Таким образом, мы видим, что неожиданное грубое предложение гипнотизера покинуть зал не желающим играть, как бы подавляет личность, ломает людей. Поэтому эту гипнотическую технику, построенную на страхе и подавлении рефлекса свободы, отец перестал использовать из-за ее этической неприемлемости, хотя она и была очень эффективна.
Затем отец вообще отказался от применения гипноза на сцене и перешел только на СК.
В вышеприведенной технике управления вниманием и суждения сознания, важно все время удерживать внимание зрителя на конкретных ощущениях, ни на секунду не давая им время на анализ происходящего. Все идет быстро, весело, с юмо-ром7~авторитетно, целенаправленно.
Зрителям игра должна нравиться... Всего не расскажешь, это надо видеть, но главное, я думаю, вы поняли, что гипноза как бы нет, идет игра, игра и зрители и не замечают, что ими уже давно управляют... и. Рассказав о методах сужения сознания управлением вниманием, следует отметить и другие важные гипногенные факторы, суживающие сознание - это страх, испуг, аффект, неожиданный сигнал-раздражитель по любому органу чувств, боль, удивление, внезапность, смех, плач, неопределенность ситуации, суггестивное внушение прямое или косвенное, утомление, зевота, ритмичный негромкий приятный звук (дождя, волны, музыки и др.),' обездвиженность, сильное эмоциональное возбуждение, экстаз, мышечное расслабление, монотонная работа, яркая вспышка света, сложная или незнакомая обстановка, необходимость подражать лидеру, запредельная ответственность, психологические установки гипнотика, кашель, чихание, туалет, еда, питье, любовь, стрессовая ситуация и др.
Искусству гетеро- и аутогипноза В. М. Кандыба обучает в С.-Петербурге, ежемесячно, по адресу: ул. М. Морская, д. 9, к. 34.
Телефон для справок (812) 219-11-98. Обучение профессии гипнотизера В. М. Кандыба проводит как коллективно (на курсах), так и индивидуально.
На курсах изучается применение гипноза в медицине, в педагогике, в спорте и на производстве, а также, отдельно, преподается гипноз в общении.
Итак, продолжим рассказ о медицинском гипнозе и приведем современные методы гипнотизации, применяемые врачами.
Все методы гипнотизации делят на три группы, в зависимости от того на какой анализатор идет преимущественное воздействие - зрительный, слуховой или кожный, с Погружению в гипноз способствует все то, что приводит к наступлению естественного сна, поэтому техника гипноза, как сна искусственного, и сводится к искусственному вызыванию полудремотного состояния. Поэтому при гипнотизации человека укладывают в удобное для сна положение на кушетку или в кресло и подробно рассказывают о гипнозе, как состоянии, похожем на дремоту и обычный сон.
Пациенту объясняют, что он должен будет расслабиться, успокоиться и отдыхать, что не следует беспокоиться ни о чем, так как гипноз не вреден, более того, очень полезен для здоровья.
Пациенту объясняют, что он будет ощущать сонливость и что он через дремоту будет хорошо слышать голос врача, а с каждым последующим сеансом будет погружаться быстрее и глубже, - таково основное свойство гипноза. А так как более глубокий гипноз вызывает более глубокие физиологические изменения, то пациент будет с каждым сеансом чувствовать себя все лучше и лучше. А теперь приведем подробную технику:
I. Методы воздействия на зрительный анализатор.
Гипнотизируемый располагается в горизонтальном положении на кушетке или сидя в кресле. Гипнотизер садится рядом и держит перед его глазами, примерно на расстоянии 10 см, какой-либо блестящий предмет.
В мире животных случаи гипноза при воздействии на зрительный анализатор наблюдаются и вне всякого эксперимента. Известны случаи обездвиживания, оцепенения зайцев или других животных, перебегающих через дорогу и ослепляемых фарами автомобилей, движущихся по шоссе.
Так, например, при фиксации сильного света на паутине пауки впадают в состояние, напоминающее каталепсию.
В литературе описано много приемов воздействия на зрительный анализатор.
Прием Брэйда: гипнотизируемый продолжительное время
сосредоточивает взгляд на блестящем предмете (металлический шарик на палочке, неврологический молоточек, ключ и т. п.).
Веки тяжелеют все больше. Все темнее становится вокруг вас.
Веки тяжелые, тяжелые, словно наливаются свинцом.
