Третья группа дыхательных упражнений


3. Третьей группой дыхательных упражнений сначала, главным образом, вдохов 2 упраж-нения и затем в основном выдохов 1 упражнение начинаются, собственно, упражнения ПРАНАЯМЫ растяжение, причем вдохи-выдохи следуют здесь через оба носовых отверстия. Сюда относятся УДДЖАЙН, БХРАМАРИ и МУРЧХА.

Сначала должен быть растянут сколь возможно по долготе вдох. Это обеспечивает УДДЖАЙН.
Известным нам уже положением языка легкое нажатие корня языка на мягкое нёбо НАБХО-МУДРА несколько сужается носоглотка так, что возникает легкий шум или храп, если при этом вдыхать как можно медленнее. Следите прежде всего за тем, чтобы был слышен непрерывный и одновременно слабый звук храпа, лишь самим упражняющимся, а не кем дру-гим. Затем спокойно задержать дыхание и медленно выдохнуть через оба носовых отверстия или через одно левое.

Это лишь предварительное упражнение, целью которого является нап-равить внимание упражняющегося на процесс вдоха. Основное упражнение УДДЖАЙН состоит в следующем: попытаться вместо сужения носоглотки языком, удлинить вдох при его помощи так, чтобы зажужжать внутри себя.

Выбрать тон, но не какую-то мелодию, а именно по возмож-ности высокий, ибо чем ниже звук жужжания, тем труднее вдыхать его без перерыва. Помните, это жужжание должно непременно оставаться на одной высоте и не прерываться, за короткой задержкой дыхания следует спокойный выдох.
Это УДДЖАЙН “преодолевающее” название указывает на способность подчинить своей воле дремлющую в теле силу КУНДАЛИНИ об этом речь пойдет позже, “разбудить ее” образует вторую часть уже описанной БХАСТРИКИ, особенно, если мы при этом ограничимся на первой предварительной форме УДДЖАЙН. Далее говорится, что УДДЖАЙН предупреж-дает водянку и более того, ее последствия.

По Гхеранде образование слизи и “ужасные нервные болезни” возникают по той простой причине, что САХИТА, при которой на этот раз благодаря постоянному и медленному притоку кислорода во время сильно затянутого вдоха возникает опасность удушья и это обстоятельство делает УДДЖАЙН еще более ценным.
БХРАМАРИ. Если в упражнении УДДЖАЙН долгий лишь вдох при короткой нормальной задержке дыхания и так же коротком выдохе, то следующий шаг длинный вдох, длинная за-держка при коротком нормальном выдохе дальнейшее затягивание вдоха, переходящее пос-тепенно в паузу “с воздухом”. Это происходит лучше всего в связи с сосредоточением на шуме вне или внутри собственного тела. Каждый из нас знает, что если попытаться прислушаться к тихому шороху, то невольно затаиваешь дыхание. Для этого можно выбрать любой отдаленный шум или шуршание большой раковины.

Так как руки при этом упражнении свободны, потому что дыхание происходит через оба носовых отверстия, держат одной рукой большую раковину, непосредственно около уха и во время вдоха стараются углубиться в это шуршание, как бы же-лая избрать в нем определенный звук.
Чем глубже при этом концентрируешься это упражнение именно и способствует этой кон-центрации и становится тем самым переходом к ступени концентрации тем легче и естест-веннее устанавливается затаивание дыхания с воздухом, ведь получается, что сосредоточение на этом шорохе будет совершенно лишь при этой паузе. При всех случаях избегать того, чтобы вызывать задержку дыхания искуственно при помощи запирания носоглотки.
Только вдох должен становиться все медленнее, пауза в дыхании наступит сама по себе.
После первоначальных попыток с раковиной можно перейти к тому, чтобы прислушиваться к шуму крови в жилах, особенно в аорте, для чего сначала зажимать пальцами оба уха и сосредо-тачиваться на шуме в правом ухе уже вышеописанным способом, а позже и не затыкая ушей. Это называется “звучание шума АНАХАТЫ в сердце” в большей степени в аорте, сама по себе маленькая наука, которую часто встречаешь в индийских текстах и по которой изменения шу-мов от далекого грома до тихой мелодии должно способствовать определению высоты степени совершенствования в искусстве ЛАЙЯ-ЙОГИ.
Так как мы в данный момент овладевали этим дыхательным упражнением с точки зрения ды-хательной техники, достаточно чтобы слушание этих шумов помогло преобразовывать вдох в паузу в дыхании затаивание не остановка дыхания!. В этом отношении это дыхательное уп-ражнение напоминает технику САХИТЫ, с той разницей, что здесь дышат обеими носовыми отверстиями.



