но прекращается, опять настает момент тишины, и опять та же, вначале неуловимая, как комариное жужжание и все растущая дробь барабана.
Прием этот повторяется с некоторыми вариациями несколько раз, сообразно вдохновению шамана; наконец, когда музыка, изменив темп, приобретает некоторую правильность, к ней присоединяются отрывочные, мрачно пропетые фразы песни:
1. Мощный бык земли... Конь степной!..
2. Я, мощный бык... реву!
3. Я заржал... конь степной!
4. Я всего выше поставленный человек!
5. Я всего больше одаренный человек!
6. Я человек, созданный мощным из мощных!
7. Степной конь, явись!.. Научи меня!..
8. Волшебный бык земли, явись!.. Заговори!..
9. Мощный бог, приказывай!..
10. Каждый, с кем вместе иду, пусть слушает ухом!
Пусть не следует сзади за мной, кому не скажу: иди!
11. Впереди, ближе дозволенного вам- не становись!
Пусть каждый смотрит зорко! Пусть слушает чутко!..
Берегитесь вы!
12. Смотрите хорошенько!
Будьте все такими... все в совокупности... все, сколько вас есть.
13. Ты с левой стороны, госпожа с посохом, если, может статься, ошибочно или не той дорогой направляюсь, прошу тебя: направь!
Распорядись!..
14. Ошибки и дорогу, госпожа мать моя, укажи!...
Вольным следом полети!..
Мою широкую путь-дорогу расчищай!
Или высекают над ним огонь огнивом, говоря: Срель! Срель!
Срель! Твоя часть берестяной кадки.
Огонь сверху упал!.
Когда дух-помощник снизошел на шамана, последний подымается и начинает сначала на коже подпрыгивать и топтаться, а затем движения его делаются быстрее, неистовее и он выплывает на середину избы. На огонь бросают поспешно лучину и разжигают дрова, яркий свет разливается по юрте, теперь полной шума и движения; шаман непрерывно пляшет, поет и барабанит: он бешено прыгает и кривляется, повернувшись лицом сначала на юг, затем на запад и восток; тем, которые удерживают его за продетые под мышками ремни, часто трудно справиться с ним.
Впрочем, на юге шаман танцует свободно: никто его не держит; наоборот, он часто отдает свой барабан, чтобы иметь возможность лучше танцевать. Темп и шаг танца похож немного на трепак, только быстрее его, голова шамана почти постоянно опущена, глаза полузакрыты; спутанные длинные волосы в беспорядке рассыпаны по потному лицу, рот судорожно искривлен, зубы оскалены и по губам текут слюни, нередко - пена.
Он кружится по избе взад и вперед, ударяя в барабан, ревущий и стонущий не менее дико, чем сам шаман; он потрясает своим звенящим одеянием и, кажется упивается все более и более поднятым им самим шумом и исступленным движением.
Волна его бешенства несколько раз слабеет и опять подымается, иногда совершенно даже затихает; тогда шаман, высоко подняв бубен и наигрывая на нем спокойный торжественный гимн, опять просит и заклинает небесных духов. Наконец, он узнал все, что ему нужно; он знает, кто причина несчастья или болезни, с которыми он борется, он заручился обещаниями и содействием всех, кого нужно; кружась и барабаня, с пением направляется он к больному; тут он с новыми заклинаниями изгоняет причину болезни, выпугивая или высасывая ее ртом из больного места и уносит обратно на середину избы, где опять после многих пререканий, проб и заклинаний выплевывает ее, выгоняет, выбрасывает вон пинками или сдувает прочь с ладони, далеко на небо или под землю.
Всякий шаман, как бы он далеко ни был, знает, где находится, на каком слохе и по какой дорога идет какой-либо шаманящий в это время шаман.
У плохих шаманов нет олохов.
Иногда проводы духа и жертвенной скотины на небо составляют особую церемонию, отдаленную от первой (т. е. обещания) несколькими месяцами времени, начало такое же, как всегда, но когда шаман, заручившись покровительством своего духа-покровителя пустился в дорогу, тогда корову вывели на двор и привязали к заранее приготовленному столбу, в сажень высотою и с вырезками наверху, долженствовавшему изображать обычный столб для коновязи; впереди этого столба были вбиты три, такой же приблизительно величины, гладких, обструганных шеста, на концы которых были насажены деревянные изображения птиц: первое сидело двухголовое крылатое чучело, затем такой же величины изваяние гагары или ворона и третье, поменьше, изображение кукушки. Птицы стоят довольно близко друг от друга, одна за другой рядом и обращены головами на юг; на той же линии впереди их расставлены на расстоянии метра друг от друга девять зеленых елок, очищенных от коры на высоту метра и больше; между елками натянута тонкая волосяная веревка, украшенная пучками белых конских волос; начиная от первой птицы, она подымается все более и более вверх и должна изображать дорогу, по которой вслед за птицами полетит на небо шаман, гоня перед собою жертвенную скотину.
В рощах, в укромных лесных уголках, куда уносят и оставляют разные ненужные, употреблявшиеся во время шаманства, предметы, кроме описанных выше птиц, столбов, елок, деревянных фигурок, волосяных, разукрашенных тряпками и кистьями волос, веревок, сети, находили также иногда род подставки, в сажень вышиною, с девятью маленькими деревянными бокальчиками на верхней поперечине, носящими явные следы недавно наполнявшей их крови, а также маленькие столы на высокой ножке с кусками мяса, жира, печенки. При некоторых церемонипод землю (если они находятся в палатке на берегу) или сквозь море (если это снежная хижина на морской льдине); по этой дороге шамана ведут беспрепятственно, он почти скользит, словно проваливаясь сквозь трубу, тэк пригнанную к его телу, что он может остановить движение, просто слегка надавив на ее стены; таким образом он может не падать стремительно вниз.
Эта труба остается открытой для него - все духи-помощники заботятся об этом до тех пор, пока он не вернется назад.
Когда шаман возвращается из своего путешествия, люди в палатке могут издалека слышать, что он идет по шуму от его прохода по трубе (которую его помощники держат открытой для него).
Большинство из тех, кто посвятил себя шаманской практике, совсем не считают Туннель тесным. Обычно он широк и обеспечивает достаточно пространства для прохода.
Иногда препятствия в Туннеле могут закрыть проход, но всегда можно найти трещину или дырку, через которую можно пройти. Если проявить достаточно терпения, обычно удается пройти через Туннель, не отказываясь от путешествия и не поворачивая назад.