42. (3) При Самьяма о связи тела и Акаша, а потом представлении себя легким, как волокно хлопка, можно свободно перемещаться в пространстве.
43. (3) Совершение Самьямы над реальными видоизменениями окружающего дает великую бестелесность, разрушающие преграды просветлению.
44. (3) При совершении Самьямы над элементами, сперва над главными, затем постоянными, тонкими, всепроникающими и уже затем осуществившимися, приобретается власть над ними.
45. (3) Это приносит утонченность, совершенство тела, нерушимость его свойств.
46. (3) Красота, сила, цвет кожи и стойкость определяют совершенство тела.
47. (3) Мастерство управления органами чувств приходит при Самьяме о силе знания и проницательности, о самосознании и дает их усиление.
48. (3) Отсюда приходит прояснение сознания, не обманываемого органами чувств, умение управлять природой.
Полная свобода
49. (3) К тому, кто понял соотношение интеллекта и чистого сознания, придет всеведение и всезнание.
50. (3) При отречении даже от этого придет высшее достижение, разрушающее любую несвободу.
51. (3) Не требуется полное отречение от всех удовольствий и искушений со стороны высших сил, чтобы не вернулось зло.
52. (3) Самьяма над мгновениями и их порядком дает проницательность.
53. (3) Из нее возможно получить знание о нераспознаваемом по роду, качествам и месту.
54. (3) Полученное в результате проникновения в суть знания называется Тарака, спасающее, оно обнимает все предметы, цели и средства.
55. (3) Полная свобода Кайавали достигается равной чистотой интеллекта и чистого сознания.
к началу
Глава четвертая
ОСВОБОЖДЕНИЕ
1. (4) Силы Сиддхи или даются от рождения, или приобретаются лекарствами, воздержанием и Самадхи.
2. (4) Переходы из одного вида в другой совершаются через восполнение природой.
3. (4) Никакое действие не является причиной изменений природы, оно только устраняет препятствия на пути естественного развития подобно садовнику который сам не делает плоды, а поливает корни, предоставляя остальное природе.
4. (4) Интеллект же появился из чувства исключительности.
5. (4) И хотя разные сознания отличаются друг от друга, в основе их лежит одно-единственное сознание.
6. (4) Которое родилось из-за принятия внешних впечатлений.
7. (4) Дела не белы и не черны для Йога, это для других они трояки белы, черны и смешаны.
8. (4) Из них и получаются те чувства и впечатления, условия для которых были наиболее подходящи.
9. (4) Все, даже разделенные по виду, месту и времени желания взаимосвязаны, ибо их связывает единая память и впечатления.
10. (4) У них нет начала, поскольку вечна жажда счастья.
11. (4) Так как желания связаны с причиною, следствием, основанием и предметами, то при их отсутствии нет и желания как такового.
12. (4) Прошлое и будущее существует в своей собственной природе, качества же имеют разные пути.
13. (4) Принадлежа к природе Гун, они бывают выражены или едва намечены.
14. (4) Единство видоизменений приводит мыслей.
15. (4) При тождественности условий желания различаются в зависимости от уровня интеллекта.
16. (4) Вещи узнаются или не узнаются в зависимости от окраски интеллектом.
17. (4) Мысли могут быть различны, состояние же сознания заранее обусловленно.
18. (4) Функции сознания всегда известны, ибо они пронизаны единым духом.
19. (4) Сознание не самоосвещаемо, ибо оно тоже объект.
20. (4) А распознать сразу два предмета нельзя.
21. (4) Если же распознают другое сознание, то это будет бесконечный процесс из-за путаницы в памяти.
22. (4) Мысль становится сознательной, когда неизменный дух принимает форму.
23. (4) Сознание, окрашенное и созерцаемым и созерцающим, способно понять все.
24. (4) Сознание, будучи сложным, своим желанием действует не прямо, а для целой группы желаний.
25. (4) Для того, кто достиг мастерства в проницательности, смягчаются противоречия природы души.
26. (4) И тогда устремленное к распознанию сознание возвращается к прежней свободе.
27. (4) Препятствие к этому возникают из-за впечатлений.
28. (4) А способ разрушения следует из их качеств.
29. (4) Только достигший правильного знания через проницательность приходит к такому Самадхи, которое именуется "облаком добродетелей".
30. (4) И тогда следует прекращение трудов и страданий.
31. (4) При этом знание, лишенное покровов и грязи, становится бесконечным, а непознанное - малым.
32. (4) И тогда окончено течение превращений качеств Гун, ибо цель достигнута.
33. (4) Перемены, познаваемые в разные моменты, составляют единую цель.
34. (4) Устранение в обратном порядке качеств, лишенных для чистого сознания побуждений к действию, есть полная свобода, или сила знания в собственной природе.
ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
Перевод В.Данченко (1991)
Первая четверть: Совмещение
1. (1) А теперь будет изложена Йога.
2. (1) Йога - это прекращение видоизменений сознания.
3. (1) В это время зрящий принимает свойственную ему форму.
4. (1) В остальное время - формы видоизменений сознания.
* * *
5. (1) Видоизменения, связаны они со страданием или нет, делятся на пять разрядов:
6. (1) Правильное знание, заблуждение, вымысел, сон и воспоминание.
7. (1) Правильное знание - это непосредственное восприятие, умозаключение или сообщение другого лица.
8. (1) Заблуждение - это неправильное знание, не соответствующее форме предмета.
9. (1) Вымысел - это словесное знание, не соответствующее никакому предмету.
10. (1) Сон - это видоизменение сознания, вызванное отсутствием наличного содержания.
11. (1) Воспоминание - это восприятие незабытого предмета.
* * *
12. (1) Прекращаются они практикой и отрешением.
13. (1) Попытки утвердить прекращение называются практикой.
14. (1) Прочная основа создается лишь продолжительными, непрерывными и серьезными усилиями.
15. (1) Отсутствие тяги к видимым и возвещеннcм предметам, сознание неподвластности им называется отрешением.
16. (1) Высшее отрешение - это отсутствие тяги к Гунам, постижение Пуруши.
* * *
17. (1) Сознательное постижение следует за вычленением, выявлением, радостью и переживанием того, что "я есмь".
18. (1) Первоначальная практика состоит в устранении наличного содержания сознания; последующая - остаточных впечатлений.
19. (1) Заполнив сознание миром становления, освобождаются от тела и растворяются в Пракрити.
20. (1) Обратное требует веры, мужества, памятования, сосредоточенности и мудрости.