Вы можете быть более изощренными в моделировании, если уже определили те конкретные умения, которым хотите научиться. Вспомните три основных элемента любого поведения: убеждения, физиология и стратегии. Например, чтобы написать эту книгу, мне необходимо было быть уверенным в том, что я смогу это сделать и что этим стоит заниматься. Мне необходимо было иметь набор стратегий (последовательностей об разов, звуков и ощущений), с помощью которых я смогу разработать содержание, и мне необходимо было чувствовать себя приятно расслабленным в то время, как я сижу и позволяю своим пальцам исполнять замысловатые танцы над клавиатурой моего компьютера.
Если бы вы захотели обогатить эту минимальную модель, вы, вероятно, увидели бы меня в действии, или, возможно, я должен был бы сказать. "Наблюдайте меня в действии", поскольку большая часть процесса протекает подсознательно, пока я занимаюсь другими вещами.
Возможно, вы захотите задать мне множество вопросов, например, такие:
В каких контекстах вы обычно используете это умение?
Какие цели руководят вашими действиями в применении этих умений?
Что вы используете в качестве подтверждения, дающего вам понять, что вы достигаете этих целей?
Что именно вы делаете, чтобы получить эти результаты?
В чем заключаются конкретные шаги и действия?
Когда вы оказываетесь в затруднении, что вы делаете, чтобы выйти из этого затруднения?
Эти вопросы служат для выявления шагов модели TOTE (TestOperateTestExit: Тест Операция Тест Выход), описанной в главе 4. Модель, которую вы строите, представляет собой систему рекурсивно встроенных друг в друга TOTE моделей или, проще говоря, умений внутри умений, которые, подобно матрешкам, вставлены одно в другое.
Отвечая на эти вопросы, вы можете начать строить модель того, что я делаю внутри моей нервной системы. Чтобы узнать, какой вопрос задать следующим, вы прокручиваете эту модель в своей нервной системе, чтобы понять, что уже работает, а что еще упущено. Это очень похоже на тот случай, когда кто-нибудь предлагает вам ряд направлений и вы пробуете передвигаться вдоль каждого из них в своем воображении, чтобы увидеть, какое из них имеет смысл.
Существует гораздо больше умений, которые могут быть подвергнуты моделированию, чем можно описать здесь или вообще научиться по книгам. Например, вам необходимо умение входить во вторую позицию, чтобы "пробить стену сознания". Что это за стена сознания? В простейшем случае, когда талантливые люди пытаются объяснить или научить других тому, что они делают, они обнаруживают, что многие их умения оказываются совершенно неосознаваемыми. Как будто леса сознательного процесса научения были сломаны, осталось только готовое здание умения и не видно никаких следов того, как это здание было построено.
На другом конце спектра, противоположном неформальному моделированию, находится полноценный высококачественный процесс моделирования, обычно реализуемый в мире бизнеса. Он подразумевает владение полным набором умений моделирования.