Но в остальном к этому упражнению БХРАМАРИ или “пчелиное жужжание” относится все то же самое, что говорилось о свойствах САХИТЫ за исключением поляризации дыхательных потоков и УДДЖАЙН. Единственно новый фактор здесь это введение способ-ности концентрации.
МУРЧХА. Это последнее дыхательное упражнение этой третьей группы. Оно является, как и второй вариант САХИТЫ, противоположностью БХРАМАРИ. Вдыхать нормально и вслед за этим выдохнуть как можно медленно, пока это постоянно замедляющееся выдыхание парейдет в паузу без воздуха.

Обозначение МУРЧХА “беспамятство” указывает на оглушающее дей-ствие этого вида дыхания на человека. Физиологически действие этого упражнения, как и любо-го другого дыхательного упражнения, при котором пауза в дыхании и выдох дольше вдоха, объясняется тем, что уже объясненный процесс сгорания при малом доступе кислорода таит в себе опасность удушья.

Поглощающая способность гемоглобина крови по отношению к окиси углерода СО в 200 раз выше, чем при поглощении кислорода, недостаток которого в теле вы-зывает асфикцию удушье, первым тревожным сигналом которой является потеря сознания.
Поэтому вряд ли рекомендуется продолжать выполнение этого упражнения до этой степени. Но оно несмотря на это имеет неизмеримую ценность. Если идти вперед постепенно и не пре-вышать паузу в дыхании, заметишь, как чуточку выключается сознание так, что внешние шумы и другие помехи уже не могут вывести из состояния покоя. Да, они даже более ощущаются, факт, являющийся большой помощью при медитации.

Это оглушение сознания может привести даже к полному отделению тонкоматериального тела от физического “выход астрального те-ла”, однако следует предостеречь от того, чтобы доводить это “состояние оглушения” до пол-ноты, ибо только краткое прекращение дыхательной деятельности, как оно практикуется и це-нится многими хатха-йогинами. Если это состояние отсутствие дыхания и связанное с ним ско-вывание сердечной деятельности длится более 6 минут, при нормальных условиях наступает смерть, ибо чрезвычайно тонкие клетки головного мозга после этого короткого промежутка вре-мени начинают разлагаться. Но если соблюдать предосторожность и придерживаться указанной меры, дыхательное упражнение МУРЧХА дает неоспоримые преимущества, так как оно в про-тивоположность БХРАМАРИ, которая способствует напряжению сознания, вызывает расслаб-ление его, а слдовательно, и всего тела.

Да и сон наш, взятый в основе своей, является этой са-мой МУРЧХА в легкой форме, так как выдох во сне длиннее, чем вдох правило, которое мож-но употреблять как действенное средство против бессоницы.
По этой самой причине Патанджали относил это дыхательное упражнение к возможности достичь покоя и ясности мыслительной субстанции ЧИТТА-ПРАСАДАНА: “Или этим может достигаться ЧИТТА-ПРАСАДАНА благодаря совершенному выдоху и задержке дыхания” “ЙОГА-СУТРА”, I, 34.
Но вообще-то учение ЙОГИ считает укорачивающим жизнь фактором то положение, когда долгота выдоха превышает долготу вдоха наверное из достоверно известных древних физио-логических соображений. Отсюда возникает необходимость систематезации дыхательных уп-ражнений по принципу равной длины вдоха и выдоха при непревосходящей этой длины задер-жке дыхания паузе с воздухом или без него. Если мы рассмотрим все возможные комбинации короткого или длинного вдоха и выдоха и задержки дыхания, появится следующая таблица:



Вдох
Затаивание
Выдох
Вид дыхания
Ценность
Короткий
Длинное
Короткий
САХИТА 1
-
Короткий
Длинное
Длинный
САХИТА 2
-
Длинный
Короткое
Короткий
УДДЖАЙН
+
Длинный
Длинное
Короткий
БХРАМАРИ
+
Короткий
Короткое
Длинный
МУРЧХА
--
Длинный
Короткое
Длинный
ТАЛА-ЮКТА
+
Длинный
Длинное
Длинный
КЕВАЛИ 1
++
Короткий
Короткое
Короткий
КЕВАЛИ 2
++

При этом малая ценность обозначена минусом или удвоенным минусом, полноценность плю-сом или двойным плюсом.
Из этой таблицы убедительно выделяется последний и высший способ, так называемый КЕВАЛИ “исключительно затаивание дыхания”. Этому способу дыхания предшествует пред-варительное упражнение ТАЛА-ЮКТА “связанное с ритмом”, так называемое маятниковое дыхание. Этим завершаются все возможные вариации дыхательной техники.

Не входящие в эту таблицу дыхательные упражнения, как ПЛАВИНИ, СУРЬЯБХЕДА, СИТАЛИ и БХАСТРИКА являются с одной стороны как ПЛАВИНИ в качестве основного принципа входящими в любое дыхание, с другой стороны как СУРЬЯБХЕДА, образующими часть упомянутых или преобла-дающими в заключительных очистительных упражнениях как СИТАЛИ и БХАСТРИКА.



Содержание раздела