Ругевит - верховный бог одного из племен.


В ночь на 24 июня был обычай не спать: караулить встречу месяца с солнцем, чтобы видеть, как солнце грае. Уходили на ритуальные холмы, называвшиеся по-разному, или на поляны у рек, жгли костры, пели, водили хороводы, ручейки.
Прыжки через костры были одновременно испытанием ловкости и судьбы: высокий прыжок символизировал удачу в замыслах. С шутками, притворными плачами и непристойными песнями сжигали соломенные куклы Ярилы, Купалы.
На рассвете все участвовавшие в празднике купались, чтоб снять с себя злые немощи и болезни.
В купальскую ночь, по преданиям, происходили всякие чудеса: цвели редкие загадочные травы - разрыв-трава, папоротник и т. д.; открывались невиданные клады. Нечисть - ведьмы и колдуны - тоже предавались всяческому разгулу, скрадывали звезды, месяц и проч.
Даждьбог - один из наиболее известных богов - наш дед, предок, пращур, прародитель. Это бог, дающий, податель земных благ, а также бог, охраняющий свой род.

Он дал человеку все главное (по космическим меркам): солнце, тепло, свет, движение (природы или календарное - смену дня и ночи, времен года, лет и т. д.).
Даждьбог был больше, чем бог солнца, он обозначал то, что мы называем весь белый свет. К тому же, как и все родовые боги, нес светлое, творческое мужское начало, небесное начало, в отличие от темного, женского, рождающего, земного.
Метафорически его называют огонь Сварожич. Сва-рог - бог неба (как космоса), значит, Даждьбог - огонь (свет) небесный.
Белбог - также хранитель и податель добра, удачи, справедливости, счастья, всех благ.
Древний ваятель сделал статую Белбога с куском железа в правой руке (отсюда - правосудие). Издревле известен был подобный (испытание железом) способ восстановления справедливости.
Подозреваемому в каком-либо проступке давали в правую руку раскаленный кусок железа, велев с ним пройти шагов десять; того, чья рука оставалась невредима, признавали правым.
Такие испытания, кажущиеся нам сейчас жестокими и бессмысленными, производились на Руси. Не случайно богу, вершившему правосудие, приносили кровавые жертвы, чтоб он не допустил страшной для человека кары: быть осужденным и, тем более, осужденным несправедливо.

Тяжела казнь, но еще тяжелее бремя позора.
Понятие клеймённый железом издревле было равнозначно клеймённый позором. Отсюда мы узнаем, что верховные боги несли еще одну функцию - Высшего Судьи, Совести, Ревнителя Справедливости, а также Бога Карающего, охраняющего народ от нравственного падения.
Праздники в честь Световида начинались по окончании жатвы, в августе. Приносили в дар богу собранные с полей, садов и огородов плоды.
Жрец наполнял рог Световида молодым вином, символизировавшим полноту урожая будущего года. В жертву Световиду приносили множество молодых животных, которых съедали тут же во время пира.
Световид, как и Даждьбог, обозначал то, что мы привыкли называть весь белый свет.
Ругевит - верховный бог одного из племен. Статуя Ругеви-та была сделана из огромного дуба, а храм представляли стены из красных ковров или красных тканей.

У Ругевита было семь лиц. На его поясе висели семь мечей с ножнами, а один меч он держал в правой руке.
Ругевит стоял на страже жизни своего племени.
Этих богов, которых разные племена считали своими предками, пращурами, покровителями и воинственными защитниками племени своего рода и народа, изображали с ярко выраженными мужскими атрибутами, воинственными, всевидящими небесными предками племени.
Во время празднований летних святок изготавливали из травы чучело Ярилы с ярко выраженными мужскими атрибутами и мужским фаллом. Корень слова яр связывался с мужской силой, мужским семенем, с рождением.
Чем-то близок всем этим богам Перун, громовержец. У Перуна была огромная свита из родственников и помощников: Гром, Молния (тетушка Маланьица; молнии и стрелы называли также перунами), Град, Дождь, русалки и водяные, ветры, которых четыре, как и четыре стороны света.


Отсюда день Перуна - четверг (ср. после дождичка в четверг, чистый четверг), иногда ветров семь, девять, двенадцать или просто много (древнерусское Перун есть многъ).


Перуну и другим богам, олицетворяющим силы природы, служат богатыри, волоты. Если они разгуляются, то с гор камни выворачивают, деревья валят, реки запруживают завалами. Таких героев разной силы в славянской мифологии множество: Горыня, Верни-гора, Валигора, Вертигор, Дубыня, Дубодер, Вер-тодуб, Вырвидуб, Елиня (ель), Лесиня (лес), Дугиня (дуги гнет), Бор, Верни-вода, Запри-вода, Поток-богатырь, Усыня, Медвед-ко, Соловей-разбойник (ураганный ветер), Сила-царевич, Иван Попялов (Пепел), Святогор, Вода и т. д.
Перуну посвящались леса и реки, которые считались священными, например, Буг, Волхов.
Связаны с Перуном и змеи. Значений и назначений у змей (как символов) было несколько.
В календаре есть два праздника, во время которых вспоминают змей (чаще это безобидные ужи). 25 марта - время, когда выгоняют скот и змеи выползают из-под земли, земля становится теплой, можно начинать сельскохозяйственные работы.