Ваши веки слипаются, в голове легкий туман. Он все нарастает, все усиливается.
Вас охватывает сонливость.
Веки смыкаются. Вы забываетесь, забываетесь приятной дремотой.
Засыпаете, засыпаете. Спите!
Обычно, если гипнотизируемый достаточно внушаем, потребуется немногим больше времени для усыпления, чем для прочтения этого текста. Если веки не сомкнутся к концу произнесения этого текста, то формулу внушения повторить.
Используя этот метод, блестящий предмет вначале держат чуть выше переносицы гипнотизируемого, постепенно к концу внушения блестящий предмет медленно опускают так, чтобы взор гипнотизируемого, следя за фиксируемой точкой, поник бы невольно вниз. Это вызовет чувство тяжести в веках и будет подкреплять внушение об отяжелении век.
После того, как гипнотизируемый закроет глаза, нужно некоторое время еще внушать ему чувство нарастающей сонливости.
Некоторые пациенты с большим трудом поддаются действию взгляда, и в таком случае нельзя рассчитывать на успех. Если провести половую дифференциацию, то можно сказать, что мужчины лучше поддаются воздействию на зрительный анализатор, женщины - на слуховой.
Эти наблюдения можно сравнить со следующим высказыванием: мужчины любят глазами, а женщины ушами.
Многие субъекты вообще не переносят пристального взгляда. Это вызывает у них состояние возбуждения или подавленности. Другие лица плохо сосредоточиваются на предметах, непрерывно наблюдают за собой, контролируют себя.
При таких особенностях успех может быть достигнут, если применять примерно следующие формулы внушения: Сейчас я проверяю вашу внимательность и то, как вы умеете сосредоточиваться. Для этого вы должны с полной готовностью согласиться со всем тем, что я буду говорить.
Перед этим отрегулируйте ритм своего дыхания. Сделайте его плавным и неторопливым.
Неторопливое дыхание успокаивает нервную систему. Дышите спокойно и равномерно. Слушайте меня, слушайте внимательно.
Пристально смотрите на блестящий шарик (блестящий предмет). Контролируйте свое внимание на одной точке.
Вы скоро почувствуете усталость век, вы не в состоянии держать глаза открытыми.
Постепенно ваши глаза начнут утомляться, веки будут тяжелеть. Вы пристально смотрите на блестящий шарик, пристально смотрите в одну точку.
Глаза постепенно все более и более утомляются, все тяжелеют и тяжелеют веки. Зрение ослабевает, становится расплывчатым и неясным, а веки непреодолимо тяжелеют, они уже несколько опускаются.
Опускаются все больше и больше.
В это время блестящий предмет опускают все ниже и ниже, это подкрепляется внушением: Глаза закрываются все больше и больше. Веки делаются все тяжелее и тяжелее. Вы становитесь усталым, вялым, сонливым.
Веки тяжелеют все больше.
У вас чувство усталости во всем теле. Усталость все усиливается, ваши веки тяжелеют. Ваши глаза устают, они слезятся, начинают мигать.
Веки уже тяжелеют, мигают. Вы уже не в силах удержать глаза открытыми, веки опускаются.
Теперь я кладу вам руку на лоб.
При этих словах медленно кладете свою руку на лоб гипнотизируемого: Вы чувствуете, как это успокаивает, как приятно утомляет. Веки отяжелели, словно налились свинцом. Ваши веки слипаются.
Вы не можете держать глаза открытыми, вы находитесь в состоянии полного глубокого покоя, вы дышите совершенно спокойно, глубоко и ровно.
Глаза все больше и больше смыкаются, все больше и больше. Теперь закрываются совсем.
Веки смыкаются.
Веки плотно смыкаются, вы не в силах их поднять.
При этом мягко, совершенно незаметно касаются пальцами век. Если глаза не закрываются, предлагают пациенту их закрыть и продолжают: Глаза закрыты, усталость и сонливость явнее, ощутимее и сильнее.
Веки плотно сомкнуты, и у вас нет желания открыть глаза. Чем больше тяжелеют веки, тем больше вас будет охватывать приятное состояние, приятная усталость.
Все тише в голове, во всем теле. Дыхание становится медленным, неторопливым.
Когда я провожу рукой по лбу, вы чувствуете, как усталость возрастает, как все тело делается тяжелым.