51. (3) Посредством самьямы над моментами времени и их последовательностью достигается мудрость, рожденная различением (вивекой).
52. (3) Вивека дает возможность познать различие между двумя сходными вещами, когда между ними нет различия в классе, признаке или положении.
53. (3) Таракам (интуиция), которая есть полное различающее знание, относящееся ко всем предметам и всем временам, не имеет последствий.
54. (3) Кайвалья (освобождение) достигается, когда есть равенство чистоты между Пурушей и саттвой (духом и умом).
к началу
IV. КАЙВАЛЬЯПАДА или ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ
1. (4) Сверхъестественные силы возникают от рождения, а также зельями, мантрами, подвижничеством и самадхи.
2. (4) Переход в другое жизненное состояние совершается потоком пракрити (природной созидательной силы).
3. (4) Созидательное начало (пракрити), не приходит в движение по случайной причине, но путем удаления препятствий, как в случае с землепашцем.
4. (4) Сотворенные умы возникают только из эгоизма.
5. (4) Там, где есть разница интересов, один ум управляет многими умами.
6. (4) Из них ум, рожденный медитацией (дхьяной), свободен от впечатлений.
7. (4) Карма йогина не является хорошей или плохой. Что касается других, существует три рода кармы.
8. (4) Из этих трех происходит развитие васан (склонностей и инстинктов), которые и вызывают появление результатов карм.
9. (4) Благодаря памяти и впечатлениям (санскарам), существует связь причины и следствия несмотря на разделение, обусловленное пространством, временем и родом.
10. (4) Они (санскары) не имеют начала, ибо желание жить - вечно.
11. (4) Удерживаемые вместе причиной и следствием, средой и предметом, они (васаны) исчезают с их исчезновением.
12. (4) Прошлое и будущее существует в сварупе (истинной природе), есть лишь разница в состоянии свойств.
13. (4) Они (состояния свойств), проявившиеся или нет, имеют природу качеств (гун).
14. (4) Вещи реальны вследствие единства внутри модификации (паринамы).
15. (4) Даже если внешний объект тот же самый, есть разница познания по отношению к объекту вследствие разницы в состоянии ума (читты).
16. (4) И если объект, зависящий от одного - единственного ума, не познан этим умом, будет ли он тогда существовать?
17. (4) Объект узнаётся или не узнаётся умом (читтой) в зависимости от того, окрашен ум этим объектом или нет.
18. (4) Изменения читты (сознания) всегда известны по причине неизменности ее владыки, Пуруши.
19. (4) Читта (сознание) не обладает собственным светом, как это может быть узнано (через посредство Пуруши).
20. (4) Для него (ума) невозможно быть одновременно и познающим, и познаваемым.
21. (4) В случае познания одного ума другим, нам придется допустить познание познания, и произойдёт смешение воспоминаний.
22. (4) Сознание познаёт свой высший ум (буддхи), когда он в той форме, которая не переходит с места на место.
23. (4) Ум, окрашенный познающим (Пурушей) и познаваемым, способен постигать все вещи.
24. (4) Несмотря на то, что ум испещрён бесчисленными впечатлениями (васанами), он действует для другого, ибо действует во взаимосвязи.
25. (4) У того, кто увидел различие, больше не вызывает сомнения природа Атмана.
26. (4) Тогда ум начинает различать и тяготеет к кайвалье (освобождению).
27. (4) В промежутках возникают мысли из санскар (ментальных впечатлений).
28. (4) Устранение санскар похоже на устранение причин несчастий (клеш), что описано выше.
29. (4) Для неинтересующегося даже высшим познанием в качестве награды за его различительное распознавание приходит самадхи, называемое "Облако Добродетели".
30. (4) Из этого следует свобода от карм и причин несчастий.
31. (4) Вследствие устранения всех неясностей то, что может быть познано (умом), есть лишь малая часть в сравнении с бесконечностью знания.
32. (4) Три гуны (качества) выполняют задачу, процесс изменения приходит к концу.
33. (4) Последовательность есть то, что соответствует моментам и делается постижимым в конце последней трансформации (гун).
34. (4) Кайвалья, абсолютная свобода, наступает тогда, когда качества, лишённые значения для Пуруши, становятся латентными, скрытыми, или сила сознания утверждается в своей собственной природе.
ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
Перевод А.Фалькова
Глава первая
ОСНОВЫ РАБОТЫ ДУХА
О Йоге
1. (1) Сейчас будет объяснен способ овладения природой посредством Йоги.
2. (1) Суть Йоги заключается в удержании материи мысли от принятия ею различных видоизменений.
3. (1) При этом созерцающий остается внутри себя.
Формы материи мысли
4. (1) В ином случае разум созерцающего принимает форму, диктуемую внешними видоизменениями.
5. (1) Существуют пять типов собственных видоизменений, одни из которых неприятны, другие приятны.
6. (1) Ими являются правильное знание, заблуждение, выдумка, сон и память.
7. (1) Правильное знание возникает в результате или прямого восприятия, или верных заключений, или компетентного свидетельства.
8. (1) Заблуждение возникает в результате ложных умозаключений, не соотносящихся с действительностью.
9. (1) Выдумка получается при использовании понятий, которым в природе ничего не соответствует.
10. (1) Сон - это случай, когда чувства воспринимают видоизменение пустоты.
11. (1) Память появляется при запрещении разуму терять воспринятый образ.
Контроль над видоизменениями
12. (1) Власть над ними достигается упражнениями и раскрепощением отсутствием привязанности.
13. (1) Упражнение есть усилие по их удержанию в постоянном состоянии.
14. (1) Оно укрепляется продолжительной практикой, без перерывов и с полной отдачей.
15. (1) Полное раскрепощение приходит к тому, кто не желает ничего от воспринимаемого зрением или слухом объекта.
16. (1) Его высшая форма, чистое сознание Пуруша, отвергает все, даже саму природу желания Гуны.
Варианты получения правильного знания
17. (1) Правильное знание получит тот, кто поймет, что затем следует рассуждение, распознание и наслаждение.
18. (1) Возможен и другой случай, когда используется полное прекращение всякой мыслительной активности.
19. (1) Одним из случаев этого в реальном мире являются те, кто овладел безграничным сознанием или слился с природой.
20. (1) Это возможно через веру, энергию, хорошую память и проницательность.
21. (1) Чем больше усилий, тем быстрее успех.
22. (1) Успех этот может ощутиться как слабый, средний, высший.
23. (1) Или все вышеперечисленное можно получить через преданность Ишвару.
О Боге
24. (1) Ишвар есть высшее существо, чуждое суетных переживаний, действий, их результатов и желаний.
25. (1) В нем и мельчайшее достигает высших границ.
26. (1) Он не ограничен во времени и является учителем древнейших учителей.
27. (1) Его имя выражается как звук "ОМ".
28. (1) Поэтому постоянное повторение звука "ОМ" и размышление о его значении необходимо для медитации.
29. (1) Так можно распознать скрытое и устранить препятствия.
Медитация и безграничное сознание
30. (1) Болезнь, лень ума, сомнение, апатия, перерывы, искаженное восприятие и закрепощения, а также ускользание нужного состояния при его достижении - все это затруднения.
31. (1) Сопутствующие горе, перенапряжение, тремор мышц, сбои дыхания являются причинами отвлечения внимания.
32. (1) Для их ослабления может быть применена концентрация на одном предмете или мысли.
33. (1) Полезно сосредоточение сознания на дружбе, милосердии, радости, равнодушии, на самом себе, на счастье или несчастье.
34. (1) Или можно применить задержку и возобновление дыхания.
35. (1) Или поглощение сознания восприятием необыкновенных ощущений, что делает их навязчивым.
36. (1) Или через внутренний свет и чистое сознание, лежащие по другую сторону от зла.
37. (1) Или через разум, освободивший от всех привязанностей.
38. (1) Или через размышление о том, что видим во сне.
39. (1) Или через размышление о добре.
40. (1) Это даст возможность сознанию расшириться из мельчайшей частички в бесконечность.
41. (1) Когда любое видоизменение сознания поглощено, оно обращается внутрь себя и созерцающий становится чист, как кристалл.
42. (1) Аргументированные условия созерцания возникают при смешении слов, их значения и вытекающих знаний.
43. (1) Неаргументированные условия возникают, когда память свободна от слов, заключений и вмещает только значения.
44. (1) Этими условиями, обдумыванием, и объясняется способ обращения к более тонким предметам.
45. (1) Более тонкие материи исчезают в сути.
46. (1) Так получают созерцание-размышление.
47. (1) Когда установлена чистота сознания без размышления, последует внутреннее содержание.
48. (1) Разум становится носителем истины.
49. (1) Его субъекты различны по внутренней сути и выводам, в зависимости от особенностей.
50. (1) Эти впечатления закрывают путь для других впечатлений.
51. (1) И подавление даже их при подавлении всего остального приводит к медитации без предмета созерцания абсолютному Самадхи.