В ходе обсуждения вопроса о том, как сделать чтение быстрым и продуктивным, много было сказано относительно глаз. Было создано немало хитроумных способов, чтобы натренировать глаза таким образом, чтобы обеспечить более продуктивное чтение. Однако есть немало убедительных свидетельств в пользу того, что "хорошие или "плохие движения глаз не порождают определенные привычки чтения, а являются следствием хорошего или плохого чтения.
ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ
Глаз не двигается постоянно по линии текста, потому что такое движение приведет к тому, что изображение окажется вне фокуса. Глаз может видеть, когда пребывает в неподвижном состоянии, потому что, когда он движется, то совершает это с огромной скоростью, которая не меняется и не поддается контролю. Наш субъективный опыт убеждает нас в противном: нам кажется, что мы можем заставлять наши глаза двигаться так медленно или так быстро, как мы пожелаем, и это движение кажется протяженным. Если же вы осмотрите комнату, то поймете, что можете отчетливо видеть лишь в том случае, если глаза неподвижны, даже если вы очень медленно перемещаете свой взор: на самом деле глаз совершает большое количество быстрых движений или скачков, а вы наблюдаете в паузах между этими скачками.
Вы можете лишь менять число пауз в течение определенного периода времени.
То же самое можно сказать и по поводу чтения. Ваши глаза покрывают напечатанный текст в ходе серии скачков, и вы читаете в паузах между ними, делая меньше остановок, когда читаете быстро, и больше - если читаете медленно.
Вот как медленный читатель может прочесть линию печатного текста (движения его глаз обозначены стрелками, а остановки - точками):
А так можно изобразить движения глаз у быстрого читателя:
ПОЛЕ ЗРЕНИЯ
Слова читают по обе стороны остановки движения глаза в пределах поля зрения, когда глаза сохраняют неподвижность. Глаз разделяет линию текста на несколько фрагментов, словно делая серию фотоснимков. Глаз не читает текста, за него это делает мозг.
Глаз не способен выхватить из текста важные слова. Каким образом и почему глаз останавливается на месте, неясно. Порой он делает остановку на пустом пространстве между печатными словами.
Единственное, что очевидно: глаз выбирает точку обзора. Подобно фотоаппарату, глаз делает снимки печатных знаков; мозг интерпретирует их как непрерывное движение в контексте потока осмысленной информации.
"ВИДЕНИЕ" И ЧТЕНИЕ
Эксперименты показали, что, когда изображения слов появлялись на экране на одну сотую секунды, средний читатель, не имевший никакой специальной подготовки, мог увидеть четыре взаимосвязанных слова, в которых содержалось 24 буквы. Если бы дело сводилось только к этому "видению", то человек мог бы читать со скоростью 4 000 слов в минуту, хотя и это не предел, так как некий вундеркинд в США мог "видеть" 40 тысяч слов в минуту. Но когда слова, находящиеся в поле зрения, прочитываются, они должны быть обработаны мозгом, а эта процедура занимает примерно одну пятую секунды; кроме того, при чтении обозреваемые участки необходимо совмещать друг с другом по смыслу и по контексту. Поэтому на чтение уходит больше времени, чем на "видение" .
Самое замечательное в чтении состоит в том, что средняя продолжительность остановок приблизительно равна для всех взрослых читателей одной четвертой секунды, вне зависимости от того, медленно или быстро они читают, и от характера материала, является ли он трудным или легким. Вероятно, причина этого - время, необходимое для того, чтобы мозг обработал информацию. Хотя мы не можем утверждать наверняка. Но ясно одно: быстрые читатели тратят на каждую остановку примерно столько же времени, сколько и медленные читатели.
Поэтому медленное чтение связано с большим числом остановок, а быстрое - с меньшим числом. Таким образом, если мы проигнорируем время, которое расходуется на перемещение глаза от одной остановки до другой, то общее время чтения составит число остановок, умноженное на одну четвертую секунды на одну остановку.
На практике поле зрения по вертикали составляет от половины до двух третей расстояния по горизонтали. Поэтому читатель может охватить, по крайней мере, пять строк печатного текста одним взглядом. "Вертикальное чтение играет большую роль в чтении, и мы в дальнейшем вернемся к нему, когда будем разбирать проглядывания текста. На данном же этапе будем исходить из того, что поле зрения представляет собою плоский эллипс.
Разумеется, когда смысл написанного труден для понимания, быстрый читатель также делает больше остановок, снижает скорость, а поля его зрения все больше перекрещиваются.
"ХОРОШИЕ" И "ПЛОХИЕ" ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ
Специалисты фотографировали, анализировали и классифицировали движения глаз читателей. Мы прокомментируем лишь основные положения их выводов, в то же время отвергая их категорические рекомендации и запреты, которые зачастую сделаны в результате неверной интерпретации полученных свидетельств. Характерными чертами хороших читателей являются:
1. Меньшее число остановок.
2. Более ритмичные движения глаз.
Когда мы опрашивали учеников на наших курсах, то они заверяли нас в том, что никогда не обращали внимание на движение глаз, никогда не пытались "двигать" их "вперед" или "раскачивать , а добивались увеличения скорости, лишь стараясь как можно лучше понять содержание написанного.
