Основную угрозу для областного бюджета в этом случае будет представлять возможность одномоментного предъявления кредиторами долга к погашению в размере около 15 млн. долл. (фактически перечисленные области средства + проценты). Срок погашения долга истек в августе 2003 г., и такая угроза выглядит вполне реальной. Неурегулированные долги негативно влияют на рейтинги кредитоспособности региона, в которых область в последние годы традиционно занимает низкие места*.
Повышенные объемы неурегулированных долговых обязательств в 20002002 гг. также не позволили области принять участие в конкурсе на получение субсидий Фонда реформирования региональных финансов (ФРРФ). При этом по основным экономическим показателям область фигурирует в рейтингах как довольно успешная.
Реалистической оценке кредитоспособности области мешает также отсутствие систематического учета и недоступность для независимых аналитиков данных о кредиторской задолженности бюджетов всех уровней по оплате коммунальных услуг, а также информации о задолженности государственных (ГУП) и муниципальных (МУП) унитарных предприятий.
В области (и на уровне Северо-Западного ФО) отсутствует эффективная система мониторинга финансовых рисков, что создает предпосылки для возникновения ситуации финансовой несостоятельности как области в целом, так и отдельных муниципалитетов либо части предприятий госсектора (ЖКХ, транспорта и т.д.).
ВВ Проблемы межбюджетного регулирования.
Несмотря на значительный прогресс в межбюджетном регулировании, в системе отношений областного и муниципального уровней бюджетной системы содержатся механизмы, лишающие муниципалитеты интереса к наращиванию собственной налоговой базы и рациональному планированию расходов. А именно:
ВВ Слабый уровень прозрачности системы общественных финансов КО, несоответствие
бюджетной системы международным стандартам в отношении финансовой
прозрачности.
Наиболее значителен этот разрыв по следующим позициям:
ВВ Препятствия, связанные с федеральным законодательством.
Кроме того, федеральная казначейская система не обеспечивает учет внебюджетных средств бюджетных учреждений, что делает практически невозможным интеграцию различных источников доходов в рамках одной системы управления, а именно этот фактор представляется чрезвычайно важным на локальном уровне.
ѕѕ Низкий уровень международного сотрудничества по вопросам реформирования системы региональных финансов КО.
Эта сфера не фигурирует среди приоритетов ЕС в отношении Калининграда, несмотря на ее значительную роль в стимулировании развития региона. Вместе с тем регион оказался неготовым к участию в проектах технической помощи Всемирного банка по реформированию региональных финансов, которая обусловлена рядом формальных критериев и в значительной степени носит конкурсный характер.
Отчасти эта ситуация объясняется и отсутствием до 2002 г. необходимой политической воли на уровне руководства области.
ѕѕ Отсутствие до настоящего времени целенаправленной политики по формированию положительного имиджа Калининградской области, проведению маркетинговых исследований в регионе в целях повышения его инвестиционной
привлекательности.
_____________________________________________________________________________________________
Финансовая ситуация в области остается тревожной, вместе с тем она сопоставима с положением во многих регионах России. При этом безразличие региональных властей к вопросам формирования позитивного имиджа области приводит к тому, что Калининградская область занимает в рейтингах кредитоспособности регионов неоправданно низкие места.
В результате проведенного анализа эксперты дали ряд конкретных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию действующей практики мониторинга состояния финансов области и поэтапному внедрению европейских стандартов бюджетного устройства и бюджетного процесса в Калининградской области.
Реформирование общественных финансов на основании международных стандартов и лучшей практики финансового менеджмента в ЕС представляется в настоящее время оптимальным подходом для решения проблем бюджетной системы области в качестве «российского анклава» в ЕС. Эти нормы, с одной стороны, объективно позволяют навести порядок в бюджетной системе региона, а с другой создают бюджетное пространство, понятное для западного бизнеса и располагающее к росту инвестиционной активности.
Вместе с тем прямое заимствование норм ЕС или же следование требованиям, применяемым ЕС в отношении стран-кандидатов на присоединение, для реформирования региональных финансов КО не является ни необходимым, ни возможным.
Это объясняется следующими обстоятельствами.
Калининградская область субъект РФ и адаптация ее бюджетной системы к европейским нормам возможна лишь в рамках российского законодательства, то есть в основном в пределах, в которых происходит введение международных норм в федеральное законодательство. Реформа межбюджетных отношений и федеральной бюджетной политики позволит решить многие проблемы Калининградской области, в частности связанные с разграничением расходных полномочий и доходных источников и критериями эффективности управления бюджетами; другое ограничение казначейская система РФ, реформа которой продолжается и может проводиться в течение ряда лет.
Законодательство ЕС не располагает едиными детализированными стандартами по отношению к управлению бюджетными системами на региональном уровне, то есть допускает значительную свободу в выборе моделей межбюджетных отношений, планирования, бюджетных ограничений, форм контроля и т.п. Обязательные нормы ЕС в основном связаны с отношениями между бюджетами стран-членов и союзным бюджетом ЕС, а также специфическими бюджетными ограничениями в рамках так называемого «пакта о стабильности».
Для российских регионов эти нормы еще долго останутся нерелевантными до тех пор, пока Россия не рассматривает в практической плоскости перспективу присоединения к ЕС. Гармонизация региональной бюджетной практики целесообразна лишь в тех аспектах, которые напрямую связаны с развитием российско-европейского делового сотрудничества и способствуют привлечению инвестиций (напр., таможенные правила, госзакупки, статистика и бухучет государственных финансов).
Оптимальным путем внедрения международных стандартов в систему общественных финансов Калининградской области является, по мнению специалистов, выполнение требований, заложенных в программе Минфина РФ по реформированию региональных финансов (в рамках соответствующего проекта МБРР, в частности условий доступа к субсидиям ФРРФ), а также «Кодекса лучшей практики», принятого Минфином РФ в качестве рекомендаций для российских регионов.