МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ


В-третьих , в процессе функционирования СЭЗ происходит большая торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. В-четвертых , современная НТР обьективно на первый план выдвигает СЭЗ, в которых сосредотачиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разроботкой новой и высокой технологии Заметная роль СЭЗ в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производствав привлечения иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики в условиях перехода от командно-плановой экономики к рыночной. Дело в том ,что развитие СЭЗ происходит в рамках осуществляемой общей экономической реформы являются катализатором развития СЭЗ. Степень влияния на остальную территорию развивающихся стран является довольно ограниченной. Для промышленно развитых стран, как правило ,и не ставиться задачи распространения такого влияния . Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживления предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики. Кроме того, образование СЭЗ сопрежено как правило, со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию.

Без централизованной поддержки они практически нежизнеспособны.
При многочисленых примерах успешного функционирования СЭЗ имеют место неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале и других странах разного рода СЭЗ не только не увенчались успехом, но многие из них вообще перестали функционировать. К основным причинам такого положения можно отнести ;
-политические
-экономические
-организационные
Политические причины связаны с общей нестабильностью в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий .
К экономическим причинам ,прежде всего, следуе отнести чрезмерно усложненное, запутанное ,с точки зрения инвестора , законодательство об инвестиционном режиме в зоне. Бюрократическая заорганиованность управления СЭЗ, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропоганда и реклама преимуществ спец зоны - все это также заметно отражается на ее судьбе.
К сожалению ,к числу стран и регионов, где СЭЗ не только не дают пока заметного результата и эффекта для народного хозяйства, но и их собственное развитие оставляет желать лучшего , относится Россия.

МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Создание СЭЗ в России и в странах Содружества, как отмечалась перво разделе пособия, подчинения главной задаче - интеграции национальных хозяйств в мировую экономику. Деятельность по проектированию и организации функционирования этих зон осуществляется на основе использования международного опыта и в соответствии с требованиеми Европейского экономического сообщества. В то же время учитываются специфика и особенности каждой проектируемой СЭЗ, которые определяются расположением , характером обьектов, локальными условиями и задачамирегиона, города, территориального анклава и т. П.
Первоочередными шагами в создании СЭЗ определение их целей и задач . Как правило, они тесно взаимосвязанны. Так, в зонах носящих комплексный характер цели подчинены активизации предпринимательской деятельности для ускорения освоения природных ресурсов и роста на этой основе экспортного потенциала ,развитию современного производства путем внедрения новейших технологий ,приобретению опыта развития рыночных отношений . Исходя из указаных целей ,. Ставятся задачи создания СЭЗ.
К числу таких задач, например, относятся;
-привлечения иностранного капитала
-использования зоны как шлюза между внутренней экономикой и мировым рынком
-отработка новых форм хозяйствования
-создания льготных условий для хозяйственной деятельности отечественным и зарубежным предпринимателям .
Создание СЭЗ - сложный процесс. Он включает в себя четыре стадии 1)предпроектную


2)исходный период, этап создания и функционирования
На начальной стадии, предшествующей созданию СЭЗ, администрация территории, где предполагается создать СЭЗ с привлечением специалистов определяет целесообразность ее образования, намечает целевую направленность и отраслевую структуру СЭЗ, а также некоторые другие ее параметры.


По результатом проведенной работы принимаются решения о проектировании СЭЗ и подготовке соответствующих документов по ее официальному признанию.
После - принятия решения о создании СЭЗ - наступает этап введения ее в действие, т. Е. формирование инфраструктуры ,основных элементов, условий предпринимательской деятельности. Далее следует сдадия функционирования зоны.
Написал Лещинский Павел 1996г



Содержание раздела