Эта последняя стадия особенна тем, что Божественное на: чало нисходит в индивидуальное сознание и утверждается в нем, составляя духовное единство между Божественным и индивидуальным. Это состояние является кульминацией непривязанности и смирения.
Человек вновь испытывает прилив положительных эмоций, безграничную любовь к человечеству и необычайное знание истинной природы явлений.
Мы выяснили, что механизм метаисторического познания, характеризуемый для Д. Андреева, в главных своих чертах идентичен переживаниям религиозных мистов. Отличие заключается лишь в том, что представителям ноументального мира Д. Андреев был необходим как человек, прошедший все стадии религиозно-духовного роста и, следовательно уже от части изменивший сознание, а как адепт, ПОТЕНЦИАЛЬНО готовый к переживанию сфер инобытия в силу художественно-поэтического дара.
Ибо дар этот свидетельствовал о гиперактивности правой гемисферы, способной в минуты творческого озарения подавлять деятельность гемисферы левой. Обладая подобной способностью, этот адепт, тем не менее являлся представителем левополушарного человечества, ибо сверхактивность правого полушария у него могла быть лишь временной, не закрепленной целенаправленным духовным ростом.
Доминирующей же являлась левая половина мозга. Человек подобного типа был необходим, дабы, получив видения высшего плана, мог облечить их в двумерную плоскость печатного слога, осмыслив в образах и терминах земного языка и, используя художественный дар,максимально насыщенно изложить полученный опыт для людей, в подавляющей массе своей подобного опыта не имеющих.
Столь подробный анализ трансперсональных переживаний религиозных мистиков приведен выше в силу непосредственного отношения их к теме настоящего исследования. Он необходим как для понимания метаисторических процессов, так и для усвоения принципов трансовой логики, которая сама отчасти базируется на некоторых мистических элементах.
Зная механизм действия полушарий мозга в период интеллектуально-логической и интеллектуально-мистической деятельности, мы теперь можем воспользоваться этим опытом для понимания некоторых исторических явлений. О Мистериях древности известно немного. Но и то немногое, что дошло до нас, позволяет составить представление об их предназначении. Известно, что существовали Малые Мистерии, представлявшие собой лишь народные культы и Великие Мистерии, которые предназначались для узкого круга образованных умов, способных подняться над средним уровнем.
Причем из этого узкого круга к обряду Посвящения допускались лишь люди благо-родные, чистые и мудрые.
Большая часть греческой философии имеет источник в Египетских Мистериях. Геродот говорил о Мистериях с огромным уважением.
Я храню глубокое молчание, - писал он, - об этих Мистериях, большинство которых мне известно.
Характерная черта: Посвящению должен был предшествовать особый образ жизни, приспособленный к приведению чувственности под власть духа. Для этого служили пост, уединение, очистительные обряды и известные душевные упражнения.
Все, к чему привязан человек в обыденной жизни, должно было потерять всякую цену. Весь ход его ощущений и чувств должен был стать иным.
Продолжая свое повествование, Р. Штейнер пишет. Невозможно сомневаться относительно смысла таких упражнений и испытаний.
Мудрость, которую предстояло ему получить, только тогда могла оказать должное действие на его душу, если он предварительно переработал мир своих ощущений. Обряды посвящения происходили ночью, обычно в гротах, лабиринтах или пирамидах.
Рассказывая об Орфических Мистериях, Э. Шюре приводит некоторые немаловажные для нас подробности. Он пишет о пещере, в таинственный мрак которой предстояло войти посвященному, о горящих кусках лаврового дерева, о благовониях, бросаемых в жертвенный огонь, о нише, в которую дол-жен был лечь адепт. Здесь же он приводит весьма показатель-ные слова сопровождающего ученика жреца: И не бойся ничего. Магический сон сомкнет твои веки; вначале ты будешь содрогаться и увидишь страшные вещи; но затем - чудный свет и неведомое блаженство овладеет всем твоим существом.
В обряде Посвящения ученики переживали состояние смерти и нового рождения.
Их сознание претерпевало мистическую тран-смутацию, достигая предела, где дух являет ему всякую жизнь как смерть, ьсли адепт не сходил с ума и не умирал, то новое солнце, новая-земля возникают перед ним. Пережив состояние смерти и возрождения, посвященные по-новому смотрели на жизнь и на смерть; только теперь считали они себя вправе говорить о бессмертии.
Не вдаваясь в детальный обзор приемов Посвящения, отметим, что все они укладываются в схему нейтрализации работы левого полушария мозга и активизации полушария правого.
Ночь, таинственный мрак углубление 6 скале - все это должно было вызвать хотя бы и хорошо скрываемый, но все же страх, по крайней мере, весьма неприятные чувства. А этот спектр переживаний как раз и находится в компетенции правой гемисферы мозга.
Сжигаемые куски лаврового дерева и благовония должны были придавать динамику этому состоянию воздействуя на сознание через обоняние и доводить до предела его чувственную обостренность В целом же все эти процедуры были направлены на довольно жесткую форму переориентации мышления, хотя болезненность этого процесса и была смягчена строгим отбором учеников. Таким образом, вероятность негативного исхода сводилась до минимума.
И все же процесс индивидуализации, протекавший во время магического сна посвящаемого, нас в себе ОГРОМНЫЙ потенциал разрушительной силы. Определяющей для судьбы иерофанта характер имели те стадии этого сна, которые характеризовались борьбой интеллекта и могучих древних пластов бессознательного, вытесненных из глубин правого полушария в сферу действия обыденного левополушарного сознания.
Пользуясь терминологией К. Юнга, это коллективное бессознательное должно было быть не устранено, а ассимилировано сознанием и волей человека. И вот этот-то процесс интеграции и являлся посвящением.
Раскрывая суть процесса, К. Юнг отмечает:... это процесс, посредством которого человек может создать из самого себя то определенное, уникальное существо, каким он себя чувствует в собственной глубине. Причем он не становится эгоцентричным в обычном смысле слова, но лишь осуществляет особенности своей природы, что совершенно отлично от эгоизма или индивидуализма, которые направлены на подчеркивание и проявление некоторых надуманных особенностей индивида за счет коллективных требований и обязательств перед обществом.