Богатый клинический опыт врача, его умение анализировать и слушать больного, убедительная авторитетная логическая аргументация, знание педагогики и основных дидактических принципов, умение применить уже на предсуггестивном этапе эффективное лечение, резко повышающего веру пациента в успех основного лечения, умение корректировать эмоционально-1юлевои тонус пациента - все это необходимые предпосылки предсуггестивной подготовки.
В процессе ввода информации врач может умышленно пренебрегать теми или иными симптомами болезни, если пациент доминантно (зацикленно) преувеличивает их значение. Доминантные мысли - это мысли, владеющие пациентом длительное время, сильно его волнующие и обнаруживающие тенденцию к застреванию в сознании.
Эти мысли, благодаря своей эмоциональной насыщенности, долгое время преобладают над всеми другими. Это переоцениваемые (сверхценные) идеи, они не являются признаком психического расстройства, как бредовые идеи, результатов патологического мышления, и в то же время они наблюдаются чаще всего у людей с дисгармоничной, не-уровновешенной психикой, они могут оказывать сильное влияние на все поведение пациента. В некоторых случаях врач должен уметь потребовать жесточайшего беспрекословного подчи-
нения. Иногда для повышения качества предсуггестивной установки врач как бы соглашается с сильными доводами пациента, на которых тот сильно настаивает, но в итоге врач использует их в собственной логической цепочке (мы это называем святой обман).
Таким образом, сильное оружие пациента используется на благо его лечения, хотя научная сторона дела как бы страдает. Особенно к методу святого обмана приходится прибегать тогда, когда больному стали каким-то образом известны данные анализов, рентгенологического и электрофизиологического обследования, которые он толкует в резко негативном для себя плане.
Тогда врач, прибегая к указанному методу, истолковывает те же доводы пациента, но только в более положительном свете, как бы чуть-чуть искажая выводы, которые следуют из анализов или обследований. Автору приходилось часто снимать ятрогенные последствия слишком большой осведомленности пациента даже таким кощунственным методом, как дискредитацией авторитета или объективности приносимых пациентом документов, даже если они подписаны очень уважаемыми людьми.
Как говорится, чего не сделаешь ради больного...
Весь процесс информационной предсуггестии делится на три этапа:
I) диагностический - врач решает вопросы обследования и диагностики;
2) подготовительный - психика и физиология пациента готовятся к предстоящему воздействию;
3) кодирующий - пациент кодируется на определенный характер психофизиологической реакции во время предстоящего лечения.
В необходимых случаях врач обязан пригласить к себе близких родственников пациента и провести с ними необходимую разъяснительную и профилактическую работу. Пациент и его окружение должны хорошо понимать причины заболевания и его лечение, но одного понимания мало, они обязаны активно подключиться к лечебному процессу.
Сознательность и актив-'ность - важные условия правильного поведения пациента и его родственников, кстати, на этом настаивал в свое время и В. М. Бехтерев.
1, Речь СК-терапевта должна быть доступной, искренней, естественной, доброжелательной, но всегда слегка авторитарной. СК-терапевт должен уметь жестко, не мигая, смотреть прямо в глаза пациента, уметь доброжелательно касаться сверху его кистей, плеч, междуплечья, уметь улыбаться и, при необходимости, с юмором разрядить обстановку.
СК-терапевт должен быть всегда опрятен и хорошо выглядеть физически его осанке, речи, движениях должны чувствоваться внутренняя сила и пронизывающая ни на миг не ослабевающая постоянно контролирующая пациента жесткость, лаконичность и немногословность.
Кстати, некоторые наши ученики страдают 1многословй-ем и даже каким-то патологическим недержанием речи, почти словоблудием. Мы советуем им немедленно изменить свою манеру лечебного внушения, иначе это просто безграмотная, бессмысленная, базарная болтовня, а не лечебная беседа.
Некоторые наши ученики, наоборот, очень немногословны, сдержанны, инертны, безэмоциональны, слова из них не вытянешь - это тоже плохо, в этом случае необходимо развивать свои ораторские способности, побольше читать и танцевать.
Танцы это сильнейшее средство общего развития человека, а в НАШЕМ случае - они избавляют от скованности и делают поведение более естественным. А так как человек реагирует прежде всего на движение другого человека (на бессознательном уровне), то естественные движения врача могут уменьшить отрицательные последствия его немногословности.
Но если движения СК-тера-певта корявы и неестественны, то такой врач должен отказаться от своей профессии и перейти на другую работу.
В технике информационного воздействия на человека мы выделяем следующие этапы:
Поэтому вся современная медицина с ее богатейшим арсеналом средств сводится нами к исключительно информационному воздействию и в этом смысле медицина как и педагогика, религия и т. д. - это часть СК-терапии - фундаментальной науки о человеке, построенной по основным космическим (информационным) законам.
СК-терапия - единственная из наук, построившая свои основные законы по космическому, а не человеческому принципу. Многие годы СК-терапия будет пробивать себе дорогу в будущие информационные цивилизации, а пока мы не надеемся на полное понимание, поэтому откажемся от глубоких философских обобщений и перейдем к прозе жизни - лечебной процедуре.
Итак, вытекающий из диагноза целесообразный комплекс лечебных процедур, выполненный на фоне СК, - это и есть лечебное информационное программирование.
4. Постсуггестия - этот информационно-технический этап следует сразу после лечебной процедуры и решает две задачи:
1) подытоживает информационно-технический смысл выполненной лечебной процедуры и повторно закрепляет его на вербально-бессознательном уровне;
2) программирует психофизиологию пациента после его выхода из СК в строгом соответствии с тактикой и стратегией
лечения основного целенаправленного информационного СК- воздействия. В некоторых случаях постсуггестивное кодирование выполняется с отставным по времени психофизиологическим эффектом.
Практика показывает, что если закодировать человека на определенное поведение или физиологическую реакцию с ее автоматическим срабатыванием по кодовому сигналу через некоторое время после СК-воздействия, то в течение одного года код срабатывает почти с 90 % гарантией, но если реакцию пациента перенести на срок более года, то необходимо или повторное СК-кодирование, или вероятность срабатывания кода резко уменьшается.
5. Выход из СК - на этом этапе выполняется самостоятельное или с помощью СК-терапевта выведение пациента из СК.
6. Отдых - 10-минутный послелечебный отдых пациента. Отдых может выполняться в положении сидя, полулежа и лежа.
Для некоторых пациентов выполняется повторный ввод в СК и СК-отдых продлевается на несколько часов или несколько суток.
7. Заключительное кодирование - эта процедура предназначена для повышения скорости и глубины вхождения пациента в СК на следующем сеансе. Кроме того, программируется эмоциональная сфера пациента на здоровое мироощущение с положительными эмоциональными установками.
После окончания курса информационного лечения (СК-терапии) заключительное кодирование выполняется самостоятельно и решает задачу снятая с пациента эффекта привязанности к СК-терапевту и снятие повышенной внушаемости, возникшей у пациента в результате лечения.