По этому поводу можно сказать, что индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность доказывают или отстаивают как собственное мнение (собственную точку зрения).
Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, нужно сказать о типичной структуре личности и установить, какие основные компоненты личности могут подвергнуться изменениям при гипнозе.
Первый компонент структуры характеризует направленность личное i и или избирательное и (ношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование здорового образа жизни приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность в этом направлении.
Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего поведения (увлечения), придавать ему особую общественную и личную значимость, формируя культ здоровья.
Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Так, например, у А.С.
Пушкина доминировало поэтическое дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.
Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер - сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся моральные, эмоциональные и волевые качества.
Вот почему можно сказать, что морально-волевые и эмоционально-волевые качества составляют действенную основу характера.
Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которая обычно обозначается понятием "Я". "Я" - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
По мнению Л.П. Гримак, специфические для гипнотического состояния процессы затрагивают прежде всем о область межфункциональных взаимоотношений между "сознательным" и "бессознательным".
Активная перестройка взаимоотношений в этой сфере обуславливается комплексом воздействий на гипнотизируемого, призванных изменить его направленность, а если более конкретно, то его установку. Формирование новой установки происходит как в результате неосознаваемых моторно-висцеральных влияний на психическую сферу (соответствующая поза, гиподинамия, ограничение сенсорных раздражителей), так и под воздействием прямых словесных внушений
"Установка - писал Д.Н. Узнадзе, - представляет собой не частичное содержание сознания, не изолированное психическое содержание и вступает с ними во взаимодействия, а некоторое целостное состояние субъекта, и... это не просто какое-нибудь определенное частичное содержание
сознания субъекта, а целостная направленность его в определенную сторону, на определенную активность. Словом, это, скорее, установка субъекта как целое, чем какие-нибудь из его отдельных переживаний, - его основная, его изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой
Мы можем сослаться на известное письмо Э. Тельмана, в которое описываются тщетные попытки гестаповцев получить от него показания в состоянии гипноза.
Творчество
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
Психология творчества исследует процесс, психологический механизм протекания акта творчества. Так, например, Кант анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения.
Последняя есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому гении творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, т.е. бессознательный процесс протекает в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу - это высшая форма человеческой деятельности; здесь человек соприкасается с абсолютом.
В экзистенциализме носителем творческого начала считается личность, понятая как экзистенция, т.е. как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический порыв природной необходимости, выход за пределы природного и социального, вообще "посюстороннего мира" (Н.А. Бердяев. Смысл творчества.
М., 1989).
Осуществляя гипнотизацию, В.Л. Райков занимается психофизиологической мобилизацией творческих способностей в широком смысле слова.
Учитывая творческую позицию, связанную с пониманием гипноза как особого состояния, в котором можно моделировать различные состояния, он, в частности, моделирует творческий процесс.
В настоящее время творчество можно рассматривать в качестве процесса как бы новою видения предметов и явлений. При этом творческий процесс предполагает сбалансирование, по крайней мере, двух компонентов: первичной, неуправляемой фантазии и ее логического, рационального контролирования
Его экспериментальные исследования позволили сделать предположение, что может существовать и, очевидно, существует особое, специфическое состояние психики, когда максимально активизируются психофизиологические функции, связанные с творчеством. Можно думать, что такое состояние сознания связано и с одновременным повышением интегративной внушаемости по отношению к объекту творческого решения и самому процессу работы, связанному с этим решением.
Возникает специфическая мобилизация, как бы особого интуитивного проникновения в процесс решения задачи, окрашенного очень яркой и сильной эмоцией. Известно, например, что в период вдохновенного сознания человек может абсолютно не замечать окружающего. Возникает состояние, когда как бы исчезает ощущение времени, появляется полная отрешенность. Все подчиняется одному напряженному и вдохновенному порыву творческой деятельности.
Известно, что Архимед был настолько погружен в свои математические расчеты, что не заметил взятия Сиракуз, которые он защищал. Такие состояния могут возникать при наличии сильной доминанты, проявляющейся в четкой психологической установке на решение какой-либо творческой задачи, течение образно-ассоциативных процессов перестает быть беспорядочным и приобретает продуктивный, целенаправленный характер, а внешние раздражители как бы утрачивают свою значимость (сенсорная депривация). Останавливаясь на "просоночном" состоянии сознания, как более близком к гипнотическому, необходимо сказать, что человек может решать в этом состоянии доминирующие творческие задачи, не заглушаемые даже болезнью. Именно таким образом было сделано, к примеру, блестящее математическое открытие "гения одной ночи" французского математика Эвариста Галуа.
Теория алгебраических уравнений высших степеней одним неизвестным сложилась у него накануне смерти, вступившей вследствие ранения на дуэли. Последнюю ночь Галуа провел в лихорадочном состоянии (а оно всегда характеризуется резкой активацией образно-ассоциативной деятельности).
Говоря об особенностях творческой мыслительной деятельности человека, уместно вспомнить об открытии периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеевым.
В этом случае имеет место продуктивная активация образно-ассоциативной деятельности во время сна. Менделеев три дня и три ночи, не ложась спать, проработал у конторки, пробуя скомбинировать результаты своей мысленной конструкции в таблицу, но попытки достигнуть этого оказались неудачными.
Наконец под влиянием крайнего утомления Менделеев лег спать и тотчас заснул. "Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, - только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка".