Считается, что каждый человек в своем развитии, от рождения, проходит несколько последовательных фаз развития сознания: наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую (мыслительную). А вот когда идут СК-тренировки, то следует восстановить вначале способность у взрослого человека мыслить наглядно-образно, а затем научить его нагляднодейственному мышлению (как в древнерусских болевых единоборствах - мыслить мышцами), то есть движением в глубоком трансе. Кстати, в гипнозе тормозится способность обрабатывать информацию в левом полушарии и активизируется работа правого полушария - интуиция, воображение и т. д.
Необходимым условием для осуществления восприятия и познания среды является внимание. Так как отражение мозгом Реальности идет по схеме: ощущение - восприятие - представление - мышление, то вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на тех или иных предметах и явлениях среды (внешней или внутренней).
Управление вниманием человека - это уменьшение объема внимания у гипнотизируемого тем, что предлагают ему сосредоточить все внимание на каких-либо ощущениях, представлениях или внешнем (можно внутреннем) объекте (синяя лампочка, блестящий молоточек и т. п.), при этом от гипнотизируемого требуют, чтобы он старался устойчиво удерживать все свое внимание на предложенном объекте, ни в коем случае, ни на секунду, не отвлекаясь на что-то постороннее. Такая устойчивая концентрация внимания на любом объекте является сильнейшим гипногенным фактором и этот процесс сужения внимания, которое приводит к сужению сознания, называют иногда медитация. Медитативный транс, в этом случае, предшествует гипнозу, что проявляется в изменении режима работы сознания, от абстрактно-обобщенного отражения к конкретно-чувственному, при котором гипнотизируемый постепенно перестает оперировать образами и понятиями.
Наступает момент, когда гипнотик, благодаря конструкции внимания, осознает ясно и отчетливо только предложенный объект концентрации, а все остальное остается на периферии сознания и как бы вытесняется из сознания. Сознание гипнотика постепенно как бы растворяется в объекте концентрации внимания и гипнотик постепенно теряет способность произвольного мышления.
Создается ситуация, когда нет никакого желания о чем-то думать, сознание пустеет, нет никаких мыслей... Улиц, с развитым воображением, мо-гут появиться на мысленном экране какие-то автоматически сменяющиеся картины, внутреннее кино и т. д. Постепенно развивается сонливость, которая наконец становится непреодолимой и суженное сознание гипнотика засыпает.
Если врач продолжает углублять гипноз, внушая сон, то его команды хорошо воспринимаются гипнотиком и сон наступает еще быстрее.
Практика показывает, что многие пациенты не могут устойчиво удерживать свое внимание на одном объекте, все время мысленно отвлекаются. Это сильно мешает наступлению гипноза и аутогипноза.
Поэтому в древности, да и сейчас, практикуют хорошее предварительное упражнение, которое можно давать пациенту как домашнее задание.
А те, кто занимается самогипнозом, выполняют его сами. Упражнение заключается в том, чтобы сесть или стать рано, зафиксировать внимание и взгляд на реальной (нарисованной) точке метрах в 3-5 от глаз и внимательно смотреть на нее 5-15 минут, не мигая, не шевелясь и ни о чем не думая, по 5-7 раз в день.
Тренироваться надо до тех пор, пока не научитесь 15 минут смотреть не мигая и не отвлекаясь в мыслях от точки, пока не научитесь удерживать пустотность сознания (полное отсутствие любых мыслей) сколь угодно долго, но не менее 10 минут.
Это упражнение значительно повышает ваши способности входить в гипноз, в обоих случаях, как под управлением врача, так и для самогипноза. В науке СК это умение очень важно, так как помогает искусству устойчивого произвольного управления доминантой (возбуждением или торможением определенного участка коры) по любому органу чувств.
Приведу пример из практики моего отца. Расскажу о случае, имевшим место в 1989 году, в Киевском Доме офицеров, где отец проводил массовый гипнотический сеанс, на котором присутствовало около 1100 человек.
Билеты на сеансы отца всегда стоили от двух до шести месячных зарплат, но где бы отец не выступал, залы были забиты, хотя, подчеркиваю, билеты были самые дорогие в мире. В чем секрет?
А дело в непостижимо высоком, стопроцентном воздействии на всех зрителей.
