Поиск источника проблемы


Поиск источника проблемы может быть осложнен тем, что он находится в далеком прошлом, и тогда мы можем идти в этом поиске разными путями. Как правило, нужен достаточно глубокий транс, в котором можно запустить внутренний поиск, ориентируясь на сигналы бессознательного, причем это может сочетаться с каталепсией или левитацией руки, с использованием других идеомоторных феноменов, которые и будут для нас сигналами обратной связи о процессе поиска и глубине транса.

Причем в ходе подобной работы мы можем предположить, что проблема лежит действительно в раннем детском возрасте, а иногда даже в дородовом или родовом периоде.
Обычно проблема клиента начинается с некого межличностного конфликта, в котором он участвовал, и за счет своего
малого возраста, не имеющий подходящего статуса, психических и физических сил, проиграл другому, как правило, взрослому человеку. Причем этим взрослым человеком могут быть родители или ближайшие родственники, знакомые и незнакомые люди. Иногда это может быть конфликт плода и матери или отца, не желающих ребенка.

Очень часто состояние страха, испытанное плодом в этот момент, может предопределить личностные особенности человека, который будет тихим, погруженным в себя, боящимся побеспокоить окружающих.
Мы можем, помимо надежды на мудрость бессознательного, а может быть, на счастливый случай, помогающий нам найти подобное переживание, отправляясь на его поиск, опираться, например, на кинестетические ощущения, которыми сопровождаются проблемные состояния. Кинестетическая система - одна из самых ранних систем восприятия, развивающихся в человеке, и очень многие переживания записаны именно в ней и сохраняются долгие годы.

Например, опираясь на чувство сжатия в груди и нехватки воздуха при попытке публичных выступлений, мы можем по этим ощущениям как по ниточке дойти до самого первого опыта в жизни, которые и сопровождали эти чувства, т. е. опираться на теорию импринтинга.
Под импринтингом мы понимаем состояние, которое было описано не только у людей, но и у животных, когда какой-либо первый опыт, удачный или неудачный, становился основой поведения индивидуума на долгие годы. И нам приходится искать эту самую первую костяшку домино, чтобы обрушить всю последовательность, всю цепочку, которая привела к возникновению сегодняшней проблемы.

И опираясь на кинестетические ощущения, мы бываем в состоянии найти именно эту первую костяшку.
Выявление пусковой ситуации очень часто сопровождается с сильной эмоциональной реакцией, которая редко когда бывает продуктивна. Поэтому бывает полезно после обнаружения пускового переживания диссоциировать человека от него и позволить ему разрабатывать, например, только интеллектуальную составляющую этого воспоминания, а затем, справившись с ней, проработать эмоциональную составляющую.
Для этого могут пригодиться ресурсные воспоминания или ресурсные места, которые мы создали в ходе предыдущих ресурсных трансов.
Бывает полезно, даже тогда, когда мы собираемся работать не непосредственно с проблемой, а с источником проблемы, начинать погружение с создания какого-то ресурсного места, которое будет иметь для нас значение запасного аэродрома, на который мы можем вернуться в случае возникновения плохо контролируемых переживаний. Если подобное место не было создано или не подходит с какой-либо точки зрения для пациента сейчас, можно диссоциировать человека в настоящее время, т. е. вывести его из транса.
Транс может быть достаточно легко прерван в любом его месте для возвращения пациента обратно с целью обсуждения полученной информации, с целью уменьшения эмоционального отклика пациента или с какой-либо другой целью. После того как пациент вышел из транса, его можно успокоить, проговорить с ним некоторые впечатления, пользуясь тем, что в течение 10-20 минут после выхода из транса клиент находится еще в некоем полутрансовом состоянии, хотя он считает, что вышел из транса полностью.

Это удобное время для гипнотерапевта, поскольку в данный момент клиент открыт внушениям и проводимые внушения могут даже иметь характер прямых внушений.


Далее, после того, как клиент успокоился и проговорил знания, которые он получил в ходе погружения, мы можем пойти на повторный транс, причем, как правило, погружение будет более быстрым; при этом вовсе необязательно погружать клиента в то травматическое переживание, из которого он вышел, поскольку первую задачу мы уже решили - мы открыли воспоминание, которое явилось источником сегодняшней проблемы. Дальнейшие наши действия должны быть направлены на разрешение данной ситуации, что, как мы надеемся, приведет к решению проблемы или облегчит ее.

