Прояснив до некоторой степени иерархическое строение проявленного мира и в частности характер внутри и межуровневых взаимодействий живого с позиций синергетики, можно вернуться в свете этих представлений к механизмам воздействия традиционной йоги на психосоматику человека, отметив предварительно следующий момент: существеннейшим образом влияют на структурное состояние системы именно резонансные воздействия, то есть те, которые обладают размерностью в том числе временной и энергетической данного уровня. Ко всем прочим воздействиям система приспосабливается, не меняя структурной организации либо остается “глухой”.
При переходе из одного возможного состояния психосоматики к другому важнейшую роль играет мера вносимой в систему дестабилизации. Попросту говоря, это означает: когда при работе в асанах мы выходим на пределы мобильности суставов, позвоночника, мышц и связок на границы возможных положений тела, некоторое время выдерживая это нарушение типового параметра формы обычного порядка вещей, то равновесное состояние прочих параметров дыхание, расслабление, подпороговые усилия и отсутствие ощущений соответствующее стандартным формам и движениям бытия не может быть нарушено! То есть, “напрягая” какой-то отдельный показатель гомеостаза все прочие необходимо сохранять в стандартном состоянии, соответствующем умеренной повседневной нагрузке обычной жизни.
Отсюда ясно, почему при “работе” с предельной формой из действия и восприятия должны быть исключены все прочие, обычно сопутствующие проявления собственное старание, волевое принуждение тела к сгибанию, возникающие при этом ощущения и усилия.
Вся “работа” в асане состоит, таким образом, в ненасильственном принятии доступной на сегодня формы и ее выдержке, без каких-либо ощущений в теле, поскольку они будут свидетельствовать о том, что мы, уже находясь на пределе одного ПП, выходим одновременно за рамки других, что ведет к перегрузке и нарушению принципа неповреждения тела в процессе практики асан. О чем свидетельствуют непривычные ощущения или боль, если таковые возникают.
То же самое относится к скорости и усилию, вкладываемым в выполнение позы и возвращению из нее в одно из типовых положений сидя, стоя, лежа.
Синергетика отмечает особую роль слабых воздействий, которые приводят к структурной перестройке системы, находящейся в неустойчивом состоянии продуцируемым в практике йоги сознательно. В отношении человеческого организма мы видим это на примерах воздействия методов чжень-цзю терапии и гомеопатии.
Технология традиционной йоги, базирующаяся на полной релаксации тела и сознания при определенной работе с формой, является чисто синергетическим подходом, когда направленно применяемые слабые воздействия дают ожидаемый эффект, формируемый самой системой! Этот способ диалога человека со своей психосоматикой основан на действии недействием, отсутствием всякого насилия, вызова и борьбы.
В случае слабых воздействий которые в предыдущей главе квалифицируются как умеренные системе предоставляется возможность и время выбора для возможной самоперестройки, саморегулировке, при сильных воздействиях такой возможности не возникает.
Отсюда йога древнейший метод управления нелинейными процессами психосоматики, грамотно приводимой в состояние временной неустойчивости по одному из ряда подчиняющихся воле параметров.
“Не субъект дает рецепты и управляет нелинейной ситуацией, а сама …ситуация, будь то природная…, ситуация общения с другим человеком, или с самим собой как-то разрешается самореализуется - В.Б. и строит самого субъекта” “Синергетическая парадигма”, с. 250.
Есть то, что человек может сделать сам, и то, что делается как бы само собой. И нужно уловить очень важный момент: если я лично могу что-то сделать так, то это же самое, видимо, можно сделать и по-иному. Сделать это как бы составить что-то по частям, либо одну часть информации дополнить другой. Но не я делал свой организм, не я устанавливал законы его изменения и работы, он функционирует или сгибается именно так, а не иначе, и с этим ничего не поделаешь.
Поль Валери говорил, что не полученное нами, - если оно существует, - производит себя и меняется только само. Не человек это делает, но это случается - если вообще возможно в результате условий, созданных человеком ради подобного развития событий. Все, созданное человеком всегда можно сделать иначе, а сотворенное “само по себе”, естественным путем, - нельзя.
Отсюда и глубокий смысл действия недействием, такой работы, которая вызывает допустимые и желательные самоизменения системы.
