18. Все искренние искатели духовности, несомненно, являются благословенными благородными душами. Те из них, кто знают истину и обладают непоколебимым умом, считают Меня своей высшей целью, и вскоре распознают Меня; и Я отношусь к ним, как к своей собственной Душе.
19. После многочисленных жизней человек становится мудрым и обретает убежище во Мне, и ничего больше. Тогда он осознаёт, что Я являюсь всем.
Такая великая душа поистине является редкостью.
20. Другие люди позволяют своим желаниям сбить себя с праведного пути. [Таким образом] они следуют своей низкой природе и поклоняются низшим богам, чтобы получить их благословение.
21. Преданный человек может выбрать любое имя и форму в качестве объекта для своего поклонения. Но если он обладает искренней верой (шраддха), Я сделаю его веру сильной и устойчивой.
22. При поклонении выбранной форме с твёрдой верой он получает то, что пожелает. На самом деле, Я один осуществляю его желания.
Бог говорит: Благодаря поклонению они получают то, что хотят, независимо от того, каким способом они поклоняются. Он не проводит различия между преданными и способами, которыми они поклоняются. Видите, какая здесь универсальность.
Поэтому Гита является универсальным Священным Писанием. Кришна, представляющий Божественную Сущность, не говорит: Вы должны поклоняться только тем или иным способом. Это нельзя делать иначе.
Вместо этого он говорит: Поклоняйтесь мне в любой форме.
В Индии и соседних странах, когда вы ранним утром отправляетесь в сельскую местность, вы можете поразиться, увидав, как домохозяйки выходят на улицу и, размахивая зажжённой камфорной лампой, поклоняются круглому комку. Присмотревшись внимательнее, вы увидите, что этот шар сделан из коровьего навоза, собранного на скотном дворе. Вы можете себе это представить? Каждое утро она ходит на скотный двор.
Почти каждая семья имеет одну-две коровы. Естественно, за ночь образуется навоз. Хозяйка дома собирает небольшие кусочки навоза и лепит из них шар. Остальной навоз она собирает в навозную яму. Вылепленный шар она помещает перед домом.
Она придаёт ему геометрически круглую форму, срывает цветок и втыкает его стебель прямо в центр коровьего навоза. Для неё навоз становится Богом Ганешей, Богом Защитником. После этого она ещё преподносит цветы и преклоняется перед Богом, предлагая ему свет камфорной лампы и произнося слова: Господь Ганеша, защити, пожалуйста, мой дом на протяжении всего дня.
Этот шар будет находиться здесь весь день и ночь. Его не отнесут в навозную яму. На следующее утро его уберут в сторону, поскольку ему поклонялись как Богу.
Он отделён от остального навоза. Каждый день на протяжении месяца собираются такие шары. Затем в один прекрасный день они сжигаются в пепел.
Этот пепел называемый вибхути, священным пеплом, наносят на лоб в некоторых пуджах.
Остальной навоз собирается в навозную яму, а женщина моет свои руки, словно она коснулась чего-то грязного. Но та же самая грязь становится Богом в том небольшом шаре, и она поклоняется ему. И Бог дарует ей все блага, которые она желала иметь. Бог не говорит: Ты не могла выбрать что-нибудь другое?
Выбрала хотя бы красивый камень! Это, по крайней мере, лучше, чем коровий навоз. Нет, Он просто принимает её искреннюю преданность и благословляет её.
В этом величие универсальности индуизма. Истина состоит в том, что Бог охватывает всё. Он не отвергает. Он не говорит: Только это или только то.
Вы можете просто взять что-то и, если вы от всего сердца называете это Богом, оно станет Богом, поскольку Бог есть во всём.
Существует множество историй, подтверждающих это, и они не просто выдуманы. За этими историями стоят живые люди и реальные события.
В одной деревне жил образованный священник Брахмин. В связи с этим он находился на самом высшем социальном уровне. Брахмины в большинстве своём учёные люди. Многие считают, что они должны до мельчайших подробностей следовать священным писаниям. Они каждый день совершают пространные пуджи, преданные религиозные служения.
Этот Брахмин был преданным Бога Шивы. Он поклонялся Богу в форме Шивалингама.
Шиваиты называют Шивой абсолютного Бога, безымянного и бесформенного. Но поскольку очень трудно поклоняться безымянному и бесформенному, они выбрали нечто более или менее безымянное и бесформенное, обладающее в то же время именем и формой. Итак, Шивалингам - это своего рода бесформенная форма, яйцеподобный камень, взятый из реки и помещённый на алтарь для того, чтобы представлять безымянного и бесформенного Бога.