Возвращения назад
Эксперименты показывают, что движения глаз назад и остановки в уже прочитанном тексте являются следствием трудностей в чтении, а не их причиной. Доктор прикладной психологии Э.С. Поултон, работающий в Совете исследований в медицине, показал, что, если читателя заставлять читать через небольшое отверстие, которое перемещается вдоль строки текста, его глаза возвращаются назад, даже если слова уже нельзя увидеть.
Бесполезно говорить читателю, чтобы он перестал возвращаться назад и “доверял глазам” ; избавиться от постоянных возвращений назад можно, лишь сосредоточив внимание на содержании, а не движениях глаз. Хорошие читатели порой глядят назад, потому что некоторые возвращения необходимы для внимательного и конструктивного чтения.
"Расширение поля зрения"
Разумеется, читатель должен стремиться к тому, чтобы охватить как можно более широко смысл написанного, а поэтому расширить свое поле зрения. Поле зрения среднего читателя поразительно. Как мы уже объясняли, он может "видеть" изолированный отрезок из трех или четырех слов за одну сотую секунды.
Однако он вряд ли сумеет ПРОЧИТАТЬ связный текст со скоростью два слова в одну четверть секунды. Это не означает, как воображают некоторые люди, что можно добиться увеличения скорости чтения у среднего читателя в пятьдесят раз, потому что мозг не успеет переработать слова. Из этого следует, что читатель использует только небольшую долю своей зрительной способности.
Методы тренировки часто нацелены на то, чтобы "расширить поле зрения" в смысле улучшения зрительной способности, то есть способности воспринимать изолированные отрезки слов. Все это осуществляется специальными техническими приемами: на экране появляются слова на долю секунды с помощью механического приспособления, читателя заставляют пробегать глазами по середине расширяющейся книзу пирамиде слов, чтобы заставить его расширить поле зрения. Но проблема не в том, как "увидеть" изолированный участок со словами: это может сделать любой человек без всякой подготовки. Проблема состоит в том, как соединить цепочку полей при чтении, как понять цельное значение смысла прочитанного.
Свидетельство, которое приведено недавним исследованием Д. Гарри Мак Лафлина из Лондонского университета, показывает, что упражнения по расширению поля зрения не оказали никакого воздействия на скорость чтения и уровень понимания прочитанного.
Мы обратили главное внимание на понимание. Наши глаза не нуждаются в тренировке; на самом деле их нельзя научить читать лучше. Но вы не можете читать без глаз, и продуктивность чтения зависит от того, что вы видите напечатанные строки.
Нам потребуется еще раз вернуться к процессу видения в следующей главе, посвященной проглядыванию текста.
ЗАМЕЧАНИЕ О "ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ" ПАМЯТИ
Ум - это не фотографическая пластинка; читатель не может сфотографировать страницу текста, даже если он написан на его родном языке. Однако некоторые читатели могут УВИДЕТЬ этот текст перед собой поразительным образом. Но как мы объясняли, когда речь шла об озвучании и внутренней речи, важна не природа и степень образного мышления читателя, а то, как он осваивает информацию: путем понимания или путем запоминания.
Если читатель, обладающий способностью к воспроизведению зрительных образов в уме, пытается запомнить текст, то у него возникают все проблемы непродуктивного читателя (например, его зрительные образы могут лишь усилить внимание к тривиальному); другая проблема состоит в том, что внутренние зрительные образы известны своей неточностью. Если человек читает, пытаясь обнаружить смысл за словами, он может вообразить, что перед его глазами стоит фотография страницы печатного текста, но на самом деле то, что он вспоминает, это - лишь его субъективная интерпретация содержания. В то же время, пока читатель не старается запомнить наизусть точные слова, нет оснований не пользоваться внутренними образами.
Многие читатели воображают, что, если бы у них была "фотографическая" память в буквальном смысле этого слова, их проблемы были бы решены. Это лишь показывает, как легко считать, что ум - это нечто пассивное, и забывать о том, что ум прежде всего осуществляет отбор и интерпретацию.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
СТРАТЕГИЯ ЧТЕНИ Я
ВВЕДЕНИЕ
КАК ВОСПРИНИМАТЬ ЦЕЛОСТНУЮ МЫСЛ Ь
Технические проблемы чтения - это часть более сложной технической проблемы связи между автором и читателем. Как мы видели, автору приходится выражать свою целостную мысль в линейной последовательности слов; читатель должен воссоздать целостную мысль из линии печатного текста. Чтобы воссоздать целостность мысли автора, читатель должен разглядеть общий вид слов.
Без умения разглядеть общий вид слов не может быть выработана стратегия чтения. Главная цель второй части состоит в том, чтобы научиться воспринимать общий вид слов: БЕГЛОЕ ЧТЕНИЕ (глава 7); ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА (глава 8). Идеи никогда не бывают нейтральными; поэтому мы назвали главу 9 "ВЗГЛЯДЫ ЧИТАТЕЛЯ И ЧТЕНИЕ".
Способность удержать в сознании информацию и воспроизвести ее зависит от того, каким образом она усвоена; ПАМЯТЬ является предметом главы 10; в этой главе дается общая оценка чтения как процесса усвоения. Применение этих навыков изложено в заключительной главе "ЧТЕНИЕ КНИГ".