Графически парадокс бережливости показан на 915.
На оси абсцисс национальный доход, на оси ординат сбережения и инвестиции; линия F уровень НД при полной занятости.
Линия II (инвестиции) теперь не параллельна оси абсцисс, как это было ранее ведь речь идет о производных инвестициях, а они растут в зависимости от роста национального дохода.
Сдвиг линии SS вверх, в положение S1S1 означает рост сбережений. Если ранее точка равновесия Е показывала на объем национального дохода, равный ON, то теперь ситуация изменилась. Точка E1, образованная в результате пересечения линии II и линии S1S1 показывает, что новому равновесию между сбережениями и инвестициями соответствует национальный доход в размере ON1.
Величина NN1 показывает сокращение НД. Если ранее инвестиции в условиях равновесия НД были в размере EN, то теперь, после сдвига кривой сбережений, инвестиции составляют величину E1N1.
Заштрихованный треугольник показывает, как уменьшаются, сужаются инвестиционные возможности в результате увеличения сбережений; отрезок ЕЕ0 показывает, насколько сократились инвестиции. Парадокс заключается именно в том, что рост сбережений уменьшает, а не увеличивает инвестиции вывод, противоречащий постулату классической школы.
П.Самуэльсон и другие ученые подчеркивают, что парадокс бережливости характерен только для условий неполного использования основных факторов производства в стагнирующей экономике, наиболее устрашающим примером которой была Великая депрессия или, например, энергетический кризис 70-х годов16.
Модель Совокупный спрос совокупное предложение Объем реального национального продукта (стоимость продукта в неизменных ценах) и темп инфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют состоянием общего макроэкономического равновесия (сбалансированности) экономики. Это важнейшая составляющая народнохозяйственной сбалансированности.
На 1017 заданы кривые совокупного спроса AD и предложения AS и точка Е, фиксирующая состояние общего экономического равновесия (крест Кейнса).
В любой национальной экономике всегда существует некий объем реального валового национального продукта, превышение которого способствует ускоренному развитию инфляционных процессов (на 10 этому уровню соответствует точка на оси абсцисс Qпотенциальное). Последнее, как известно, в значительной степени стимулирует развитие спекулятивных мотивов у производителей и различного рода посредников в ущерб реальным потребностям экономики. Как показывает практика, этот объем, превышать который не следует, определяется, главным образом, сложившейся структурой национальной экономики.
Причем данной структуре всегда соответствует и определенный уровень вынужденной безработицы. Фактически указанный объем реального валового национального продукта отражает потенциал роста той или иной экономики без угрозы быстрого раскручивания инфляционной спирали.
Если текущее производство реального ВНП ниже обозначенного потенциала (например, в точке Е), то есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение совокупного спроса. Этого можно добиться, используя три основных рычага государственной экономической политики: снижение налогов, увеличение денежной (в первую очередь кредитной) массы, рост государственных расходов.
Напротив, если фактическое производство реального ВНП в достаточной степени превышает обозначенный потенциал (например, находится в точке Е1 классическим примером является российская экономика), говорят, что экономика находится в перегретом состоянии. Для него характерны сверхзанятость (своего рода безработица на работе), усиленное развитие инфляционных процессов, переходящих в гиперинфляцию, обострение товарного и бюджетного дефицитов.
В такой ситуации общество живет не по средствам, происходит проедание национального дохода, нарастает отставание в техническом уровне развития производства.
Все это диктует необходимость проведения энергичной государственной политики, направленной на сокращение совокупного спроса и перевод экономики в положение, близкое к состоянию Е11. Теоретически и практически последнее достигается за счет ужесточения налогового пресса, сокращения денежной (в первую очередь кредитной) массы, существенного снижения (экономии) государственных расходов.
Однако эффективно использовать все эти три основных рычага государственным органам удается не всегда. Чем сильнее отклонения от параметров состояния общего экономического равновесия, тем меньше соответствующие возможности.
Применительно к нынешней экономике России трудно требовать быстрой трансформации существовавшей ранее банковской системы в классическую систему мирового образца. Это не позволяет в полной мере использовать банковские рычаги сокращения наличной и кредитной денежной массы, хотя сегодня процесс сжатия последней, несомненно, идет.