Вот как возникло поклонение Шивалингаму. Богу не хотели придавать специфическую форму. Было известно, что Он находится за пределами всех имён и форм и не может быть ограничен одной формой. Люди рассуждали так: К сожалению, мы ограничены.
Мы не можем воспринимать тебя, как безграничное Существо. Пожалуйста, ради нас самих, приди к нам в ограниченной форме. Но поскольку Шивалингам имеет форму яйца, естественно потребовалась подставка, чтобы он не укатился.
Так для него было создано округлое место. Это место называется ауоди, что означает нечто, удерживающее в положении что-то ещё.
Теперь вернёмся к начатой истории. Брахмин поклонялся Шивалингаму. Ежедневно он совершал двух-трёх часовую пуджу или ритуал преданного поклонения.
Важной частью поклонения Шивалингаму является абхишекам, помазание его, когда совершается омовение лингама различными жидкими веществами: водой, молоком, мёдом и творогом. Шива любит абхишекам. Ему нравится, когда кто-то льёт на него воду, поскольку он красный; он является огнём. Он всегда горячий.
Поэтому, когда кто-то льёт на него воду, он счастлив. Вот в чём смысл абхишекам.
Атомная энергия необыкновенно горяча и вы должны охлаждать её. Поэтому, если вы пойдёте в храм Шивы, то увидите Шивалингам и большой сосуд, наполненный водой, из которого вода постоянно капает на лингам. Идея заключается в том, что он является статической энергией. Он находится в постоянной медитации.
Когда вы сидите в медитации, образуется динамический жар, и вы должны охлаждаться (поэтому, между прочим, если вы много медитируете, то должны есть соответствующую охлаждающую пищу).
Брахмин обычно совершал абхишекам молоком. Он брал свежее молоко и использовал его во время пуджи. Конечно, он хотел иметь чистое молоко, поэтому держал несколько коров. А поскольку он имел коров, то нуждался также и в пастухе.
Он нашёл мальчика, который мог бы ухаживать за коровами, пасти их, пригонять домой и т.д.
Каждое утро пастушок должен был доить коров и приносить молоко Брахмину. Долгое время мальчик не знал, что Брахмин делал с молоком. Но однажды он случайно увидел в окно, как Брахмин вылил всё молоко на Шивалингам. Мальчик видел в нём лишь круглый камень, т.к. был неграмотным и не знал, что это означало.
Но он хотел узнать это.
После пуджи, когда Брахмин вышел из дома, пастушок спросил: Мой Господин, я так стараюсь, чтобы коровы давали много молока. Для этого я пасу их на прекрасных лугах. Почему вы не пьёте это молоко?
Зачем Вы выливаете его на какой-то камень.
О, низкорожденный! Как ты смеешь говорить, что это камень?! Не говори больше так, невежественный мальчишка!
Это не камень.
Простите меня, пожалуйста! Не могли бы Вы сказать мне тогда, что это такое?
Это Шивалингам, Сам Господь.
Простите, простите! Я надеюсь, Бог не накажет меня.
Ничего; ты неграмотный. Ты не знал, что говоришь. Поэтому он не должен наказать тебя.
Но ты не должен больше так говорить!
Хорошо, Господин. Но скажите, пожалуйста, что Он даст вам за то, что вы поливаете его молоком?
Видишь ли, Бог может дать тебе всё, что хочешь: знание, богатство, здоровье, - всё.
Ага, так значит, Вы для этого так поступаете?
Да.
Хорошо. А я могу это делать?
Хм! Ты неприкасаемый. Ты не можешь совершать такое поклонение.
Ты даже не знаешь священных писаний, всех ограничений и предписаний. Ты не можешь делать это. Даже не пытайся.
С этого момента мальчик стал задаваться вопросом: Что это? Весь день я ухаживаю за коровами, приношу молоко, а он выливает его и, похоже, получает всё, что хочет. А не могу ли я сделать что-нибудь?
Однажды мальчик нашёл небольшой, красивый камень и положил его в угол коровника. Прежде, чем отдать всё молоко Брахмину, он отлил себе немного для того, чтобы совершить омовение камня. И он действительно почувствовал, что что-то действительно исходило от лингама. С этих пор каждый день он использовал всё больше и больше молока.
Будучи не глупым человеком, Брахмин заметил, что количество молока, которое давал ему мальчик, сократилось. Однажды он сказал: Послушай, что ты делаешь с молоком?
Мальчик страшно испугался, т.к. Брахмин просил его не делать то, что он совершал каждый день. Поэтому он сказал: О, я не знаю.
Может быть, в траве уменьшилось содержание влаги или чего-то ещё.
- Ах ты, мошенник! Ты, должно быть, пьёшь его.
- Нет, нет, мой Господин! Я ни разу даже не попробовал его.