Как дальнейшую помощь в оценке степени совершенства овладения этими обеими позами, я рекомендую выполнить каждую из них лежа. При этом нужно обратить особое внимание, чтобы при "“ороле рыб” оба колена одной рукой держась за подъем ноги, другой прижимать другое колено к полу и по возможности обе лопатки лежали на полу, при “Треугольнике” стараться обязательно лежать на обеих лопатках, что практически почти невыполнимо, но незаменимо как упражнение.
Индийские книги рекомендуют 2-4 кратное повторение “Треугольника”, мы этого не советовали, так как легко можно при этом получить растяжение. Много лучше и целесооб-разнее соответствует характеру АСАНЫ оставаться большее время в каждом упражнении этого ряда, чем повторять несколько раз, но короче.
Действие “Треугольника”, с точки зрения очевид-ного оживления и попеременного омывания кровью соответствующих сторон тела еще в боль-шей степени, чем в “Короле рыб”, заключается в “выпрямлении” позвоночника.
Почти каждый второй человек имеет более или менее сильный сколиоз искривление позво-ночника главным образом из-за неправильной посадки в школьные годы при письме, рисова-нии и т. д. Смотря по степени, искривление это может быть устранено двумя последними уп-ражнениями, а вернее обеими. Если искривление в верхней части тела, следует применять пол-ный “Треугольник”, если в нижней, то половина его без перевода руки.
Нагнитесь слегка впе-ред. Врач проведет пальцем по позвоночнику и возникший в результате этого след тотчас же укажет место искривления.
На этом заканчивается наша подборка АСАН важнейших. Но нельзя забывать, что в заклю-чение этого ряда, как уже упоминалось, нужно выполнить заключительную АСАНУ, а именно расслабление САВАСАНА в течение 1-2 минут.
Позы седа
Прежде чем перейти к 4-й ступени ЙОГИ ПРАНАЯМЕ, мы должны овладеть еще несколь-кими позами посадки, которые с одной стороны являются конечной и единственной целью сту-пени АСАНА и с другой стороны, необходимы для изучения дыхательной техники и всех после-дующих практик ЙОГИ, как концентрация, медитация, отвлечение, так как они невыполнимы без твердой, принимаемой на длительное время посадки. Далее, выше приводилось основное положение Патанджали, как следствие овладением АСАНАМИ: ”Благодаря этому не впадешь в противоположности”.
При этом под “противоположностями” ДВАНДВА понимаются обычно все противополож-ные пары, как жара и холод, боль и блаженство, страдание и радость и т. д. А именно, благодаря многолетнему упражнению в АСАНАХ, восприятие таких противоположностей действительно значительно ослабляется, однако, заявление, что упражняющийся якобы не впадает в них, явля-ется преувеличением. Есть другое, более глубокое значение выражения “ДВАНДВА АНАБХИГХАТА”, а именно “на торможение” АНАБХИГХАТА” противоположностей ДВАНДВА, причем последние из обеих тонкоматериальных пар в теле любого человека озна-чают “СУРЬЯ-СВАРА” “солнечное” или правое дыхание и “ЧАНДРА-СВАРА” “лунное” или левое дыхание, положительные и отрицательные магнетические потоки.
Магнетический поток всей правой стороны тела, так же как и каждой отдельной части рассматривается учением ЙОГИ как положительный, соответсвующий магнетический поток левой стороны как отрица-тельный. Общее здоровье человека и даже его психическое равновесие должно зависеть от пра-вильной гармонии этих обоих потоков сравните с ныне довольно широко признанным древне-китайским методом лечения иглоукалыванием и около полустолетия назад проведенными фран-цузскими исследователями дРоша, Ленселином, Дюрвилем и др. научными экспериментами над эфирным и астральным телами человека, опубликованными в книге, вышедшей в издатель-стве “Эдисьон Дюрвиль” в Париже, которые блестяще подтверждают эту теорию ЙОГИ.
Итак, каждая АСАНА с точки зрения ее чисто физиологической ценности, а также и этой возвышенной цели ведет к определенной гармонии тонкоматериальной поляризации магнети-ческих сил. Так как любое заболевание является, в конечном счете, нарушением этого магнети-ческого равновесия, отсюда проявляется особая ценность АСАНЫ как мощного фактора нап-ряжения, расслабления и зависимости от физической потребности.