Не я влияю впрямую на свою внутреннюю природу, но она сама перестраивает себя в результате предоставленной ей мною возможности ежедневной практики йоги в ее традиционном ключе. А уже при овладении подобным обращением с самим собой, которое и составляет технологию традиционной йоги, можно двигаться дальше, не повреждающим образом выходя на такие возможные режимы функционирования психосоматики, которые в обыденности просто не представимы.
“Синергетическое действие это действие исподволь, исходя из собственных форм образования, собственных сил внутренних потенций системы В.Б., способностей… Это стимулирующее действие.” там же.
В свете вышесказанного становится ясным, что все современные школы так называемой “динамической йоги” есть не что иное, как уступка обыденным представлениям человека Запада, существующего в культурных координатах сознательного усилия созидающей деятельности, либо отсутствия такового отдыха, праздности, и стремления к умозрительному “совершенству” максимальная сложность выполняемых асан, предписанный ритм и последовательность практики, усилия и т.д., относящегося к тому же классу утопий, что и попытки создания совершенного человека, общества философского камня либо достижению бессмертия при жизни.
Исходный смысл йогической технологии состоит именно в том, чтобы определенными специфическими действиями работой с формой и сознанием при сохранении остальных параметров физической активности в состоянии покоя, создать необходимые и достаточные условия, после чего появляется возможность безопасного выхода за рамки обычного опыта.
Организация событий только в таком ключе, без дальнейшего развития, является по сути йогатерапией, составляя, однако, лишь неминуемый этап на дальнейшем пути возможного развития коммуникации сознания и психосоматики. Для этого, после достижения нового качества гомеостаза здоровья, возникает ситуация, когда сознание и тело, будучи оптимально сбалансированными и очищенными, способны переключиться на новые, совершенно необычные уровни или способы сценарии развития событий, аттракторы коммуникации с пространствами собственного тела и психики.
Данные виды взаимодействия сознания с остальной психосоматикой также являются типовыми, эволюционно обусловленными структурой системы, но маловероятными, труднодостижимыми и граничащими с аттрактором, называемым смертью.
Итак, чтобы воздействия на тело предельные по параметру формы и времени ее выдержки и сознание, не были дестабилизирующими сверх меры, такая мера определяется не из соображений ума, но по телу - отсутствием в восприятии особых, ярко выраженных или неприятных ощущений текущих либо отложенных от суставов, связок и мышц, не говоря уже о боли, по сознанию свободным возвратом после медитации к его привычному, бодрствующему состоянию, без остаточных “деформаций” восприятия, мышления, и самой личности.
Разнообразные варианты динамических практик, предлагаемые экстремальными видами неойоги, такими, как “аштанга виньяса”, “дхара-садхана” или школа Айенгара, а также множеством их последователей создают перегрузку психосоматики по совокупности параметров жизнедеятельности. Эти воздействия тотальны, они охватывают всю систему сразу выводя ее на пределы устойчивости гомеостаза, а порой и на грань выживания, а не отдельные ее звенья и участки, что принципиально отличается от традиции классической йоги.
Сильные воздействия побуждают психосоматику с большими или меньшими потерями приспосабливаться обычным путем, - при наличии резервов она повышает уровень адаптации, хотя то же самое дают регулярные не соревновательные занятия любым видом спорта или физической культуры. Энергозатратная работа тела при выраженной физической нагрузке ведет к типовым изменениям сознания и обычному развертыванию функционирования физиологических механизмов при наличии кислородного долга, в чем нет ничего принципиально нового, нет какого-либо развития кроме определенного прироста “горячей” гибкости и выносливости, опять же при наличии резервов молодости и отсутствии расстройств и заболеваний.
В спортивной медицине давно известно, что “…Слабые малые воздействия требуют включения меньшего количества адаптационных механизмов, и, следовательно, меньшего энергопотребления. При критических нагрузках количество и энергетическая потребность адаптационных механизмов выше, чем может обеспечить организм, поэтому часть из них не срабатывает, что ведет к увеличению неустойчивости системы и срыву гомеостаза. Поэтому "отклоняющие нагрузки" должны соответствовать энергопотребности адаптационных механизмов - одна из аксиом спортивной медицины" Николай Губин.
Отсюда вполне ясна суть работы при глубокой релаксации психосоматики классика йоги, а также при отсутствии таковой реформация.