Из-за отсутствия государственной поддержки отечественные предприниматели не в силах конкурировать с импортом и теряют рынок России в СНГ.
Экономическая интеграция стран Евразии идет с большим трудом, преобладает односторонняя западная ориентация российского бизнеса.
По значимости, суля по данным экспертных опросов, проводившихся с нашим участием в 1994-1995 гг. в ряде регионов, пути развития предпринимательства могут быть расположены в следующем порядке:
1. создание стабильного и детального хозяйственного законодательства на основе принятого Гражданского кодекса, принятие законов прямого действия, не нуждающихся в постоянных уточнениях, подзаконных инструкциях и т.п. До 1996 г. принято не более 1/5 от общего числа законов для нормального функционирования рыночной экономики;
2. создание механизмов исполнения законов, позволяющих предпринимателям обходиться без услуг мафии при регистрации фирм, разрешение хозяйственных споров, возврате долгов и т.п.; защита жизни и имущества от преступных посягательств; преодоление массовой коррупции чиновников на всех уровнях;
3. введение нового налогового кодекса, направленного на стимулирование эффективного предпринимательства, а не только на фискальные цели; дифференциация налогов в зависимости от источников и использования походов, а не на базе предпочтений органов власти;
4. развитие региональной рыночной инфраструктуры с предоставлением малому бизнесу в приоритетных областях информационных, маркетинговых, научно-технических, образовательных услуг на льготной основе;
5. формирование устойчивых связей малого и крупного бизнеса на основе франчайзинга, системы дочерних фирм и субконтрактов в рамках финансово-промышленных групп, предпринимательских сетей и бизнес-ассоциаций; создания на этой основе среднего звена управления финансово-хозяйственными комплексами, сочетающего рыночные и планово-организационные методы;
6. формирование национального стиля предпринимательства на основе освоения современного менеджмента, позволяющего развивать позитивные традиции и ограничивать действие негативных черт национального характера. Особое значение при этом имеет этика.
В современном мире сложились две школы менеджмента - американская и японская. Они различаются структурой акционеров (преобладание физических или юридических лиц) преобладающими целями бизнеса (максимум текущей прибыли или расширение рыночной ниши в перспективе); механизмом сотрудничества (конкурентным или коллективным) и принятия решений (единолично или коллективно); соотношением критериев оценки работников, материальных и моральных стимулов, вложений в материальный и человеческий капитал;формами разделения труда и т.д.
На наш взгляд, японский стиль гораздо ближе к российским традициям.
Роль предпринимательства в развитии общества состоит прежде всего в развитии инициативы массы людей, которые не находятся на содержании государства (общин, мафиозных групп и т.п.), в выборе сферы приложения своих сил и способностей.
Предпринимательство - форма выражения и развития личности человека, его способностей и потребностей, Социальные потребности людей определяют их стремление к экономической свободе, при которой выбор способа реализации трудового потенциала и форм деятельности ограничивается лишь их эффективностью. По мере выхода из нищеты предприимчивость все теснее связывается с состязательностью, желанием привлечь к себе внимание, заслужить признание в обществе.
Свобода, состязательность и диалектически связанная с ними ответственность предполагают неравенство в положении работников, иерархию, основанную на различии способностей и, как следствие, результатов труда. Этот естественно - исторический процесс не может быть отменен никакой общественной формацией. Все попытки преобразования человеческого материала, создания нового человека путем ограничения его экономической свободы и замены внутренней мотивации внешними, организуемыми государством, стимулами и гарантиями, приводили к деградации личности, превращению самодеятельных работников в безответственных люмпенов, ожидающих указаний и материальных благ от начальства.
Для них характерна имитация труда, однообразие потребностей, неприятие тех, кто хочет и умеет работать, проявляя инициативу.
Их активность проявляется не в производстве, а в распределении того, что создано другими. При этом равенство в потреблении все равно остается недостижимым, складывается новая иерархия, но уже не на базе состязания в труде и экономическом мышлении, а на основе власти привилегий, близости к начальству, центрам распределения.
Советская экономическая наука 30 - 70-х голов по сути дела игнорировала личностные факторы экономического поведения, что отражало общие технократические тенденции в политике и невнимание к той производительной силе, которую сами классики марксизма называли главной. Между тем, А.Смит, А.Маршалл, Дж. Кейнс, Й.Шумпетер, М.Вебер, Д.Гэлбрейт, многие философы и экономисты России начала XX века понимали, что без исследования хозяйственных способностей, социально-психологических и этносоциальных основ экономического поведения, мотивации труда и потребления, восприятия различных форм собственности и хозяйствования учение об экономических законах и категориях не может служить руководством к практической деятельности,
К числу основных особенностей, определяющих необходимость собственной модели предпринимательства в России можно отнести уже накопленный опыт рыночного хозяйствования.
В России классический рынок стал формироваться лишь после освобождения крестьян - наиболее многочисленного класса общества от крепостной зависимости в 1861 году.
Уже в 1914-м началась мировая война и были введены административно-командные ограничения рынка. Даже с учетом НЭПа (1921-1926 гг.) население жило в условиях рынка, причем с большими перерывами немногим более полувека, а на Запале 300-400 лет.
В России не сложились традиции рационального, расчетливого экономического поведения.
По традициям большинства народов СНГ считается, что не в деньгах счастье. Хотя новые русские не следуют этим традициям, все же богатый сосед вызывает преимущественно подозрительность и зависть, а не желание изучить и повторить его опыт, а то и превзойти, добиться большего.
От трудов праведных не наживешь палат каменных, не обманешь - не продашь - так оценивают купеческое богатство русские пословицы.
Размытость внешних границ расселения народов России, богатство природных ресурсов, громадные массивы свободных земель уменьшали возможность и необходимость подобных расчетов.
Им (россиянам) была нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим".
Скромный облик протестантских, а также старообрядческих храмов и их служителей, наглядно контрастируют с золотыми куполами, драгоценными окладами икон, пышными одеждами епископов, роскошными дворцами прежних, да и нынешних восточных правителей, традиционными ансамблями мечетей.
На просторах Евразии никогда не была в особой почести точность и скорость. Бог дал, бог взял - так относились к потере имущества люди,
Постоянные набеги завоевателей, засухи и стихийные бедствия не располагали к долгосрочному планированию своих действий, которые в крови у бизнесменов Запала. Ориентация на авось, выраженная во многих пословицах (утро вечера мудренее, работа не волк -в лес не убежит, будет день - будет хлеб), приводит к тому, что и сегодня, как блестяще сформулировал В.С.Черномырдин ; Хотел как лучше, а получилось как всегда.
Национальный менталитет большинства народов СНГ не одобряет нормальные по протестантской этике возмездные отношения между людьми. Коран прямо запрещает ростовщичество, но считает обязательной помощь неимущим.
В Евразии не приемлют гамбургский счет, когда каждый в компании платит сам за себя.
Здесь распространены традиции Хошара - коллективной помощи соседу в постройке дома.
Символом доброго дела в России служит обитель Сергия Радонежского - бескорыстного аскета, призывающего к единству, а в США - мемориал миллиардеров Рокфеллеров, подаренный ими Нью-Йорку.