Ни один человек не оставался вне игры. С разрешения отца, я расскажу о его главном эстрадном секрете, дающем столь высокий результат.
Эстрадная техника отца построена как раз на искусстве управления вниманием людей. Опытные гипнотизеры давно заметили, что волевой процесс у человека возникает только в одном случае - если в его деятельности возникает возможность и необходимость выбора вариантов поведения.
Только если есть выбор, включается сознание и воля. Но достаточно убрать из поведенческой ситуации возможность выбора и любой человек мгновенно оказывается в управляемом состоянии, так как при отсутствии необходимости выбора нет и материальной базы для возникновения волевого акта, а значит процесс идет в полуосознаваемом режиме работы мозга, почти на_автоматизме, то есть в трансе.
Вот в этот момент, если включить в ситуацию гипногенные команды гипнотизера, то они срабатывают значительно эффективней. Еще раз объясняю... Если искусственно создать человеку ситуацию, в которой ему не надо думать, то есть его поведение однозначно регламентируется, то он автоматически окажется в суженном состоянии сознания, которое при применении гипнотической психотехники мгновенно переходит в качественный транс. С учетом вышесказанного, отец придумал следующую технику.
Он предлагает всем зрителям, без исключения, принять участие в игре, где есть одно правило - надо очень быстро и строго обязательно, делать то, что просит отец.
А те зрители, которые не желают принять участие в предложенной игре, должны покинуть зал на время игры, а затем вернуться, когда их пригласят после первого отделения концерта, так как все первое отделение будет игра. Так как народ, во всем мире не хочет покидать зал, во-первых, хлопотно и лень, а во-вторых, все-таки сознательно куплены очень дорогие билеты на оба отделения концерта, то никто зал не покидает.
Это уже маленькая техническая победа гипнотизера - хочешь, не хочешь, а надо подчиниться! раз уж согласился играть и делать, что скажут, молча, быстро и не рассуждая.
Игра, кстати, уже давно началась... Вторым техническим трансгенным приемом идет просьба убрать с рук все, что мешает и сесть ровно, положив обе руки на бедра, а взгляд и внимание полностью сосредоточив на гипнотизере.
Гипнотизер садится в позу зрителя на стул, таким образом, чтобы его хорошо было видно и было видно все, что он делает. А делает гипнотизер все то же самое, что предлагает делать зрителям, по принципу делай как я. Таким образом, задействуется как слуховой, так и зрительный подражательный! канал воздействия.
В этот момент включается звук тронувшегося поезда.
Гипнотизер говорит: Мы находимся в поезде! Все хорошо слышат движение поезда!
Мы чувствуем легкое покачивание из стороны в сторону всего вагона!
Обратите внимание, мы все лучше чувствуем, что нас покачивает в стороны! Мы, действительно, в поезде!
Внимание! Вы хорошо слышите мой голос и полностью мне подчиняетесь!
Мы продолжаем нашу игру... (Фонограмма движущегося поезда выключается). Удерживайте внимание на моем голосе! Полное внимание на моем голосе и моих движениях, которые вы должны точно копировать.
Будьте внимательны! Спокойно открывайте глаза и внимательно следите за моей жестикуляцией!
В этот момент гипнотизер делает ярко выраженные движения руками и туловищем в сторону, как бы увлекая зрителей за собой в эту сторону, и сопровождает внушение наклона словами и жестикуляцией. И зрители увлекаются...
Затем в другую - и опять весь зал наклоняется в сторону...
Затем гипнотизер просит зрителей повернуться боком к сцене и сблизившись (по рядам), положить руки сзади на плечи впереди стоящего. Затем внушается, что зрителей тянет вперед и они наклоняются вперед, затем назад...
Упражнение всегда удается, так как в каждом ряду, в каждой цепи есть люди внушаемые, и их реакция увлекает и всех остальных, тем самым повышая их внушаемость и последующую управляемость ими. Затем наклоны туловища влево, вправо...
С этого момента весь зал, все зрители, хорошо воспринимают последующее внушение, так как все они, все до одного, находятся в состоянии управняемого суженного сознания с концентрацией внимания на голосе и движениях гипнотизера. Затем гипнотизер внушает зрителям сесть, затем поднять правую руку, затем левую, опустить обе руки, закрыть глаза.
Далее идет техника углубления транса, включается музыка и начинается лечебный сеанс...