При существующем тяжелом состоянии государственного бюджета существенное снижение государственных расходов задача также трудновыполнимая. После проведения либерализации цен, в условиях прогрессирующей инфляции не увеличивать социальные расходы нереально.
Структуру национального хозяйства быстро изменить нельзя. Возможности сокращения военных расходов ограничены традиционно сложившимся высоким удельным весом в экономике оборонного комплекса, хотя начиная с 1992 г. правительство Российской Федерации постепенно добивается сокращения военных расходов.
Именно на них сегодня вынужденно перемещен центр тяжести при проведении экономических реформ и в решении сложнейших проблем народнохозяйственной сбалансированности.
В свою очередь, сверхжесткое проведение стабилизационной финансовой политики может привести к тому, что экономические агенты будут вынуждены заметно сократить размеры предложения при том же изменении цен: кривая AS на 10 сместится в положение AS1. В этом случае сокращение совокупного предложения скорее всего вызовет новую волну роста цен, во многом определяемую характеристиками эластичности кривой AD. В результате спад производства может сопровождаться довольно высокой инфляцией. Напротив, рост инфляции, вызванный стимулированием совокупного спроса, может быть в известной степени смягчен, если в результате предпринятых мер одновременно произойдет увеличение совокупного предложения. Приведенный ADAS анализ общего экономического равновесия отличается известным схематизмом.
Вместе с тем, он может быть полезен при оценке логики происходящих изменении и последовательности предпринимаемых шагов в рамках государственной политики достижения экономического равновесия.
Итоги развития экономики России По темпам роста ВВП Россия рвется в лидеры. Международные эксперты очень высоко оценили перспективы России - по итогам прошедшего года наша страна могла бы войти в десятку наиболее динамично развивающихся стран мира, заняв девятое место18.
Если основываться на предварительных оценках темпов роста валового внутреннего продукта в мире, то при сохранении нынешней положительной динамики Россия может занять шестое или седьмое место в рейтинге наиболее интенсивно развивающихся экономик мира.
Не менее динамичной выглядит экономика России на фоне процессов, происходящих в странах СНГ. По данным Международного валютного фонда, который исследовал развитие экономической ситуации в Содружестве с января по август 2000 года, по темпам роста ВВП Россия занимает второе место, уступив первенство лишь Туркмении где национальный доход вырос почти на 16%. Любопытно, что последнюю строчку занимает страна, с которой Россия собирается создать единое государство, - Белоруссия. Объем ВВП в этой стране упал на 6,3%.
Такого снижения национального дохода не было в России с 1994 года. И даже в кризисный 1998 год российский ВВП снизился лишь на 4,6%.
Потенциал позитивных изменений, проявившихся в посткризисный период, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и внутренняя социально-экономическая стабильность позволили сохранить положительную динамику важнейших макроэкономических показателей на протяжении большей части 2000 года. В целом 2000 год можно назвать самым успешным для российской экономики за последнее десятилетие.
Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации19
1998/1991 |
1999 |
2000 |
2000/1998 |
|
Валовой внутренний продукт |
60.6 |
103.5 |
107.7 1) |
107.7 |
Индекс потребительских цен |
||||
прирост за период |
36.5 |
20.2 |
||
прирост в среднем за год |
232 |
28.1 |
||
Продукция промышленности |
50.0 |
108.1 |
109 |
117.8 |
Продукция сельского хозяйства |
58.9 |
104.1 |
105 |
109.3 |
Инвестиции в основной капитал |
24.8 |
105.3 |
117.7 1) |
123.9 1) |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
51.7 |
85.8 |
109.2 1) |
93.7 1) |
Оборот розничной торговли |
95.5 |
92.3 |
108.9 |
100.5 |
Объем платных услуг населению |
28.7 |
107.5 |
105.7 |
113.6 |
Экспорт товаров |
138.5 2) |
101.3 |
138.6 1) |
140.4 1) |
Импорт товаров |
138.9 2) |
68.3 |
111.6 1) |
75.2 1) |