Трюизмы по поводу ощущений


Эриксоновские методы
Нет стандартов относительно голоса, которым произносятся вкрапленные команды. В классе для выделения вкрапленных команд я часто делаю паузу и меняю свой обычный тон голоса на скрипучий, чтобы студенты легко могли отличить их. Иногда бывает эффективно сделать паузу и сделать тембр голоса слегка пониже, это может оказаться очень привлекательным для Бессознательного Ума клиента. Попробуйте давать вкрапленные команды с паузой и без паузы перед ними, с изменением и без изменения тембра голоса.

Развивайте свой собственный стиль подачи вкрапленных команд в любом направлении, которое приносит результаты.
4. Наборы Да. Эриксон широко использовал Наборы Да, чтобы получить согласие от Бессознательного клиента. Набор Да - это серия заявлений или вопросов, на которые клиент отвечает или думает: Да, да, да, да, да, так что когда гипнотерапевт дает ключевую инструкцию или вопрос, клиент опять отвечает Да.
Попробуйте следующее:
Вы дышите. Вы сидите здесь и читаете эту книгу, и, в то время как вы делаете это, вы, возможно, думаете о каких-то вещах. Так как вам интересны многие вещи в этой жизни, это привело вас к изучению этого предмета, правда? Это значит, что вам легко будет изучать гипноз.

Отметьте, как чувствовало себя ваше тело во время чтения этого абзаца. Я без усилий выудил четыре автоматических Да из вашего Подсознания, поэтому моя вкрапленная команда с легкостью изучать гипноз плавно проскользнула в ваше Подсознание, и также вызвало ответ Да.
5. Трюизмы по поводу ощущений. Вы можете использовать Наборы Да и когда говорите тривиальные вещи (трюизмы), чтобы подвести клиента к высказываниям о том, что он чувствует, и клиент склоняется к тому, чтобы чувствовать именно то, что вы ему внушили. Вот некоторые из трюизмов Эриксона: Большинство людей наслаждается освежающей прохладой легкого ветерка. Многие люди находят очень расслабляющим журчание воды. Некоторые люди легко краснеют от смущения, когда осознают некоторые чувства относительно себя самих.

Эти трюизмы могут быть частью Набора Да, который ведет к Мне интересно, чувствуете ли вы себя абсолютно комфортно и мирно, когда осознаёте свои чувства о...
В качестве подготовки к следующему абзацу я хочу, чтобы вы отметили для себя одну вещь относительно своих рук. Просто для развлечения, положите свои руки на колени. Я хочу, чтобы вы на самом деле почувствовали свои руки, и отметили, что одна рука чувствует по-другому, нежели вторая, правда?

Реально почувствуйте это, одна из ваших рук определенно чувствует по-другому, чем вторая... Так и есть. Вы знаете, почему одна рука чувствует по-другому, чем вторая? Потому что это разные руки. Это правда.

Посмотрите на свою правую руку, и посмотрите на свою левую руку.
Теперь, если я говорю клиенту: Через секунду одна из ваших рук будет чувствовать по-другому, чем вторая, клиент в изумлении думает: Правильно... Так и естъ1 (Я не собираюсь обращать внимание клиента на то, что это - другая рука). Когда это убеждение проникло в его Подсознание, я могу добавить: Большинство людей ощущают, что одна рука легче, чем другая, и этот мой трюизм по поводу такого ощущения - сильное внушение, прокладывающее путь к левитации рук
Эриксоновские методы
(клиент перестаёт чувствовать физический вес своей руки) и к каталепсии рук.
6. Трюизмы, использующие понятие времени. Заявления о том, что что-то скоро случится (при этом установление времени оставляем клиенту) очень впечатляют клиента и работают как убеждения, когда это что-то случается. Каждый человек достаточно часто моргает.

Вы можете сказать клиенту: Через минутку вы собираетесь моргнуть. Когда клиент моргает, скажите: Да, правильно. Подсознание клиента подумает: Очень интересно: они сказали, что я моргну, и я моргнул.

То есть я на самом деле принял внушение. Это делает его Подсознание более восприимчивым к последующим внушениям.
Трюизмы, которые используют понятие времени, очень хорошо работают в двух направлениях (ранее описанных в Главе 4 в Милтоновской Модели): Рано или поздно ваши глаза закроются... или Ваша головная боль может уйти сейчас... или как только ваша система будет готова к тому, что она уйдет.


