Программа внутреннего соответствия финансового учреждения (на примере США)
Эффективная программа внутреннего соответствия имеет существенное значение для способности финансового учреждения выполнять правила и нормы Закона о банковской тайне и для обеспечения такого положения, при котором это учреждение не будет вовлечено в противозаконные действия.
Как минимум, программа внутреннего соответствия должна включать в себя меры внутреннего контроля для обеспечения последовательного выполнения применимых правил и норм, благодаря:
Перечисленные выше позиции представляют собой базовые составные части хорошо организованной программы соответствия. Для того, чтобы установить и поддерживать программу, обеспечивающую стабильное и неукоснительное выполнение применимых правил и норм и помогающую оградить учреждение от злоупотреблений со стороны лиц, которые хотели бы использовать услуги этого учреждения в незаконных целях, финансовые учреждения должны подключить к этой программе целый ряд участков работы и разные уровни администрации.
1. Старшее руководство. Старшее руководство финансового учреждения должно продемонстрировать свою приверженность принципам и практике соответствия путем:
Формулирования жесткого плана соответствия, который полностью приводился бы в исполнение и утверждался коллегией директоров этого учреждения.
Требования того, чтобы старшее руководство было должным образом информировано о действиях по обеспечению соответствия, о результатах проведенных проверок или аудитов, а также о любых нарушениях принципов соответствия и о принятых мерах по их исправлению.
Включения требований соответствия нормам и правилам в описание должностных обязанностей и в оценку показателей работы сотрудников учреждения; а также
Введения порядка, согласно которому соблюдение принципов соответствия является условием продолжения работы в учреждении.
С принятием так называемого "Правила $3000", согласно которому вводится обязательность ведения учета всех случаев приобретения за наличные средства определенных финансовых инструментов стоимостью от 3 000 до 10 000 долларов, те же принципы контроля за операциями с наличностью (валютой) должны быть применены также и к этой функции.
Учреждение должно быть способным обеспечить положение, при котором имеющие право на подобное исключение клиенты соблюдают ограничения, сопровождающие такое исключение, и при котором проводится регулярный контроль операций, связанных с этими клиентами. Все отклонения от установленного порядка применения исключений со стороны как клиента, так и самого учреждения должны надежно выявляться принятой программой внутреннего соответствия.
5. Обучение и повышение квалификации. Работники финансового учреждения должны проходить особую подготовку и обучение по всем аспектам применимых правил и связанного с ними внутреннего порядка. Эффективная программа такого обучения должна включать в себя:
6. Ответственный за соответствие. Определенное лицо должно быть назначено ответственным за соответствие, и в его обязанности должно входить повседневное руководство исполнением программы соответствия.
4.6 Региональные особенности контроля над отмыванием доходов, полученных преступным путем
Контроль над отмыванием денег в США. Правовую базу борьбы с легализацией преступных доходов в США составляют два уровня законодательных актов – федеральные акты и законы штатов.
К числу федеральных законов относятся: "The Bank Records and Foreign Transaction Reporting Act" (Акт о банковских записях и отчетности по международным операциям), известный также под названием "Bank Secrecy Act" – BSA (Акт о банковской тайне) и Закон о борьбе с "отмыванием" денег (1986).
"Bank Secrecy Act" установил нормы, касающиеся документации и отчетности для частных лиц, банков и других финансовых предприятий. Причиной принятия данных норм явилось стремление оказать помощь правоохранительным органам в преодолении проблем, порожденных законами по охране банковской тайны, принятыми в разных странах.
Закон BSA помогает установить источники, объем и движение американской валюты и других денежных инструментов, ввозимых или вывозимых из страны либо помещенных в финансовые предприятия. Этот закон также регулирует использование полученной информации для расследования уголовных, налоговых и других правонарушений.
Закон состоит из двух частей. Первая часть, обобщенная в разделе 12 "The Unated Stated Code" – USC (Объединеннcй кодекс) требует, чтобы банки и другие финансовые учреждения хранили и поддерживали определенную документацию в течение пяти лет.
Вторая часть, обобщенная в разделе 31 USC, обязывает частных лиц, банки и другие финансовые организации отчитываться об определенных внутренних и международных операциях (превышающих 10 тыс. долларов).
Денежные инструменты, ввозимые и вывозимые из страны либо вкладываемые или снимаемые в американских банках и других финансовых учреждениях, сами по себе не являются ни контролируемыми, ни незаконными. Однако сам факт перевозки суммы, эквивалент которой превышает 10 тыс. долл., должен быть декларирован в таможне в форме "A Report of International Transportation of Currency or Monetary Instruments" – CMIR (Отчет о международном перемещении валюты или денежных инструментов).
Обмен, снятие, вклад или перевод суммы, превышающей 10 тыс. долл. во внутренних банках и других финансовых учреждениях, должны быть декларированы в Internal Revenue Sеrvice -IRS (Налоговое управление, или Служба внутренних доходов) в "A Currency Transaction Report" – CTR (Отчет о валютных операциях). Лица и организации, уклоняющиеся от соблюдения этих требований, могут подвергнуться уголовной и гражданской ответственности, а сами фонды могут быть конфискованы.
Руководитель, имеющий право подписи в банке, и лица, контролирующие ценные бумаги или счета в других странах общим объемом более 10 тыс. долл. в течение одного календарного года, должны представлять отчет "A Report of Foreign Bank and Financial Account" – FBAR (Отчет о финансовых счетах в иностранных банках). Этот отчет представляется Казначейству до 30 июня включительно.
И, наконец, начиная с 1986 г., предприятия розничной торговли и частные лица обязаны заполнять форму "Reports of Cash Payments over $ 10,000 Received in a Trade or Business (IRS Form 8300)" (Отчет о наличных платежах свыше 10 тыс.