Техника опроса
В начале вашей первой встречи с новым клиентом вам нужно собрать детальную информацию о тех событиях в жизни клиента, которые привели его к поиску вашей помощи. Задавайте вопросы относительно текущей проблемы клиента и вопросы относительно того, что именно он хочет изменить. Время, которое вы потратите на расспросы - отличное время, чтобы создать взаимосвязь с клиентом.
Я рекомендую следующий перечень вопросов, которые приведут к выяснению текущей проблемы и причин, её вызвавшей. В то время как вы задаёте вопросы, отмечайте, считает ли клиент себя причиной или следствием событий, которые произошли в его жизни. Другими словами, считает ли он, что его жизнь находится под его контролем, или же внешние обстоятельства управляют тем, что происходит в его жизни?
Вопросы для получения детальной картины
1. Почему вы здесь? А еще почему? А еще почему?
Выявите все причины того, почему клиент пришел к вам.
2. Как вы узнали, что у вас есть эта проблема?
Выявите стратегию клиента относительно этой проблемы и любые диагнозы (если они были поставлены).
3. Как долго у вас уже есть эта проблема?
Было ли время, когда её у вас не было? Что вы предпринимали, чтобы решить её?
4. Что случилось в первый раз, когда вы обнаружили эту проблему?
Какие эмоции вы испытывали?
5. Какие события произошли с тех пор?
Какие эмоции вы испытывали?
6. В каждом из этих событий, какова взаимосвязь между событием и вашей текущей ситуацией в жизни?
7. Расскажите мне о своих родителях, братьях, сестрах и т. д.
Какова взаимосвязь между каждым из них и вашей текущей ситуацией в жизни?
8. Расскажите мне о своём детстве то, что касается этой проблемы.
9. Существует ли какая-то цель в том, что у вас есть эта проблема?
Спросите своё Подсознание.
10. Когда вы выбрали создать такую ситуацию в своей жизни?
Спросите своё Подсознание._________________
Чтобы получить больше деталей относительно проявлений основной проблемы, спросите: Вы можете привести пример? Таким образом, вы будете двигаться вверх и вниз по следующей иерархии:
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА |
|||||
Текущая проблема |
Текущая проблема |
||||
Пример |
Пример |
Пример |
Пример |
Пример |
|
Практический тренинг Терапии Линейного Времени дает превосходную практику в получении личной истории клиента. Другой хороший источник - это книга доктора А. М. Краснера (А. М. Krasner) Волшебство внутри, где он приводит список очень специфических вопросов о текущей проблеме клиента. Если вы изучали
НЛП, вы можете использовать вопросник Ключи к достижимым результатам. Как гипнотерапевт, вы должны получить четкое представление о текущей проблеме и о том, какое вмешателство лучше поможет клиенту в её решении. Для этой цели личная история клиента - ваш лучший инструмент.
Использование Мета-модели
Когда клиенты отвечают на ваши вопросы относительно их личной истории, они будут часто обобщать и искажать информацию (обычно непреднамеренно), и пропускать детали. Вы можете выявить детали, которые вам нужны, используя Мета-модель. Это НЛП-система языковых паттернов и уточняющих вопросов.
У каждого человека существует скрытая информация, которую он не хочет осознавать и которой он, сознательно или бессознательно, не хочет делиться. Вопросы разработаны так, чтобы выявить скрытую информацию. Мета-модель приведена ниже.
Ответ |
Вопрос |
Паттерн |
ИСКАЖЕНИЯ 1. Чтение мыслей другого человека: Уверен, что знает внутреннее состояние другого человека, на- |
Как вы определили, что вы мне не нравитесь? |
Вскрывает источник информации |
пример: Я вам не нравлюсь 2. Потерянный пер-форматив: Клиент озвучивает важные для себя принципы, автор которых в настоящий момент отсутствует, |
Кто говорит, что это плохо? Плохо для кого? Как вы узнали, что это плохо? |
Собирает данные. Вскрывает источник верований, перформатив, или стратегию |
Личная история клиента
например: Плохо быть непоследовательным, алогичным |
верования |
|
3. Причина-следствие: Причина ошибочно считается следствием, например: Из-за вас мне грустно |
Что, с вашей точки зрения, я делаю такого, из-за чего вы выбираете чувствовать себя грустным? О чем именно вы грустите? |
Вскрывает причины выбора |
4. Комплексная равнозначность: Когда два переживания интерпретируются как имеющие одинаковое значение, например: Она всегда кричит на меня, она не любит меня |
Каким именно образом то, что она кричит, значит, что она не... Вы когда-нибудь кричали на кого-нибудь, кого вы любите? |
Вскрывает комплексную равнозначность или противоположный пример |
5. Предположения, например: Если бы мой муж знал, как я страдала, он бы так не поступил. В этой фразе 3 предположения: (1)Я страдаю, (2) Мой муж совершает какие-то поступки, (3) Мой муж не знает, что я страдаю |
(1) Как вы выбираете страдать? (2) Как он реагирует в ответ, как он поступает? (3) Откуда вы знаете, что он не знает? |
Определяет выбор, и что он делает. Вскрывает внутреннее представление и комплексную равнозначность |
ОБОБЩЕНИЯ 6. Наречия универсальности: все, никто, всё, каждый , никогда , |
Найдите противоположные примеры. Никогда? |
Вскрывает противополож ные примеры, результаты, |
например: Она никогда меня не слушает |
Что случится, если она выслушает вас? |
последствия |
7. Модальные операторы: а. Модальные операторы необходимости, такие как следовало бы не следовало бы, должен, не должен , вынужден , необходимо и т.д., например: Я вынужден заботиться о ней |
а. Что случится, если вы не будете делать этого? Также: Или? |
Вскрывает результаты, последствия |
б. Модальные операторы возможности (или невозможности), такие, как может/не может, будет/не будет, можно/нельзя , возможно/невозможн о, например: Я не могу сказать ему правду |
б. Что вам мешает это сделать? Что останавливает вас? Что случится, если вы это сделаете? |
Вскрывает причины |
ОТРИЦАНИЯ 8. Номинализация: Фразы не содержат обстоятельств времени, вместо глагола используются существительные, например: Здесь нет общения |
Кто с кем не общается, и на какие темы? Как бы вы хотели общаться? |
Возвращает в процесс, вскрывает отрицание и отношение, связь |
9. Нераспространенные предложения, отсутствуют детали, |
Как именно? |
Определяет детали |
Личная история клиента_________________________49^
например: Он отвергает меня |
||
10. Простые отрицания: а. Человека или вещи, например: Мне некомфортно |
а. В отношении кого/чего? |
а. Вскрывает отрицание |
б. Недостаточные определения: Не определен человек или вещь, например: Они не слушают меня |
б. Кто именно не слушает вас? |
б. Вскрывает определения |
в. Сравнительные отрицания: такие, как хороший"; лучше чем, самый лучший, самый плохой, больше, меньше и т. д., например: Она лучше |
в. Лучше, чем кто? Лучше в чём? По сравнению с кем, с чем? |
в. Вскрывает сравнительные отрицания |
Изучая Мета-модель, вы, возможно, отметили, что все десять категорий также присутствуют и в Милтонов-ской Модели (