7. Не знать, не делать. Эриксон часто говорил о том, чтобы не знать или не делать: Вам не нужно говорить или двигаться или прилагать какие-нибудь усилия. Вам даже не нужно держать глаза открытыми. Люди могут спать и не знать, что они спят. Они могут видеть сны и не помнить их.

Вы даже не знаете, когда ваши веки сами собой опустятся. И вы можете не знать, какая из рук поднимется первой. Этот парадоксальный способ внушения может заинтриговать Подсознание.

Вы можете внушать, что клиенту прекрасно не знать или делать что-то, и в то же время захватывать внимание Подсознания именно этим чем-то.


Когда бы клиент ни сказал: Я не знаю, Эриксон отвечал: Да, правильно, вы не знаете. Он разрешал клиенту не знать и не делать. По своему внутреннему смыслу это очень по-шамански.
8. Незавершенные внушения. Эриксон использовал незавершенные внушения, чтобы пригласить Подсознание клиента дополнить его всеми деталями из его собственного опыта. Он мог сказать: У нас у всех есть потенциал, о котором мы не знаем, и обычно мы не знаем, как он проявится.

Или: Вы, возможно, не знаете, как много всего знаете, а знаете вы много. И для меня неправильным будет говорить вам Выучи то или Выучи это, потому что вы можете выучить всё, что хотите, и в таком порядке, как вы хотите.
9. Высказывая все возможные ответы. Эриксон любил описывать все возможные пути развития ситуации, поэтому, что бы ни случилось, внимание клиента было сфокусировано на ощущении или движении в тех рамках, которые были Эрик-соном описаны. Он мог сказать: Скоро вы обнаружите, что один из пальцев начнет чуть-чуть двигаться, возможно, сам по себе. Он может двигаться вверх или вниз, или в стороны.

Он может двигаться быстро или медленно, или он вообще не будет двигаться. Клиент может обнаружить, что один из пальцев что-то делает, и это послужит ему убеждением. И неважно, что делает клиент, он всё делает правильно для целей развития состояния транса.
Вот одно из моих любимых: Сегодня ночью, когда вы будете спать, может быть, вам будут сниться сны. У вас могут быть дикие сны... У вас могут быть волнующие сны...

Это могут быть спокойные сны... Это могут быть скучные сны... Мо-
Эриксоновские методы
жет быть, вы запомните свои сны, а, может быть, и нет. В любом случае, пусть это будет знак... что вы принимаете всё на Бессознательном уровне. Что к этому часу завтра вы будете знать всё, что вам нужно знать для того, чтобы ваша проблема исчезла.
10.Вопросы, содействующие возникновению новых ответов. Эриксон также любил использовать вопросы, чтобы сфокусировать внимание или содействовать внутренним изменениям. Клиента, который раньше был под гипнозом, он мог спросить: Ваше предыдущее состояние транса, было ли оно похоже на состояние бодрствования или отличалось от состояния бодрствования? В ответ клиент возвращался в состояние транса, чтобы сравнить два варианта.

Похожим образом, мы можем вызвать транс, просто задав вопрос: Вы когда-нибудь были под гипнозом раньше... прямо сейчас?
Эриксоновские вопросы могут содействовать внутренним изменениям, давая иллюзию выбора: Каким для вас будет самый эффективный способ сбросить вес? Будет ли это такой способ, при котором вы просто будете забывать покушать? Или это происходит потому, что вы не можете удержаться от тяжелой еды, так как эо удерживает вас от того, чтобы заниматься более интересными вещами?
11. Сложные составные внушения. Эриксон использовал сложные составные внушения, один из элементов которых клиент готов принять или содержит описание того, что уже случилось, а второй элемент обладает силой внушения, так как связан с первым.

Ниже приводятся несколько типов сложных составных внушений.
Простейшее сложное составное внушение - это Набор Да с одним подготовленным Да: Сегодня такой прекрасный день, пойдем купаться.
Ассоциация почти мгновенно вызывает транс, просто потому что она естественна и почти не имеет последствий: С каждым вдохом, который вы делаете, вы всё больше осознаёте естественные ритмы вашего тела, и у вас растет чувство комфортности.
Противоположности создают сложносостав-ные внушения, особенно когда один из элементов описывает совершающееся действие: В то время как одна рука поднимается вверх, вторая может опуститься.
Присоединенные вопросы и вопросы Почему бы нет хорошо работают для восстановления глубокой взаимосвязи с Сознанием и Подсознанием клиента. Они помогают растопить любое сопротивление, которое может находиться на пути к более глубоким уровням транса. Кроме того, очень хорошо действуют на Сопротивленцев.

