На сегодняшний день в современной науке накапливается все больше доказательств существования в природе такого феномена, как мировой лептонный газ (МЛГ), проникающий во все тела Вселенной, который состоит из сверхлегких микрочастиц с массой от 10 40 до 10 30 г. В научной литературе описано около десятка разновидностей таких частиц - это электроны, позитроны, мюоны, теоны и др. По сравнению с ядрами атомов лептоны настолько малы, что могут свободно пронизывать все предметы материального мира подобно молекулам воды, пролетающим сквозь ячейки рыбацких сетей.
Некоторые авторы увязывают данную концепцию с открытиями в области ядерной физики.
Опыт психоанализа показал, что надо понять причину, чтобы избавиться от проблемы. Станислав Гроф его последователи полагают, что она не только в биографическом материале, но и в области коллективного бессознательного.
Психика может страдать от того, что в подсознании хранятся переживания "тысячелетней давности".
Однако традиционная психология полагает, что сознание новорожденного подобно чистому листу бумаги. Все, что происходит в человеческой психике, она объясняет впечатлениями сознательной жизни.
Внимание
Основной категорией жизни является поведение, направленное на удовлетворение своих потребностей. Оно предполагает познание.
Но если познание должно вести к !дели, то оно нуждается в организующем факторе активного поведения, каким является внимание.
Внимание представляет собой форму организации психической деятельности, проявляющейся в ее избирательной направленности (селективности), концентрации и относительной устойчивости. Условные связи, возникшие при многократном удовлетворении потребностей, определяют концентрацию, избирательность акта внимания, который в своей первоначальной основе является ориентировочным рефлексом. Селективная произвольность внимания вытекает из образования доминантных очагов. Концентрация внимания является усилением возбуждения в доминантном очаге; она сопровождается угнетением всей остальной части коры. И, наконец, относительная устойчивость вытекает из признаков доминанты: возбуждение в очаге доминанты имеет тенденцию к сохранению.
Основная потребность самосохранения принуждает организм к ориентации - вниманию.
В гипнозе можно оказывать влияние на внимание, эту единственную "дверь" нашей души, через которую проходит все, что есть в сознании (К.Д. Ушинский).
В основе внимания лежат определенные физиологические процессы торможения и возбуждения, концентрируя очаг оптимального возбуждения и изменения внимания.
В гипнозе можно воздействовать на внимание, его концентрацию, высокую степень сосредоточения, объем, распределяемость, устойчивость и отвлекаемость.
Джеймс так иллюстрирует данное положение: "...Проведите штрих на бумаге или доске и скажите человеку, что этого штриха там нет, и он не будет видеть ничего, кроме чистого листа бумаги или чистой доски. затем когда он не смотрит, окружите первый штрих другими точно такими же штрихами и спросите, что он видит. Он будет один задругам указывать на все новые штрихи и пропускать первый, каждый раз независимо от того, сколько будет добавлено штрихов и в каком порядке они будут расположены. Очевидно, что он не слеп ко всем штрихам, как кажется.
Он не видит только один конкретный штрих, занимающий определенное положение на доске или бумаге, т.е. структуру объекта, и, как ни парадоксально это может звучать, он должен с большей точностью отличать его от всех других ему подобных, но он остается слеп к нему, когда рядом с ним появились другие. Он "воспринимает" его в качестве предварительного штриха и не видит его вообще!"
При использовании психофизиологических механизмов внимания во время гипноза возник новый метод обучения в состоянии внушенного и естественного сна - гипнопедия. Этот метод был красиво представлен в художественном фильме "Большая перемена", где роль ученика играл народный артист Евгений Леонов.
Когда спящий воспринимает постороннюю речь, то восприятие, а следовательно, запоминание и обучение осуществляются только через незаторможенные "сторожевые", бодрствующие пункты (зона раппорта), которые и являются доминантным очагом возбуждения. В основе гипнопедии лежат определенные физиологические явления, при которых наблюдается так
Анализ данных говорит об особых свойствах функционирования памяти, о "бессознательной и вместе с тем произвольной памяти. Испытуемому внушали образ иностранца, знающего тот язык, который он изучает, и в этом случае он не осознавал своего "Я", был по отношению к своему самосознанию как бы в бессознательном состоянии Вместе с тем он мог активно сосредоточенно волевым усилием заставить "произвольно" изучать и запоминать иностранные тексты. (ВЛ.
Райков, 1983г.).
При использовании ОССП обучение может происходить более быстро и эффективно не только за счет более прочного запоминания, но и за счет легкого образования мыслительных и двигательных навыков. Это становится возможным в результате оптимального ограничения зоны сознательного восприятия и мышления только тем, что непосредственно нужно для занятий.
На этом фоне у испытуемого расширяется объем памяти, которая начинает функционировать по принципу необычно стойкого запечатления с последующим легким воспроизведением.
В ОССП значительно облегчается ассоциативная деятельность, а также перемещение идей и образов из сферы подсознательного в сознание. В результате оказывается возможным генерировать идеи, либо непосредственно используя погружение в ОССП, либо задав себе в этом состоянии отсроченное внушение, реализация которого происходила бы во время естественного сна
Личность
Если исходить из этимологии, то английское выражение "personality", французское "personnalite", немецкое "personhchkeit" отчетливо свидетльствует о латинском слове "persona", которое происходит от этрусского "phersu" - маска, характерная для бога потустороннего мира. Латинское "persona" означает "произносить", издавать звук через отверстие в маске. Маска была выражением определенного типа, была постоянной, выражала характер человека и одновременно предопределяла роль.
Раб не был персоной, не был носителем прав, не имел никакой роли, не имел никакого признаваемого обществом характера - он не имел общественной маски.
Личность - это человек как психическое целое. В.А.
Ганзен определяет личность как общественный индивид, субъект и объект социальных отношений в историческом процессе, проявляющий себя в деятельности, поведении, общении, облике. Однако следует сказать, что сколько людей - столько и мнений! В отечественной психологии существует четыре основных подхода к проблеме личности: с позиции психологии отношений (А.Ф.
Лазурский, В.Н. Мясищев), психологии деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), психологии общения (Б.Ф.
Ломов, А.А. Бодалев) и психологии установки (Д.Н. Узнадзе, А.С.
Прангишвили). В этой связи хочется привести несколько определений личности:
"Человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет отношение к окружающему".
(С.Л. Рубинштейн)
"Личность - это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально-значимые формы деятельности и поведения".
(Е.В. Шорохова)
"Понятие личности обозначает человеческого индивида как часть общества, обозначает интегрированые в нем социально-значимые черты".
(И.С. Кон)
"Личность - субъект общественного поведения и коммуникации".
(Б.Г. Ананьев)
"Личность - это индивид, определяющий свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к борьбе масс, к задачам коллектива, к ;судьбе другого человека ".
(П.Е. Кряжев)
"Личность - человек как носитель сознания".
(К.К. Платонов)
"Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности
(А.В. Петровский)
"Личность - это интегрированное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально неповторимое"
(Б.Д. Парыгин)
Нам кажется целесообразным обратить внимание на то, что психологи при всем различии взглядов сходятся на том, что личность представляет собой единое целое, составляет единство как в смысле консистенции, интеграции психических и соматических процессов, так и в смысле консистенции времени (постоянно осознает себя), что она является динамической, переменчивой и постоянно изменяющейся. Мы добавили бы еще сюда важный признак индивидуальной самобытности - личность отличается от других индивидуальными свойствами. Поэтому личностью мы считаем организованное и организующее целое (структура) относительно постоянных свойств (черт) характера, динамически развивающихся из врожденных задатков индивида во взаимодействии с жизненной средой