Развитие интуиции начинается с инстинкта.


В настоящее время логика представляет из себя целую науку, бесконечную систему логик, которые вместо исправления своего утилитарного подхода еще более усугубляют дело. Теоретические логические системы оперируют только рафинированными понятиями даи нет, исключая другие варианты логических реакций.

Эти разработки являются шагом назад даже в сравнении со сложившимся логическим фундаментом человеческого мышления. Пользуясь математическим языком, можно сказать, что человеческая логика базируется на дискретном фундаменте вместо непрерывного, причем принята за основу самая примитивная функция, имеющая всего два значения.
Отсюда напрашивается неизбежный вывод, что если этот метод бытия и можно назвать мышлением, то эта система мышления является самой примитивной из всех возможных. Дискретизация логики вынуждает дробить цельно воспринимаемое на отдельные факты, явления, понятия и категории, проводя между ними искусственные границы.

Дискретизация логики и принципа счета принуждает предполагать число признаков предмета конечным и давать название каждому из них.
Отсюда появляется весьма сомнительная возможность отличить одни признаки от других - прием, называемый абстрагированием. Движение по ступеням абстрагирования ко все более общим признакам считается единственным путем познания истины, между тем как это движение является путем, уводящим в обратную от истины сторону.

Не случайно, все абстрактные конструкции, именуемые философскими системами, взаимно противоречивы, хотя базируются на одной и той же логике.
Шаг за шагом погружаясь во мрак по ступеням абстракции, теряя связь с реальным миром, философские системы постепенно утрачивают ориентировку и доходят до того, что в тупиковой точке этого движения на бессмысленный вопрос о первичности материи или духа дают диаметрально противоположные ответы.
Логика, основанная на да и нет, вынуждает всегда и везде прежде всего проводить границу между различными явлениями, различными градациями одних и тех же явлений, различными комплексами признаков предметов, Из-за слабости этой логики энтропия главенствует в процессе проведения границ, и они прочерчиваются весьма хаотично, нелогично даже с точки зрения человеческой логики, что доказательно подчеркивается уже неодинаковым расположением их и обозначением неадекватными словами разных человеческих языков. На проведении этих хаотических границ основан и способ общения, считающийся одним из важных достижений человеческого разума. Язык, как основной носитель информации, и сам, в свою очередь, воздействует на мышление, насильственно принуждая его более четко придерживаться принципа дискретности.

Поэтому этика и эстетика содержат множество парных понятий, противостоящих как логическая теза и антитеза. Отсюда общественная и личная мораль руководствуется полярными правилами, поляризующимися понятиями: добро - зло, жизнь - смерть, выгода - проигрыш, любовь - ненависть и прочее в том же духе.
В :итоге не помогает даже наблюдение, что смысл этих диаметральных понятий у разных народов различен, да и у одного народа меняется с течением времени. Дискретная логика позволяет доверять судьбы народов и даже человечества нескольким отдельным людям.
Указав положительные и отрицательные качества интеллектуального дискретно-логического мышления как плода деятельности левой гемисферы, нельзя не обратиться к специфике работы правого мозгового полушария, ответственного за работу мышления интуитивного.
Развитие интуиции начинается с биологического инстинкта. Инстинкт постигает каждую новую ситуацию как целое и реагирует на нее незамедлительно тоже как целое.

Инстинктивная реакция не только .мгновенная, это совершенный способ приспособления к данному положению.
Инстинкт или интуиция не анализируют ситуацию или человека поэтапно, а схватывают целостно и мгновенно. Здесь целостность отождествляется с одним или несколькими качествам определяющими правильную реакцию.
Например, можно интуитивно знать, что определенный человек честен. Это означает, что каким-то особым об разом человек и честность понимаются как тождественные.