Так, “Алмазный сед”, чтобы показать пример, рассматривался с точки зрения поляризации магнетических потоков, действу-ет технически различно от “Седа черепахи” или от “Седа тельца”, при котором держатся в пер-вом голени, а в последнем бедра накрест в “Алмазном седе” же прямые, хотя все три АСАНЫ предписаны против ишиаса невралгии седалищного нерва.
Объяснение простое во время “Алмазного седа” ступни остаются у тех частей тела и под-держивают соответствующие правый и левый потоки ног и седалищной группы, повышая тем самым напряжение, а в обеих последних позах “Сед черепахи” и “Сед тельца” противополож-ное положение ног, расслабление этих боковых групп благодаря нейтрализации потоков. Но для чего же нужно это напряжение, если все в ЙОГЕ должно быть расслабленным? Поскольку речь идет о позах тела как таковых, в упражнениях ЙОГИ тело должно быть расслаблено.
Это напря-жение относится лишь к космической энергии ПРАНА, которая при комбинации позы с соот-ветствующим дыхательным упражнением действует в теле и вызывает оздоровление, концен-трацию и тому подобное. Это дает нам важное сознание того, что ПРАНАЯМА означает не не-кий “контроль” за дыханием, как обычно считается, а напряжение ЙАМА космической энер-гии ПРАНА, которая создается дыханием, к чему должна перебрасывать мостик определенная поза посадки.
Каковы же эти позы посадки? В Индии особенно любят две следующие:
1. “Совершенный сед” СИДДХАСАНА. Сесть прямо, т. е. с прямой линией головы, шеи и спины на более или менее мягкую подстилку ковер или матрац со сложенными ногами, при-чем левая пятка в паху, правая поверх лобковой кости со стопой просунутой между левой икрой и бедром с положенными на пол обеими коленями, обе лодыжки покоятся одна на дру-гой. Эта поза посадки очень ценится йогинами, но предписана лишь для мужчин. Почему? На этот вопрос нигде нет указаний, но он очень важен.
Отрицательные магнетические потоки левой части тела действуют в общем тормозяще, положительные правой наоборот возбуждающе. В то время как левая пятка, как предписано, непосредственно касается области мужского полового органа, она тормозит образование семени в половых железах, что предусматривается индусами прежде всего в непризнании подлинных причин в сексуальной психологии.
Сомневаюсь, же-лательно ли это и западным людям, во всяком случае их следует в этом сориентировать. Это упражнение, если оно выполняется женщиной, не только не достигает своей цели, наоборот, правая выдвинутая пятка только ненужно возбуждает женский половой орган.
То же самое про-исходило бы и в случае с мужчинами при обратном положении стоп. Из этих соображений вы-полнение “Совершенного седа” на длительность следут отвергнуть, разве только западные муж-чины захотят сделать себя аскетами. Несомненно лучшей во всех отношениях позой посадки является
2. “Сед лотоса” ПАДМАСАНА. Положение тела то же самое, только ступни лежат иначе правая в левом паховом изгибе, левая в правом, причем пятки касаются живота. Эта посадка относится и к мягкой и к жесткой подстилке. Его единственный недостаток во всяком случае для людей на Западе в том, что он необычно труден, ибо совершенное им овладение требует при систематической тренировке редко менее половины, чаще целый год и даже более.
Его неоспоримое и недостижимое при всех других позах преимущество заключается в полном от-ключении ног, так как магнетические потоки от пяток устремляются непосредственно в сторону живота, благодаря чему возникает особенно сильное чувство состояния душевного равновесия, которое тем более ощутимо, чем дольше длится поза. И все же едва ли на Западе его выдержат так долго, как индусы, которые пользуются им с детства.
Ничуть не менее рекомендуется вы-полнять его всем, особенно женщинам, желающим отрегулировать недостаточную или же из-быточную форму яичников, и довести длительность выполнения до нескольких 10-15 минут.
Как замену или подготовительное упражнение для “Седа лотоса” я рекомендую “Свободный сед”, который имеет два варианта: