5.1. Постановка задачи
Буквально все научные результаты, изложенные в настоящей монографии,
получили свое внедрение в Пенсионном Фонде Российской Федерации (ПФР).
Соответствующие работы были заказаны организации Siemens Business Services
Russia в 2002-2003 г.г. и поставлены ПФР в виде научных методик и программных
средств.
Потребность ПФР в средствах автоматизации управления фондовыми
активами прямо вытекает из содержания Федерального Закона ФЗ-111 «Об
инвестировании ...» [3] (далее по тексту . Закона). Например, ст. 10 Закона
возлагает на ПФР ответственность за надежность, доходность и сохранность
аккумулированных пенсионных сбережений. При этом эта ответственность не
снимается с ПФР и в ходе передачи средств в доверительное управление
специализированным управляющим компаниям и негосударственным пенсионным
фондам (НПФ) от лица граждан.
Как следует из главы 11 Закона, граждане имеют право на выбор
управляющей компании или НПФ для инвестиций. В этом случае ПФР выполняет
функции доверенного лица гражданина, выполняющего агентские функции по
обслуживанию пенсионных накоплений. Также предусмотренавозможность отказа
гражданина от услуг негосударственных организаций по управлению активами. В
этом случае инвестиции управляются государственной специализированной
инвестиционной компанией. В этом случае ПФР прямо выступает как учредитель
траста и держатель консолидированного инвестиционного портфеля граждан.
Исполнение требований ст. 10 достигается со стороны ПФР путем тотального
контроля за процессами инвестирования пенсионных накоплений. Контроль за
инвестициями предполагает их моделирование, с определением ожидаемой
эффективности и риска фондовых инвестиций. Причем оценка должна проводиться
как на уровне модельных классов, так и реальных активов, с расчетом на
перспективу, т.е. как по фактическим данным, так и прогнозно. Все эти
возможности моделирования обоснованы мной в настоящей монографии.