Если мы считаем, что у клиента достаточно эмоциональных и психических сил для того, чтобы справиться с данной проблемой, и у нас есть какие-либо идеи относительно помощи ему, мы можем отправиться снова в эту ситуацию. Однако, возможно, целесообраз-
ным является завершение транса в каком-нибудь ресурсном месте или ресурсном воспоминании, которое поможет пациенту изгладить негативное впечатление от первого транса и уже на осознанном уровне в промежутках между сеансами подготовиться к разрешению основной проблемы.
Таким образом, у гипнотерапевта несколько подходов и в его власти выбирать один из них. Однако, выбирая, он должен опираться не только на свой опыт, но и на желания пациента в первую очередь.
Каким образом может быть проработана первопричина сегодняшней проблемы пациента? Иногда после ее открытия работа может быть оставлена на уровне сознания и происходит сама собой. В данном случае в дело входит рациональная терапия, что, разумеется, не возбраняется, но и не приветствуется в эриксоновском гипнозе.

Сознательное решение причинного конфликта и последующей проблемной трансформации личности редко бывает эффективно и возможно в легких случаях. Следует учитывать, что для решения будет привлекаться сознание, опирающееся на привычные стереотипы и догмы.
Другим способом работы является гипнотическое разрешение конфликта, который состоялся в далеком прошлом. На сегодняшний день проблемой является на самом деле не событие, которое привело к ней, - событие осталось в далеком прошлом, - а проблемой является отношение человека к этому событию, к своему участию в нем и к тем изменениям в личности, к которым это привело.

Таким образом, мы работаем с личным мифом пациента, и нет ничего удивительного в том, что одним мифом мы выкорчевываем другой.


Достаточно частым способом проработки травматической ситуации является повторное прохождение данной ситуации, причем далеко не всегда желательно прохождение подобной ситуации ассоциированно - желателен прием частичной диссоциации. При нем пациент проходит ситуацию, но не в роли жертвы, в которой он был тогда, а либо в ином возрасте, либо в ином качестве, либо обладающий новыми ресурсами, т. е. человеком, способным перевернуть ход своей личной истории.
Можно предположить, что травматическое воспоминание в психике человека так никогда и не имело хорошего окончания, т. е. то завершение войны, которое произошло вовне и после которого прошли многие годы, на самом деле не соответствует состоянию мозга, где человек до сих пор сидит в окопах или трясется от страха. Поэтому одним из главных путей разрешения данного застарелого конфликта является дописывание его до логического счастливого конца.
Как правило, по окончании такой работы человек испытывает колоссальное облегчение, похожее на то, как с плеч сваливается тяжелый груз. Несмотря на то, что он чувствует и усталость - это радостная усталость, и даже слезы, которые остались после переживания, не мешают ему радоваться.
Однако часто на этом работа не завершается, поскольку между моментом, приведшим к возникновению проблемы, и настоящим состоянием человека прошло длительное время, проблема, вернее, последствия того переживания мощным слоем вошли в жизнь человека, трансформировав ее. И хотя казалось бы мы подпилили корни этого дерева, не факт, что это дерево рухнет в одночасье.
Часто мы должны проводить достаточно серьезную работу по трансформации личности человека, по социализации полученных нами изменений, и подобная работа может растягиваться на месяцы. При ней мы используем как различные ресурсные подходы, так и формируем установку на обучение, что является крайне полезной идеей, особенно на данном этапе работы.

Человек учится чему-то, что он должен был узнать давно, и сейчас, обучаясь этому, он как бы ускоренно проходит курс жизни, которая замерла в нем после травматической ситуации, которая пришла в его жизнь.
В этот момент мы особенно часто обращаемся к идеям будущего, поскольку именно из него мы можем черпать какие-то идеи пациента относительно себя, и именно ради будущего мы производим эту нелегкую и мало предсказуемую работу. Финалом нашей работы может считаться способность пациента создавать изменения в себе самом, но при этом пациент должен четко понимать, что окончание нашей с ним работы не означа-
ет окончание его работы. В данный момент, как правило, он уже является личностью, способной отвечать за свои поступки и за свою трансформацию самостоятельно.



Содержание раздела