. Но люди приезжали уже к нему. У него до конца жизни было много пациентов, учеников.
Он прожил почти 80 лет и за это время успел создать новую школу психотерапии.
Основные принципы эриксоновского гипноза
1. Психотерапевт - катализатор процесса изменений
Одним из основных положений работы в эриксоновском гипнозе является то, что мы работаем на основе убеждений,
мыслей, идей, которые несет нам пациент. Эпиграфом следует поставить слова Альберта Швейцера, который говорил, что каждый пациент носит своего психотерапевта внутри себя, и наша задача состоит в том, чтобы дать возможность приняться за работу психотерапевту внутри пациента.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы запустить процесс самоизлечения, самотерапии. Эриксон настаивал на необходимости следования не положениям метода, а реальным запросам пациента, он отвергал высокопарные теории, которые идут вразрез с чаяниями людей.
Он, ставя пациента на первое место в психотерапевтическом процессе, прекрасно понимал, что задачей психотерапевта является создание благоприятных условий для терапевтических изменений.
Эта история связана с фермерским детством Эриксона, когда, как любой мальчик, который живет в сельской местности, он был приспособлен к сельскому труду, он знал нравы животных, которые жили на ферме, и вот однажды к ним на ферму вбежала незнакомая лошадь. Было видно, что она бегает уже не один день, по-видимому, она потерялась, но никто не знал, как вернуть лошадь хозяину, никто не знал, откуда она. И тогда мальчик сделал очень простой шаг. Он вывел лошадь на дорогу, поставил ее и подождал, пока лошадь пошла.
Он шел за ней. Когда лошадь пыталась сойти с дороги, попастись, попить воды, он возвращал ее на дорогу, и она шла дальше. Так прошло несколько часов, и лошадь пришла во двор какой-то незнакомой фермы. Когда хозяин ее увидел, он сказал: Это моя лошадь.
Как ты узнал, что она живет здесь? Как ты смог ее привести?
На что мальчик ответил: Я ее не вел, я просто шел за лошадью.
Вот в этом состоит метафора эриксоновского гипноза. Мы не ведем пациента к нашим звездам, мы предлагаем ему открывать свои, и любуемся на них вместе.
Он знает себя лучше нас, он с собой знаком всю свою жизнь. Мы с ним знакомимся у себя в кабинете, а количество наших встреч с пациентом ограничено. Мы знаем процесс движения к изменениям, его структуру, этапы, сложности. Но основную работу делает пациент сам с собой.
Поэтому частью эриксоновского гипноза является самогипноз.
Важно шаг за шагом пытаться разрушать рамки, которые окружают пациента, чтобы дать ему возможность расти самому. Первые робкие ростки следует поддерживать, и в какой-то момент пациент поймет, что он может разрешить себе роскошь иметь ростки новой личности. С этого момента психотерапия целиком находится в его власти, и задача психотерапевта - только поддерживать, подбадривать, может быть, иногда направлять происходящие процессы.
Почувствовавшая силу личность пациента будет двигать процесс сама, причем очень часто настолько быстро, насколько психотерапевт не мог себе представить. Пациент, сумевший открыть свои силы и свои возможности, в дальнейшем может применять их уже без помощи психотерапевта, и это является очень важным психотерапевтическим свойством.
Результатом психотерапии является возможность отпустить своего пациента в обычную жизнь с уверенностью, что он сможет в ней жить без тепличных условий.
Необязательно, чтобы пациент осознал свою проблему, важно, чтобы он ее разрешил. В эриксоновском гипнозе осоз-навание не является обязательной частью работы. Вполне возможно, что процессы, происходящие в бессознательном, процессы проблемные и проблемы оздоравливания столкнутся и оздоравливающие процессы возьмут верх и искоренят проблему, которая так никогда и не выйдет на уровень осознания пациента.
Он просто ощутит легкость, уверенность, ощутит, что груз упал с его плеч. Возможно, что пациенту надо научиться чему-то новому, но очень часто он просто должен вспомнить что-то старое, что, может быть, умел в детстве или в юности,
но с годами забыл, с возрастом этот навык потерялся. Где-то в глубине бессознательного это умение сохранилось, и, прорвавшись наружу, оно вновь учит пациента адаптивному способу жизни.
Для человека важность в посещении психотерапевта может состоять не в том, что психотерапевт является специалистом, знающим какие-то подходы, методы, а в том, что в его присутствии клиент может позволить себе чувствовать уверенно, искать пути решения своих задач. При этом подобная смелость вполне оправдана с его стороны, поскольку он считает, что данные поступки инициированы психотерапевтом.
Нахождение рядом с собой психотерапевта пациент расценивает положительно, как некую защиту и обоснование собственных попыток изменить свой внутренний и внешний мир.
Пациенту в эриксоновском гипнозе очень часто не нужны ни команды производить изменения, ни направление этих изменений. Наличие психотерапевта как бы подписывает ему индульгенцию, что он может изменить свою жизнь, даже не извиняясь перед ней за то, что он ее меняет.
Пациент только тогда создает изменения, когда он проделал определенную работу, когда заслужил их. Человек, пытающийся переложить всю ответственность в работе на психотерапевта, практически безнадежен, если он не возьмется за ум и не сделает шагов в обратном направлении.
Как правило, обращаясь к психотерапевту, пациент уже имеет собственный опыт попыток самоизлечения, однако, как правило, они были по той или иной причине неудачными. Этими причинами могут быть неверие в собственные силы, застарелые привычки, попытки обойтись половинчатыми мерами или просто незнание и неумение сделать что-либо по-иному. Самой прогностически тяжелой причиной психотерапевтических неудач является выгода, которую человек имеет от наличия у него проблемного состояния.
Следует отметить, что определенный выигрыш от собственного заболевания есть всегда, но он вторичен, и проигрыш очевиден. Есть ситуации, в которых выгода проблемы настолько велика, что и сознание, и бессознательное будут сопротивляться ее решению.