Качество честности сопоставляется с представлением о человеке и становится единым с ним. Таким образом, интуицию можно объяснить как прямое отождествление некоторых целостностей с основными качествами, как бы содержащимися в бессознательном.
Когда же человек или ситуация становятся предметом интуитивного постижения, одно или несколько таких основных качеств оказываются извлеченными из бессознательного и связанными с умственным образом человека или ситуации, так что предмет интуитивного постижения обретает свое полное значение в соответствии с этими качествами.
Современный же человек до такой степени использует аналитический ум, что уже не воспринимает ни ситуацию, ни себя самого как целостность. В результате его реакция на внешние информационные воздействия в лучшем случае замедляется, а то и становится вообще неверной.
Таким образом, поведенческая деятельность человека имеет строгий психофизиологический фундамент - функциональную асимметрию его мозга. Разум человека есть единство эмоционально-образной системы, связанной в основном с правым полушарием, и счетно-решающей, логической и вербальной системы, ассоциируемой преимущественно с левым полушарием.
При этом каждая гемисфера выполняет определенные функции: правая, управляющая левой половиной тела, ответственна за интуитивную, эмоциональную, синтетическую, символическую и художественную деятельность, она связана с оценками неприятного и ужасного; в левой гемисфере сосредоточены интеллектуальные центры логики, анализа, действия и управления правой половиной тела, она реагирует на приятное и смешное.
Исследования деятельности человеческого мозга нашими учеными Л. Балоновым, В. Деглиным, Н. Трауготтом, И. Браги-ной, Т. Доброхотовой, П. Симоновым со всей наглядностью показали, что функция левого полушария является продуктом общественного развития индивида, а функции правого - врожденными. Духовный опыт Д. Андреева естественно отнести к опыту, родственному тому, что приобретается медитацией. Ибо медитация есть остановка мыслительной деятельности, когда человек в измененном состоянии сознания отсекает мир культуры и социума и сливается с мирозданием.

Все это происходит, бла-одаря отключению левого полушария и стимулированию деятельности полушария правого. При этом интересно отметить, что функциональная асимметрия в деятельности гемисфер выявляется либо в случае медитации, либо при хирургическом рассечении левого и правого полушарий.
Действительно, в нейрохирургии для избавления больного от эпилептических припадков проводилась операция рассечения мозолистого тела, связывающего левое и правое полушария мозга. В результате операции возникает своеобразная картина двух разных сознаний, ибо приобретаемый правым полушарием опыт не передавался левому полушарию, и наоборот.


Психологическое тестирование показывает, что в мозге человека как бы воплощены две сферы сознания, взаимодополняющие друг дуга.
Исследования же К. Кэша интересны тем, что им были проанализированы тексты, относящиеся к основным мировым религиям, и написанные признанными авторитетами среди последователей данных конфессий. Тексты указанных авторов, обладающих собственным мистическим опытом, сравнивались посредством метода содержательного анализа. Подобное сравнение выявило два вида сходных признаков.

Прежде всего, это структурное сходство: независимо от религии последовательность в описании стадий мистического духовного опыта у исследуемых авторов совпадала.
Далее в сравнении описаний аналогичных стадий у разных авторов наблюдалось качественное сходство. Так, например, все шесть авторов, перу которых принадлежат данные тексты, сходятся в описании тех правил поведения и самоограничения, которые необходимы для духовного развития.
Перечислим вкратце выделенные К. Кэшем стадии духовного роста: пребывание человека, не вступившего на путь духовного развития в материальном мире, где его терзают противоречия и сомнения; появление мотивирующего фактора для вступления на путь духовного развития; переоценка ценностей, изменение отношения к жизни, постепенный отказ от привязанности к собственному Я и предметам материального мира и в результате внутренняя интеграция; самоограничение и отказ от поведения, отделяющего человека от Бога, а также развитие непривязанности к земным вещам (отказ от насилия, лжи, воровства, сексуальной невоздержанности, стяжательства, практика смирения: человек тихо говорит, просто одевается, старается никогда не впадать в гнев, проявляет во всем терпение); стадия контроля чувств, достигаемая путем аскетических упражнений (пост, молитвенные бдения, самобичевание), в результате чего связь с миром чувственных ощущений ослабевает или прерывается совсем; концентрация (в том числе звуковая и зрительная) на неком духовном образе; наступление в результате концентрации первой стадии единения с объектом концентрации, когда сознание идентифицируется с этим объектом или поглощается им; вторая стадия единения, когда мышление (чувства, воля память, воображение) прерывается и человек вступает в тонкоматериальный мир; третья стадия единения, характеризующаяся растворением человека в объекте концентрации, исчезновением чувства наслаждения и предельной ясностью сознания; четвертая стадия единения: остановка когнитивного (т. е. познавательного) процесса восприятия объекта созерцания и появление высших психологических способностей, а также осознание единства всего сущего во всем многообразии его проявлений; восприятие высшей цели своей системы верования как объективной реальности, когда индуист, например, познает Вселенский разум, буддист - иллюзорность объекта осознания-, иудаист - Единого Бога; переживание своей системы верования как объективной реальности; первое состояние просветления (качественно отличающееся от предыдущих), когда разум человека очищается от индивидуального содержания сознания; состояние полного просветления, характеризующееся непривязанностью к предыдущему состоянию просветления.



Содержание раздела