долл., получаемых в торговле и бизнесе) и отправлять ее IRS.
Закон США "О борьбе с отмыванием" денег (1986 г. с поправками 1992, 1994, 1995 и 1996 гг.) установил ряд других мер, необходимых для эффективной борьбы с легализацией преступных доходов. Закон криминализировал действия по "отмыванию" денег. В соответствии с этим нормативным актом финансовая операция рассматривается как отмывание денег, если лицо знает, что средства, используемые в такой операции, приносят незаконные доходы, и если это лицо осуществляет эту финансовую деятельность или:
Перевозка, перевод, отправление платежных документов считаются также "отмыванием" денег. В законе указывается на то, что перевозка является преступлением, если лицо перевозит незаконно кредитно-денежный документ из одного государства в другое или:
Обязательным требованием является наличие у каждого банковского учреждения специальной программы по борьбе с "отмыванием" денег. Система отчетности, введенная законом, позволяет отслеживать указанные этапы "отмывания" денег.
Контроль над отмыванием денег в Италии. Закон Гамма-Вассали (1990 г.) установил уголовную ответственность за операции по "отмыванию" и переводам на сумму свыше 20 млн. лир и впервые в мировой правовой практике определил понятие "преступная организация типа мафия".
Уголовный кодекс Италии предусматривает наказание в виде лишения свободы от 7 до 12 лет и денежный штраф от 2 до 30 млн. лир в отношении лиц, занятых легализацией доходов и имущества, добытого преступным путем. Наказание может быть увеличено, если такие же действия совершают должностные лица, используя при этом свое служебное положение.
В результате изменения законодательства в 1990 году государство теперь обязано осуществлять мониторинг по обнаружению и пресечению попыток легализации преступных денег. Система, мониторинга предусматривает, что перевод любой суммы за рубеж сопровождается одновременным декларированием дохода.
Согласно закону № 143 от 03.05.91 переводы сумм более 20 млн. лир разрешаются только через агентства уполномоченных посредников, которые осуществляют регистрацию и идентификацию клиента. Лица же, отказывающиеся сообщать об операции или от чьего имени они осуществляют данную операцию, либо дающие фальшивую информацию, наказываются лишением свободы на срок от 6 месяцев и штрафом от 1 до 10 млн. лир.
В законе описан механизм обязательного оповещения банковской системой компетентных органов о каждом переводе более 20 млн. лир.
Существует и механизм извещения о подобных операциях министра финансов (закон № 689 от 24.11.84) Предусмотрен достаточно широкий спектр ответственности для уполномоченных посредников как уголовной так и административно-финансовой. Банки и другие посреднические организации обязаны иметь подробную документацию о проведенных резидентами валютных операциях, чтобы судить о попытках "отмывания" денег.
Информация о личности человека, социальном положении, адресе валютного счета, на чье имя переводятся денежные средства, дате совершения операции, количестве денег на валютном счету до и после совершения операции также представляется в органы финансового контроля. Срок хранения информации в банках от 5 до 10 лет.
Контроль над отмыванием денег в Бельгии. Согласно закону от 11 января 1993г. "грязными" считаются денежные средства, добытые в результате такой преступной деятельности как терроризм, организованная преступность, контрабанда наркотиков, оружия, ценностей, нелегальное использование рабочей силы, торговля "живым товаром".
В целях предотвращения "отмывания" денег финансовые учреждения обязаны назначать служащего или создавать специальный отдел.
В соответствии с королевским указом от 11 июня 1993 г. в Бельгии под эгидой министерств финансов и юстиции была создана специальная структура – "Сектор обработки финансовой информации" (СТIF). Этот орган анализирует, с привлечением соответствующих экспертов, декларации банков, бирж и других финансовых институтов о подозрительных операциях, использует информацию из полицейских, таможенных и других государственных органов.
При необходимости он имеет право приостанавливать подозрительные финансовые операции для проверки сведений, но не более чем на 24 часа. В то же время его сотрудники самостоятельно не осуществляют следственных действий.
В случае подтверждения информации об "отмывании" "грязных" денег СТIF направляет соответствующие материалы в брюссельскую прокуратуру, которая, в свою очередь, проводит оперативно-следственные мероприятия совместно со специализированным подразделением федеральной полиции и возбуждает уголовные дела. Специальное подразделение – Центральное бюро по борьбе с экономическими и финансовыми преступлениями, которое действует с ноября 1993 года под руководством генерального комиссариата уголовной полиции, выявляет нарушения законодательства пресекает контрабанду валюты и "отмывание" капитала.
Финансовые органы вместе с тем обязаны вести контроль за перемещением денег. Так, обязательной проверке подлежат все сделки на сумму свыше 10 тысяч ЭКЮ; все сведения о финансовых операциях должны храниться не менее 5 лет.
За нарушение закона предусматриваются санкции, в частности штраф до 50 млн. бельгийских франков.
Контроль над отмыванием денег в Великобритании. Для координации деятельности по "отмыванию" преступных капиталов в стране создана специализированная Объединенная рабочая группа, в состав которой входят ведущие деятели финансового сектора экономики.
Оперативной работой занимается Национальная служба Великобритании по финансовым расследованиям, в составе которой имеется Бюро по валютным расследованиям.
В основных нормативных документах, относящихся к этой области (Руководящие положения для финансовых структур по борьбе с "отмыванием" денег, Уголовный кодекс Великобритании и Регламент по борьбе с "отмыванием" капиталов , изданные в 1993 г.), учтены требования и рекомендации Директивы ЕС по борьбе с "отмыванием" капиталов.
В новом уголовном законодательстве предусмотрены более жесткие санкции за доходы, полученные преступным путем, в том числе связанные с наркобизнесом и терроризмом. Уголовным преступлением считается также и бездействие финансовых учреждений, в результате которого стала возможной легализация незаконно полученных средств. Преступными считаются действия физических лиц, содействующих кому-то в "отмывании" денег путем их сокрытия, хранения или инвестирования, а также если эти лица знают или подозревают, что денежные средства являются доходом от серьезных уголовных преступлений.
Наказание – 14 лет лишения свободы и штраф; за разглашение информации преступнику или третьему лицу – до 5 лет; за недонесение о ставших известными операциях по "отмыванию" денег – до 5 лет.
При рассмотрении случаев нарушений валютного и экспортного режима в данной области суды принимают в расчет указанные документы, содержащие ряд изъятий из либерального в целом валютного и банковского режима. С 1 апреля 1994 года по сделкам на сумму, превышающую 15 тысяч ЭКЮ (12 тысяч дол.), проводятся процедуры идентификации клиента.
Есть основания предполагать, что в обозримом будущем действующее британское законодательство в области валютного и экспортного контроля будет совершенствоваться главным образом в направлении более полного отражения рекомендаций и мер по борьбе с "отмыванием" незаконно полученных капиталов, которые разрабатываются и координируются ФАТФ и ЕС.
Контроль над отмыванием денег в Германии. Состав преступления "отмывание денег" определен в Уголовном Кодексе ФРГ.
В соответствий с 261 УК подлежит уголовному наказанию лицо, которое скрывает предмет имущества, полученный в результате преступного деяния другого лица, предусмотренного 29 абз.1 1 Закона о наркотических средствах – "Торговля наркотиками" – или в результате преступного деяния, довершенного членом преступного сообщества ( 129 УК), а также которое утаивает происхождение этого предмета или препятствует или ставит под угрозу срыва выявление его происхождения, обнаружение, взыскание (ср. 74 УК) или конфискацию данного предмета.