Для анализа последствий от реализации альтернативных вероятных сценариев строится обобщенный сценарий с использованием шкалы разностей.
С этой целью определяется перечень критериев, относительно которых экспертом по шкале +8,+6,..., -6, -8 оцениваются сценарии.
Предложены следующие критерии: число ученых и проектировщиков; профессиональный уровень ученых; благосостояние ученых, проектировщиков и производственников; грузопоток железнодорожного транспорта; надежность функционирования дорожной системы в целом; комфортабельность транспортных средств; затраты на поддержание пути и виброзащитных систем; развитие и престиж науки; развитие технологий; развитие экспорта.
Анализ результатов оценки альтернативных и обобщенных сценариев относительно акторов и фокуса иерархии (см табл. 3.11) позволяет сделать следующие выводы.
Векторы приоритетов альтернатив-сценариев, принадлежащие различным акторам, существенно различаются значениями, характеризующими относительную степень предпочтения альтернатив. Например, для производственников альтернатива А1) (статус-кво) более чем в 10 раз предпочтительнее альтернативы А6, (развитие активных систем), в то время как для ученых альтернатива А6, более чем в 2 раза предпочтительнее альтернативы А1. Анализ интегральных оценок обобщенных исходов показывает, что наилучшего будущего можно достичь при реализации целей, преследуемых учеными и проектировщиками (значение оценки +21,29). Наиболее вероятное развитие отрасли виброзащитных систем с учетом различной степени влияния на процесс в будущем всех акторов приводит к некоторому компромиссному интегральному обобщенному сценарию со значением, равным +10,476.
Обобщенный вероятный сценарий развития отрасли виброзащитных систем с учетом влияния на процесс всех акторов имеет следующую краткую характеристику, полученную в результате анализа правого крайнего столбца (см. табл. 3.11). При развитии отрасли виброзащитных систем с учетом сложившейся ситуации в ближайшем будущем будут наблюдаться следующие изменения переменных состояний.
Число ученых будет иметь тенденцию к снижению (значение -0,132 = 0,35 • (-2) + 0,165 • (0) + 0,160 • (+2) + + 0,118 • (0) + 0,124 • (+2) + 0,08 • (0)).
Наметится небольшое снижение профессионального уровня ученых. Для ученых и производственников несколько повысится благосостояние. Функциональные параметры транспортных средств в целом претерпят изменения как в сторону небольшого улучшения (увеличение грузопотока и комфортабельности), так и в сторону ухудшения — уменьшения надежности. Ожидается незначительное снижение затрат на содержание железнодорожного пути при одновременном увеличении затрат на содержание виброзащитных систем рессорного подвешивания. Будет иметь место некоторое развитие новых технологий и увеличение доходов от экспорта, а также приобретут незначительную положительную тенденцию развитие науки и ее престижность.
На этапе оценки и описания обобщенного логического сценария планирование в прямом направлении завершается. На следующем шаге определяются желаемые альтернативы-сценарии. Нами было отмечено наличие достаточно большого арсенала способов определения желаемых сценариев.
Ниже рассматриваются два подхода по определению желаемых сценариев развития отрасли виброзащитной техники для железнодорожных транспортных средств.
В соответствии с первым подходом в качестве желаемого будущего принимается наиболее прогрессивный обобщенный сценарий, соответствующий в нашем случае вектору приоритетов альтернатив, принадлежащему в первом прямом процессе ученым и проектировщикам.