14 сентября - уход змей, сельскохозяйственный цикл в основном заканчивался.
Таким образом, эти животные как бы символизировали цикличность сельских полевых работ, были своеобразными природными климатическими часами. Считалось, что они также помогают вымаливать дождь (небесное молоко, гру-дие, падающее с неба), так как змеи любят не только тепло, но и влагу, отсюда в сказках змеи часто сосут молоко у коров (облаков).
Изображения змей - змейка - украшали древние сосуды с водой. Змеи из Перуновой свиты символизировали тучи небесные, грозовые, мощный разгул стихии.

Змеи эти многоглавые. Одну голову отсечешь - другая вырастет и пускает языки огненные (молнии).
Змей-Горыныч - сын горы небесной (тучи). Змеи эти похищают красавиц (луну, звезды и даже солнце).
Змей может быстро превращаться в юношу и девушку. Это связано с омолаживанием природы после дождя, после каждой зимы.
Змеи - хранители кладов несметных, трав целебных, живой и мертвой воды. Отсюда - змеи-врачи.
Змеи из свиты богов подземного царства - Вия, Смерти, Мары, Чернобога, Кащея и др. стерегут преисподнюю. Вариант змея - владетеля подземного царства - Ящер, реже - Рыба.
Ящер часто встречается в народных песнях архаических времен, иногда, утратив древний смысл символики, его называют Яша.
Немало племен, особенно в лесных регионах, верили в то, что предок их был могучий исполинский зверь. Например, медведь, олень, ящур-пращур и т. д. С такими представлениями связан культ Белеса.
Древние верили, что род ведется от бога, который показывается лишь в образе зверя, а потом снова уходит в небесные чертоги (созвездие Большая Медведица и т. д.).
Белес - один из древнейших богов. Вначале покровительствовал охотникам. Вследствие табу на обожествляемого зверя назывался волохатый, волосатый, волос, велес. Обозначал также духа убитого зверя, охотничьей добычи.

Умереть, престановиться - значит приставиться духом, душою к небесным предкам, душа которых улетает на небо, а тело остается в земле.
Существовал обычай оставлять на сжатом поле жменю колосьев Волосу на бородку, то есть считали, что предки, покоящиеся в земле, тоже помогают ее плодородию. Таким образом, культ скотьего бога Белеса связывали с предками, с урожаем, с благополучием рода.
Травы, цветы, кусты, деревья называли волосами земли.
С древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому скотий бог Велес был еще и бог богатства.
Корень воло и вло стал составной частью слова во-лодеть (владеть).
Культ Белеса восходит к культу Рода и Рожаниц. Поэтому вместе с Ярилой в праздник семик (4 июня), на масляничную неделю с 20 по 25 марта и с 25 декабря по 6 января на зимние святки отдавали дань сладострастным скотьим Богам Туру и Велесу, жертвуя им хороводами, пением, поцелуями через венок из свежих цветов и зелени, всякими любовными действиями.
С культом Белеса связано и понятие волхвы, так как корень этого слова также происходит от волохатый, волосатый. Волхвы при исполнении ритуальных танцев, заклинаний, обрядов в древности одевались в шкуру (длаку) медведя или другого животного.
Волхвы - своего рода ученые, мудрецы древности, знающие свою культуру, во всяком случае, лучше многих.
Большая часть названий богов, явлений и предметов, данных народов под наитием художественного творчества, основана на весьма смелых метафорах. Но те исходные нити, к которым они были прикреплены изначала, часто рвались, метафоры теряли свой поэтический смысл, принимались за простые, непереносимые выражения и в таком виде переходили от одного поколения к другому, переживая века, дробясь по местностям, кочуя с народами. Одни звуки заменялись другими.

Словам придавались новые значения.
Смысл древних речений становился все загадочнее и темнее, метафорический язык утрачивал свою общедоступность, ясность. Понадобилась помощь вещих и знающих свой язык и культуру людей, жрецов-истолкователей, У русов это были волхвы.
Весьма почитаемыми были женщины-богини, восходящие к древнему культу Рожаниц.
Наиболее древняя - богиня Триглава (Тригла). Она изображалась с тремя лицами, идолы ее стояли всегда под открытым небом - на горах, пригорках, у дорог.
Ее отождествляли с богиней Земли.



Содержание раздела