5. Мора (мор), Мара - богиня смерти (многие универсальные боги имели женскую и мужскую ипостаси - и это говорит об их древности: они прошли стадии матриархата и патриархата). Но кикимора - не смерть.
Если она злится и проказничает, например, беспокоит по ночам малышей, путает оставленную на ночь пряжу и т. д. - еще не значит, что кто-то умрет вследствие ее злых проделок (как мы понимаем и слово умора).
Кикимора - слабое, как бы кривозеркальное отражение лишь страха, смерти или даже просто страха.
6. Христианству удалось превратить в свою противополож ность и русалку - древнейший вид берегини, жившей в водах.
Изображалась она всегда с женским лицом и грудью, рыбьим туловищем и хвостом. Само слово берегиня произошло от понятия - оберегать, помогать странствующему, плывущему, терпящему бедствие добраться до берега.
Это делали у русов русалки. Однако в период критики и отрицания, демонизации русских богов постепенно внедрялась мысль, что русалки - утопленницы и умершие некрещенные дети.
Их стали бояться. Считалось, что они более всего опасны для детей в русальную неделю (19-24 июня), перед Иваном Купалой, особенно в четверг (Перунов день).
В русальную неделю пели русальные песни, вешали на деревья и кусты пряжу, нитки, полотенца - символическую одежду для русалок; то ли чтоб задобрить их, то ли чтоб пожалеть...
7. Восходил к берегиням древний Семаргл - священная крылатая собака, охраняющая семена и посевы. Семаргл - как бы олицетворение вооруженного (воинственного) добра. Позже Семаргла стали называть Переплутом.
Культ Переплута справлялся в русальную неделю.
А семена и посевы стали оберегать Ядрей и Обилуха. Русалки, вилы тоже к этому причастны, они приносили весть о дожде.
8. Берегинями также были птицы с женским лицом: сладкозвучная Сирин, возрождающая из пепла птица Феникс, Стратим - мать всем птицам, старейшая и большая. Жар-птица, девушки-лебеди (лебедушки), Ноготь-птица и т. д.
Мифически полуживотных-полулюдей еще называли химерическими или химерами. Назначение многих берегинь ныне утрачено.
Особенно много путаницы с химерическими существами. Распространено было, например, собачье имя Полкан, мно-нe думают, что в древности была такая крылатая собака (путая с Семарглом); в то время как Полкан (полконь) - буквально полуконь.
Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней (стада) богов солнца или богов-громовержцев.
Среди полуконей - русские Конек-горбунок, Сивка-бурка и т. д. По внешнему виду они вполовину или намного меньше героических коней Бога, они невзрачны, иногда даже уродливы (горб, длинные уши и т. д.). В метафорическом смысле они именно полукони-полулюди: понимают дела людей (богов и бесов), говорят человеческим языком, различают добро и зло, активны в утверждении добра (это осталось от берегинь).
9. Есть еще одно необыкновенное божество: Чур - божество границ, одно из древнейших божеств-берегинь. Произошло от шур.
Земля, в которой покоились предки (пращуры) какого-либо рода и которая переходила, наследуясь, из рода в род, считалась неприкосновенной. По поверьям многих племен, души тех, кто не уважает святости границ, передвигает межевые камни (столбы), хозяйничает на земле чужих предков, подвергаются проклятию, после смерти блуждают без пристанища.
Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (сочевник, сочельник) по 6 января (Велесов день).
Это время совпадает с сильными морозами (ср. Мора - смерть), вьюгами (ср.
Вий) и самыми неистовыми гульбищами духов и злых ведьм, которые скрадывают месяц и звезды. Все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым. Однако зимние святки - самый веселый разгул празднеств.
В эти дни ряженые ходили во дворам, пели колядки - песни, прославляющие Коляду, дающего всем блага.
Прославляли также благополучие дома и семьи (желали всего, что хозяину нравно), где колядовщики весело требовали гостинцев и подарков (вернее, отдарков за колядование), шутливо предрекая разорение скупым. Сами подарки - обрядовое печенье: баранки, коровки, козульки, пироги и караваи - символы плодородия.
Каравай, например, символизирует тучность коровы (кравы).
В ночи зимних святок проходили гадания на будущий урожай, на приплод, а больше всего - на брачные союзы. Способов гадания - бесчисленное множество.
Этот обычай идет от желания общения с древней богиней, которая представлялась в виде красивой девушки-пряхи, прядущей нить судьбы, нить жизни, - Сречи (Встречи) - с целью узнать свою судьбу. У разных племен синонимы суд, рок, доля, судьба, жребий, кош, приговор, решение, выбор имеют одно и то же значение.
Среча - ночная богиня. Никто не видел, как она прядет, поэтому гадания проходили ночью.
Чаще всего гадали на суженых. Предполагается, что обязанности богини судьбы у иных восточно-славянских племен выполняла Макошь, которая пок-оовительствовала домашним работам и, в том числе, прядению.
Ча прялке зачастую изображали свое представление о мироздании, зашифровывая его в символы и знаки.
Если во время зимних святок ночами проходили гадания, то днями - ладины - сговоры невест, а затем и свадьбы.
С летним солнцеворотом связан праздник Купало. День летнего солнцестояния - важнейший праздник.
В этот день солнце (Хоре, Коло) в нарядной колеснице из своего небесного чертога выезжает навстречу месяцу - своему супругу. День летнего солнцестояния - время наивысшего развития творческих сил природы.
В это время Ярило или другие божества мужского семени выполняли свою миссию, ибо брошенное в землю зерно проросло, дало всходы.
Поэтому Ярило, Купало (купа - куст, сноп растений, травы) могут и должны умереть до следующей весны.