ОТБОР И АНАЛИЗ
Читатель не поглощает материал пассивно, как контейнер или губка. Это звучит банально, но вплоть до последнего времени авторитарные методы обучения, построенные на принципе кувшина и бутылки, господствовали в школе и за ее пределами, а традиция умирает медленно. Уважающий себя, независимый человек подвергает свой ум грубому и унизительному обращению, как только он становится читателем, и такое обращение потрясло бы его, если бы он только подозревал, что делает.
Ум, помимо всего прочего, это - вселенная со сложными взаимоотношениями между ее многочисленными элементами. Понимание - это способность видеть отношения, стоящие внимания. Ум - это не собрание отдельных предметов, что-то вроде пуговиц в коробке.
Читатель соотносит то, что он читает, с тем, что он уже знает. В работе ума и пищеварительной системы много сходства. Подходящей пищей для ума являются отношения между предметами, которые выражены в структурах мысли (их можно условно назвать "схемами").
Схематические представления о мире позволяют его осмыслить, поэтому схемы удобоваримы. Отдельные детали, не укладывающиеся в схемы, с трудом поддаются перевариванию, и их следует долго пережевывать. По этой причине применяются мнемонические приемы, которые подменяют схемы.
В нашей повседневной деятельности мы игнорируем большинство впечатлений, которые атакуют наши органы чувств. Мы воспринимаем мир выборочно. Читатель создает в своем уме схемы, выбирая то, что относится к сути дела.
Цель чтения состоит в том, чтобы создать способ для переваривания схем.
Умственная система, как и физическая, может переварить за один раз определенное количество материала, но не более того. Сложные идеи заставляют ум совершать больше работы, чем простые идеи, а так как умственная система усвоения ограничена, то она требует более медленного чтения. Отдельные детали, которые не укладываются в схему, но читатель вынужден запоминать, также требуют медленного чтения.
С другой стороны, если читатель-знаком с предметом, он может читать довольно быстро, даже если в тексте много сложной информации и много различных подробностей, так как он может сопоставить прочитываемый материал со своими умственными схемами. В этом случае он может достичь цели, выполнив меньший объем работы. Когда читатели начинают экспериментировать со скоростями, они могут прочитать текст слишком быстро или слишком медленно, и при этом не понять смысл прочитанного. При чтении со слишком большой скоростью ум выполняет слишком большую работу за слишком короткое время.
Слишком медленное чтение создает чрезмерное давление на ум, снабжая его слишком обильной пищей из малонужных подробностей и мелких мыслей, и даже отдельных слов. Поэтому сравнительно продолжительное время чтения оказывается недостаточно продолжительным, чтобы выбрать и привести в порядок все то, что оказалось за пределами умственных схем читателя.
Часто читатели обнаруживают, что, когда они дошли до конца отрывка, уже забыли его начало. Более ранняя информация оказалась вытолкнутой из сознания новыми сведениями. Это произошло потому, что ранняя информация не успела усвоиться в достаточной степени за время чтения, а ум уже перешел к решению новых задач, в то
время как полупереваренная информация, не имеющая в сознании опор в виде схем, быстро забывается. Представление о чтении как процессе усвоения покоится на двух принципах.
Читатель должен усваивать, или обучаться, через понимание, а не запоминание. Обучение через запоминание пригодно лишь, когда мы имеем дело с несвязанными предметами, которые при чтении общеупотребительной литературы встречаются крайне редко. Суть запоминания состоит в повторении, но даже самое медленное чтение недостаточно для этого; более того, если и возможно запомнить текст наизусть, это не обязательно приведет к тому, что читатель поймет его.
Обучение через понимание требует отбора материала и его анализа; при запоминании весь материал поглощается без разбора с помощью многократного повторения.
Так как существует предел количеству информации, которая может быть усвоена в определенное количество времени, то читатель должен постоянно менять скорость чтения. Когда смысл понять трудно, он должен читать медленнее; когда смысл понятен, ему требуется меньше времени и он может читать быстрее.
Правильно распределяя свое время и усилия, читатель сберегает время и увеличивает свою продуктивность.
Авторы книги исходят из того, что чтение - это прежде всего процесс усвоения, и под этим углом зрения они рассматривают те навыки, которые хотят привить своим читателям.
ЗАМЕЧАНИЕ О ДАЙДЖЕСТАХ
Часто читатели задают такой вопрос: "А почему писатели не пишут так, чтобы было удобнее читать?" Наше предыдущее наблюдение о том, что читатель должен совершить в уме переваривание прочитанного, нельзя рассматривать как проповедь в пользу литературных адаптации, всевозможных дайджестов. Если есть необходимость в кратком изложении, то его следует сделать для вполне определенной цели; адаптированное изложение, или дайджест - это часто неравномерное сокращение, сделанное посредником произведения, написанного совершенно для другой цели.
Студенты, которые прошли тесты на чтении дайджестов, как правило, не удерживали информацию в памяти столь долго, как те, кто читал произведение в несокращенном оригинальном варианте. Страдал и их уровень понимания: у некоторых было лишь поверхностное представление о прочитанном, как будто они просто посмотрели на текст.
Автор должен дать читателю время для того, чтобы тот мог усвоить написанное. Если в тексте нет пояснений и примеров, нет конструктивного повторения, то материал останется не усвоенным. Поэтому мы не хотим сказать, что отдельные подробности, которые оставляет без внимания продуктивный читатель, излишни в тексте. Эти подробности присутствуют в тексте, потому что они вносят свой вклад
понимание материала, вызывают- интерес у читателя, стимулируют его воображение и дают читателю возможность использоваZь свои знания. Кроме того, они придают написанному колорит и тональность, которые часто наилучшим образом раскрывают намерение и цель автора. Мы лишь стараемся доказать, что читатель не должен тратить НЕПРОПОРЦИОНАЛЬНО много времени на предметы, которые он может легко усвоить.
Так как существует предел того, что он может усвоить в течение определенного времени, читатель должен менять скорость чтения соответственно природе текста. Гибкость предполагает активность. Материал, который подвергнут адаптированию и превращен в дайджесты, не открывает возможности для активности, а поэтому не представляет собой хорошую пищу для ума.