И вы здесь, правда? Вы можете попробовать, не правда ли? Вы не можете это остановить, ведь так?

Почему бы не позволить этому случиться?
Внушения типа Отрицание + "пока не..." - освобождают клиента от ощущения необходимости что-то сделать. Вам не нужно погружаться в транс, пока вы не готовы. И вы не будете этого делать, пока ваше Бессознательное не будет готово.

Освобожденный от волнений по поводу того, правильно ли он это делает, клиент погрузится в транс гораздо быстрее.
Вовлечение или заявления Если..., то очень хорошо работают как внушения: Если вы сядете, вы сможете войти в транс. Теперь, если вы по-
Эриксоновские методы
ставите ноги прямо и удобно положите руки на колени, вы будете готовы войти в транс. Иногда конструкция Если..., то подразумевает только следующее: По мере того, как комфортное состояние углубляется, ваше Подсознание может расслабиться, по мере того, как ваше Сознание выясняет природу проблемы; и когда значимая и интересная мысль достигает вашего Сознательного Ума, ваши глаза могут открыться, в то время как вы тщательно её обдумываете.
12.Вопрос-вилка. Эриксон любил задавать своим клиентам вопросы-вилки: Вы бы хотели войти в транс сейчас или позже? Его отношение к вопросам-вилкам было следующим: Я думаю, что у моего клиента должна быть свобода делать то, что я ему говорю, любым способом, который ему больше нравится.

Вопрос-вилка призван давать клиенту возможность сделать выбор.
Вопросы-вилки, относящиеся к Сознательному/Бессознательному интригующе правдивы, так как в действительности у нас нет способа узнать, как много знает Подсознание. Вы можете спросить: Я думаю, что ваше Подсознание знает больше, чем ваше Сознание. И если ваше Подсознание знает больше, чем ваше Сознание, то вы, возможно, знаете больше об этом, чем думаете, что знаете.
Особый случай вопроса-вилки - двойное разъединение: Вы можете, как Мыслящий Человек, проснуться; но вам не надо просыпаться как Телу. (Пауза). Вы можете проснуться, когда проснется ваше тело, но без осознания своего тела. (Пауза). Просто проснитесь от шеи вверх.
Эти гипнотические паттерны определяют Эрик-соновский недирективный, косвенный, разрешительный подход. В следующей главе, где приво-
дятся два случая классического Эриксоновского гипноза, мы увидим многие из этих паттернов.
Оценка результатов
Третья стадия подхода использование - совместная Оценка Результатов клиентом и гипнотерапевтом. Это может выражаться в виде вопросов, которые вы задаёте клиенту, что приведёт вас и клиента к осознанию произошедших изменений. Это может выразиться в одном прямом вопросе: Это было сильно, правда?. Осознание клиентом произошедших изменений будет само по себе служить сильным убеждением, рождающим доверие к процессу.

Кроме того, это поможет изменениям глубже проникнуть в его сознание.
Ниже приведен один из способов оценки клиентом результатов изменений. Когда клиент входит в ваш офис с явно нежелательным настроением, вы можете попросить его изменить настроение и поведение прямо в офисе. Например:
Гипнотерапевт: Как вы узнаёте, когда пора
покурить? Клиент: У меня возникает ощущение
Гипнотерапевт: Вы можете сейчас вызвать это
ощущение?
Если после вашего вмешательства клиент не может вызвать и воссоединиться с ощущением желания покурить, .этот результат будет работать как четкое осознание изменения.
Безусловно, самый мощный путь для клиента осознать результаты - это убедить гипнотерапевта, что он, клиент, изменился.
Гипнотерапевт: Я думаю, что вы пока недоста-
точно изменились Клиент: Нет, я думаю, что достаточно
Эриксоновские методы
Гипнотерапевт: В самом деле?
Клиент: Да!
Гипнотерапевт: Вы уверены?
Клиент: Да!
Гипнотерапевт: Хорошо. Вы уверены, что изме-
нились
Пусть клиент убеждает вас всеми возможными способами, что он изменился, и, таким образом, он сам еще больше убедит себя самого.



Содержание раздела